Работа с одаренными детьми в начальной школе.
статья

Айтыкина Амина Худжатловна

 «Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом». Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей.                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_rabota_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1.Работа с одаренными  детьми  в начальной  школе.

А.Х. Айтыкина

учитель начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ №2»  

 

 

Из опыта своей работы хочу сказать, что учитель начальных классов – настоящий волшебник, открывающий  для каждого ребёнка ту самую заветную дверцу в огромный мир знаний и помогающий правильно взрослеть. Именно он учит понимать, что такое хорошо и что такое плохо, отличать добро от зла.

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию.

Современные дети совсем другие. Они очень быстро учатся пользоваться новыми информационно – цифровыми технологиями, овладевают ими легко и свободно.

В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Слайд №2 «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский
                                       

     Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь обучением и развитием младших школьников. Стараюсь создать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

      Слайд №3    Цель состоит в разработке, совершенствовании и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное раскрытия потенциала одаренных детей.

Исходя из опыта работы, я попробовала систематизировать свою работу с одаренными детьми. Вот какие основные компоненты задач в работе с одаренными детьми применяю в своей практической деятельности.

 Слайд №4 Основные задачи:

  • выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;

  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  •  развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  •  создание условий для всестороннего развития обучающихся.

Конечно, что-то получается, что-то не получается.

Выявление одарённых детей - это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности".

К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников.

Собранная таким образом информация позволяет   создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

Работа с одарёнными детьми в урочное время требует особого подхода, особой системы обучения. Она включает в себя:

- индивидуальный подход;

- использование активных методов работы; 

Слайд №5  Методы работы с одарёнными детьми использую:

  • исследовательский,
  • частично –поисковый,
  • проблемный,
  • проектный.

        - владение нетрадиционными формами и способами работы Слайд №6 

(вы их видите на слайде)

- использование информационно – коммуникационных технологий;  

Моих учеников, начиная с первого класса, активно включаю в мероприятия,  которые помогают развивать следующие ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, продуктивную. Применять различные средства и методы обучения для развития творческих способностей учащихся   не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: на занятиях творчества, организации проектной работы, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, выставкам. Ребята успешно выступают в предметных олимпиадах.

 

Задания: Слайды № 7-14

Например. На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: волк, кошка, пушистая, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово пушистая, т. к. это имя прилагательное, а остальные – имен существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и волк (это существительное 2 склонения, а остальные - первого).

На уроке математики учащимся предлагаю задания поискового характера.

Значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Исследовательская деятельность младших школьников - это совместная деятельность учеников, учителя и родителей.  

Слайд №15

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии  творческого потенциала ребёнка. Это помогает ему освободиться от комплекса неуверенности в себе. Для родителей на родительских собраниях доводится информация о тех или иных конкурсах, мероприятиях, даются рекомендации по подготовке. Также доводится информация о победителях, призерах. Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов во время проведения тематических недель. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.  

Олимпиадное движение – одно из важнейших направлений в работе с одаренными детьми, которое дает свои положительные результаты.

Слайд №16-26  Участие в олимпиадах:

Результат моей работы – это результаты моих учеников. Это успешное участие ребят в предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, в выставках и конкурсах разного уровня.

Мои ученики  занимают призовые места в различных конкурсах районного, регионального, Всероссийского и  Международного значения.

  Международная олимпиада по основам наук  для начальных классов,  Международная олимпиада  Инфоурок (весенний тур, осенний и зимний тур), «Всероссийский детский конкурс ко Дню космонавтики», Всероссийский детский конкурс «Любимый мультгерой», Международный  конкурс « Зелёная планета», Всероссийский конкурс РДШ, Поселенческая модельная библиотека им. А.С.Тарханова Конкурс к 200 летию Н.А.Некрасова , 90 летию образования Югры «С днем рождения, Югра!», Всероссийский урок Цифры, Всероссийская Олимпиада Эколята «Молодые защитники природы

Очень ценным оказалось привлечение родителей, и систематическая совместная работа с материалами сайта интеллектуальных олимпиад на платформах «Учи.ру» и «Яндекс .Учебник».

Слайды № 27-28 Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

Слайд № 29 Работая с родителями, стараюсь донести одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждёт любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. В моем классе родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни.

Проявление человечности, доброты, заботы об окружающих - вот то, чего не хватает сегодняшним детям. Понимая это, я осознанно вовлекаю детей вместе с родителями в различные проекты и акции. Благодаря поддержке родителей, у нас все получается!

 «Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом». Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей.                                                                     

Слайд № 30Хочется закончить своё выступление словами Сократа:                 «В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ - СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ  ЕМУ СВЕТИТЬ». 

Слайд № 31

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

"Использование ИКТ технологий в начальнойшколе"

Характер познавательной деятельности учащихся определяется не только целями и задачами обучения, но и содержанием учебного материала, формами организации работы с ними. В наше время современные компью...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...