Учебный проект как механизм реализации деятельностного подхода в начальной школе
статья

Федосеева Елена Михайловна

публичное выступление на заседании МО учителей начальных классов МАОУ "СОШ № 5 г.Закаменск"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект  как  механизм реализации деятельностного подхода  в начальной школе

Федосеева Е.М.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Наша задача - задача учителей суметь организовать работу так, чтобы способствовать формированию всех этих категорий.

 Как это сделать? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности – индивидуализировать процесс обучения и воспитания. Ведь у любого ребёнка есть свои сильные стороны. Если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя невостребованным бездарным человеком.

Одним из путей работы по траектории развития каждого ребенка – это работа над учебными проектами.

   Давайте вспомним, что такое проект? 

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

 

  Что такое проект для ученика? На мой взгляд - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

   Что же такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у обучающихся умение проектировать, обогащает  опыт поиска информации, опыт  практического применения своих суждений, знаний, позволяет нашим воспитанникам самообучаться, саморазвиваться, учит самоанализу.

  Я со своими учениками обязательно  беру в разработку темы учебных предметных проектов (те, что предусмотрены нашей Рабочей программой по предметам и авторами учебников УМК «школа России». Их по каждому предмету в каждом классе – несколько в течение года.

    Как организовывается работа в конкретном классе?

Работу надо начинать с первого года обучения. Конечно, в 1 классе нашу работу  еще и не назовешь проектом, но все-таки. Так, например, параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Сначала создали портрет любимой буквы (дети сами выбирали), потом буквы имени, фамилии, имя мамы и т.д. Один лист А4- это одна буква. Мы ее делали "живой, искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Потом листочки собирались в папку с файлами.  Получилась у каждого своя азбука. Рассматривали, делали мы все это на уроках обучения грамоте, дома шли декоративные работы, усовершенствование. Важный момент -  нужно выслушать  ребенка с его работой, и у каждого, отметить хоть малейший, но прогресс.

    Позже делали проекты по внеклассному чтению. Темы были посвящены произведениям о животных. Проекты были представлены в виде книжек - малышек.

   Начиная со второго полугодия первого класса те дети, которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то в печатном варианте, кто-то презентацию вместе с родителями смог подготовить (у кого какая возможность была и желание). Но обязательно добиваюсь, чтобы материал, который готовят дети, был авторским, понятен и доступен детям, а не скачан чужой  из Интернета.

  Во 2 классе очень интересным, на мой  взгляд,  был проект "Загадки" на уроке литературного чтения. Ребята провели работу по сочинительству собственных  загадок. Конечно, предварительно на уроках чтения мы рассматривали: как составляется загадка, каковы ее отличительные особенности.  Каждый ребенок представил отдельную страницу общего альбома. Загадки сопровождались рисунками-подсказками, которые дети подбирали, наклеивали и рисовали сами, а также с помощью родителей.

  Одним из ярких проектов, который мне запомнился в этом учебном году – проект по русскому языку «Рассказ о слове» с моими третьеклассниками. Сначала мы рассмотрели материал, который предлагают авторы учебника «Русский язык». Он там представлен в виде дерева под названием «Семья слов». Но такая работа будет однообразной, все проекты будут как по шаблону. Тогда я показала детям, как оформляется тематический лэпбук (с кармашками, с секретиками, с подвижными ребусами, с выдвижными гармошками, карточками). И это был верный ход! Ребята свои проекты представляли с большим интересом, с гордостью. И особенно любопытно было наблюдать, как они оценивают друг друга.

Да, работа над проектами требует много времени для подготовки, реализации, защиты. Но, зато какой это мощный стимул для самоутверждения личности ребенка, раскрытия его потенциала, желания сделать что-то еще, сделать лучше, ярче, качественнее. Поэтому можно сказать утвердительно: проектная деятельность – хороший механизм для реализации деятельностного подхода в образовании обучающихся и его воспитательного аспекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ VIII ВИДА НА УРОКАХ ЛЕПКИ, РИСОВАНИЯ, РУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности образовательного процесса. Её решение предполагает совершенствование условий, ме...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе...

ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

«Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»

Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение  школьни...

Творческая разработка " Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка в учебно-методическом комплекте "Школа 2100"

Образовательная система "Школа 2100" основывается на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу релизовать деятельностный подход в работе с учащимися....