Творческая разработка " Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка в учебно-методическом комплекте "Школа 2100"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Ефимец Ольга Дмитриевна

Образовательная система "Школа 2100" основывается на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу релизовать деятельностный подход в работе с учащимися.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efimets_o.d._metod._razrabotka.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка

в учебно-методическом комплекте  

«Школа 2100»

 

                                                                              Выполнила: Ефимец О.Д.

                                                                              МБОУ «Кузедеевская СОШ»

                                                                               

Новокузнецк, 2013

Оглавление.

1. Введение…………………………………………………………………………...2

2. Методическая разработка урока русского языка (2 класс)…………………3-5

3. Заключение………………………………………………………………………..6

4. Список литературы…………………………………………………………………7

Введение.

       Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению на уроках русского языка. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся,  организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

       Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Основная педагогическая задача – организация условий инициирующих детское действие. Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

      Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

      Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

     Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

     Образовательная система «Школа 2100» основывается на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.

Это:

  • проблемно-диалогическая технология,
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
  • технология оценивания учебных успехов;
  • проектная технология.

   Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

    Учебники русского языка  ОС «ШКОЛА 2100» сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.

Методическая разработка урока.

Русский язык 2 класс

Тема «Наблюдение над словами-названиями признаков».

Цель:  развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.

Формирование УУД:

Познавательные

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять  личностную рефлексию

Коммуникативные

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям.

2. Оценивать поступки в соответствии с ситуацией.

 

Ι. Актуализация. Словарный диктант.

«Проверяем то, что знаем».

Учитель диктует слова упр. 60 (дети пишут под диктовку учителя).

– Подчеркните опасные места в словах.

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное, сверяя с образцом в учебнике.

Оцените работу соседа кружком на полях.

- Задайте к словарным словам вопросы. (К слову овощной не подходят вопросы КТО? ЧТО? – это слово не подходит к группе слов-предметов. Значит, существует другая группа слов.)

II. Введение в новый раздел, тему.

1. Проблемная ситуация.

У детей на парте карточки со словами.

Задание: разделите слова на два столбика.

(Улыбка, весёлый, слон, дружные, игрушки, синяя, Иришка, братик.)

- Прочитайте слова 1 столбика. Какие слова попали в этот столбик? (слова-названия предметов).

- Задайте к ним вопросы.

- Прочитайте слова 2-го столбика. Это слова-названия предметов?  Попробуйте задать к ним вопросы.

– Сформулируйте вопрос нашего урока.

- Что вы хотели бы узнать про эти слова?

Составляется план (записываются вопросы на доску).

1. На какие вопросы отвечают слова второго столбика?

2. Есть ли связь у слов новой группы со словами-предметами?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

III. Открытие новых знаний.

 

– Рассмотрите центральный кадр диафильма перед упр. 62.

– Что удивило мальчиков? (Новый платок у Кати.)

– Расскажите, какой он? (Фиолетовый, лёгкий, красивый, новый, модный.)

На доске запись:

(Что?) Платок (какой?) новый, модный... (Что?) Очки (какие?) солнечные, красивые... (Кто?) Катя (какая?) аккуратная, красивая...

– Что обозначают слова: платок, очки, Катя? (это предметы)

– А что показывают остальные слова? (Какие это предметы.)

– Как будут называться слова этой группы? (если дети затрудняются, учитель помогает с формулировкой: слова-признаки предметов).

- Предположите, могут ли быть связаны между собой слова-предметы и слова-признаки предметов?

 

Работа по заданиям в учебнике (в парах дети пробуют закончить предложения и получают разные варианты).

Чтение и осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?

Открытие новых знаний.

Упр. 62 – формируется умение устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов и ставить к ним вопросы.

– Какие слова выделены? Что они называют? (Признак.)

– С какими словами они связаны?

– На какие вопросы отвечают?

– Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст ярче, красивее? Почему?

Вывод. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

ΙV. Применение знаний.

1. Работа по учебнику.

Упр. 63 – развивается умение ставить вопросы к словам-названиям признаков. Дети это упражнение могут выполнить самостоятельно в парах.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе составить, правильно записать предложения?

– Ты записал предложения сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.

2. Работа под руководством учителя.

– Я буду называть слова, а вы догадайтесь, о каком предмете идёт речь.

Пушистый, маленький, с коготками, мяукает (котёнок)

Кислый, жёлтый, овальный (лимон)

– Почему легко было узнать предмет? (Много слов-подсказок, описывающих эти предметы.)

– Какие признаки могут называть слова, характеризующие предметы? (Цвет, форма, вкус, размер, качество.)

– На какой вопрос они отвечают? (какой? какая? ...) П. Такие слова называются именами прилагательными.

– Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?

Чтение правила в рамке и сравнение его с собственными выводами детей.

- Как на схеме можно показать эту связь?

 ЧТО?  КАКОЙ?

3. Работа по учебнику.

Упр. 64 – формируется умение задавать и различать вопросы какой? какая? какое? какие?

Можно дать задание по вариантам, рядам, группам.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

- Вернемся к плану урока. Рассмотрели все пункты нашего плана? Значит, добились поставленной цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. По желанию: придумать слова названия признаков на тему «Осень».

2. Упр. 47 «Дидактический материал».

Заключение.

       Тема проведённого урока русского языка «Наблюдение над словами-названиями признаков»  позволяет учителю провести наблюдение не со стороны (учитель объясняет, дети слушают), а предложить  детям самим  включиться  в процесс наблюдения. В результате чего активизируются познавательные процессы (извлекают информация, составляют схемы, обобщают и классифицируют слова по признакам), формируются и другие УУД. Важно, что дети вступали в диалог с учителем, с другими учениками. На уроке дети смело высказывают свои предположения, прогнозируют, оценивают себя и своих одноклассников.

      Лично я, работая два года назад по другой программе, редко использовала технологию деятельностного подхода в обучении. На уроках чаще сама девала знания, а дети слушали и выполняли задания. Своей целью я ставила – дать больше знаний. Теперь, работая второй год по программе «Школа 2100»,  я пересмотрела свои взгляды на процесс обучения. В этом мне помогли методические рекомендации для учителя по учебным предметам и, конечно,  лекции на курсах повышения квалификации при ИПК г.Новокузнецк.  Теперь каждый урок открытия новых знаний – это творческая лаборатория, где обучающиеся спорят, выдвигают предположения и пытаются обосновать свою точку зрения своим одноклассникам. Если эти универсальные учебные действия сформируются в школе, то в жизни дети найдут им хорошее применение.  

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового

   поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С.34-41

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в

   развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 145с.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана

    урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006. – 112с. .

4. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении

    школьников” Уфа,2004. – 167с.

5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]. – Режим

    доступа: http://festival.1september.ru//

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.

Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....

Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения

Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Цель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жиз...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.

В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...