Школа вежливых наук
методическая разработка (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  "Школа вежливых наук". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vezhlivyh_nauk.docx90.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному  направлению

 «Школа вежливых наук»

1 класс

(УМК « Школа России»)

Учителя :

Галаева Валентина Николаевна

2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

Содержание предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение        в        мир        человеческих        отношений,        нравственных        ценностей, формирование личности.

Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Тематическое планирование курса

Раздел программы

№ п/ п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол- во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Я среди людей

(7 часов)

1

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

2

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия»,

«отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

3

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

 4

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

    5

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

6

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

7

Верность слову

Понятия «верность слову»,

«честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1

Речевой этикет

(7 часов)

     8

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

1

    9

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты»,

«поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

   10

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.

1

   11

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

  12

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

   13

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

   14

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

Культура поведения (14 часов)

   15

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

    16

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

    17

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

    18

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

    19

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

    20

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях.

Разыгрывание ситуаций «Мы в

1

    21

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

    22

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

   23

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В

1

    24

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое

«общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

25

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

26

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

27

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения

1

28

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

1

В мире сказок

(3 часа)

     29

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

30

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

31

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

Итоговые занятия

(2 часа)

32

33

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....

школа вежливых наук

Планирование кружка "Школа вежливых наук"  1 класс...

"Школа вежливых наук."

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов....

Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

Программа "Школа вежливых наук"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО социальног направления. Программа расчитана на 4 года обучения для  1-4 классов....

Проект "Школа вежливых наук"

Данный проект поможет спланировать работу по воспитанию навыков культурного поведения в 1-4 классах....

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...