Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС
статья

Материал для использования в работе МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_otsenivaniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                   

Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер, способствует  появлению учеников, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к учению.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

Частое оценивание, желательно на каждом уроке.

Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.

         Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

          Одним из подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.  

          Этапы формирование действий контроля и оценки в начальной школе

На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной организации действий контроля и оценки зависит во многом успех образования ребенка. Цель действия оценивания – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять.

Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Сегодня можно утверждать, что современные цели образования, новые образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы без трансформации системы оценивания учебных достижений на школьном уровне.

Принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования и сопровождающие его регламенты, методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  2. Оценивание может быть только критериальнымОсновными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Прозрачность и открытость оценивания, где критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  4. Приоритет самооценки учащихся над оценкой учителя для чего система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включаясь в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к этойсамооценке.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности, в соответствии с требованиями Стандарта, являются:

  • оценивание образовательных результатов (итоговое, промежуточное оценивание);
  • формирующее оценивание, направленное исключительно на диагностику и коррекцию деятельности учащихся;
  • индивидуальный прогресс ребенка в обучении; особенности развития его собственного процесса обучения.

Необходимо выделить этапы становления действий контроля и оценки в рамках начального образования:

1 этап – 1 класс, когда осуществляется переход от дошкольного к школьному образованию;

2 этап – со 2-го класса – до начала второго полугодия 4-го класса - совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества

3 этап – со второго полугодия 4-го – по 5-й класс – рефлексивный, когда осуществляется переход от начальной школы к основной.

На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя. Рассмотрим их подробнее.

На первом этапе (1 класс) основная цель – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся отводится пооперационному контролю.

В 1-м классе закладывается два вида оценки:

Ретроспективная оценка - самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает работу над критериями оценки. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.

 Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения:

  • выполнение самой работы,
  • выработка критериев,
  • оценка учащимися своей работы по заданным критериям,
  • проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,
  • соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,
  • обнаружение расхождений в оценке.

Рефлексивная оценка

К концу обучения в 1-м классе дети могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях.

На втором этапе формирования действий контроля и оценки (2 – 4 классы)происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности. Такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль должен быть связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

Возникает другой вид контроля – рефлексивный, направленный на анализ основания собственно способа действия. Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано с формированиеминдивидуального учебного действия - как инициативного и ответственного учебного действия. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.

На этом этапе действия оценки полностью дифференцируются. Свою работу учащиеся рассматривают как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания.

Учитель договаривается с классом о «цене» заданий и отдельных действий. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.

На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки школьники могут:

– определить возможные «ошибкоопасные» места;

– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;

– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

На третьем этапе (4 – 5 классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. На данном этапе обучения эффективно строить работу в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов1. Со стороны учащихся 5 классов предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 4 классы). На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности включает:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;

– выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

– создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

– сопоставление полученных данных с образцом;

– характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

– составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;

– сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.

Теперь необходимо представить этапы контрольно-оценочной деятельности учащихся в рамках учебного года.

Диагностика.

2 раза в год сравниваются уровни сформированности компонентов учебной деятельности (познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки).

Используя выше перечисленные подходы к системе оценивания в нынешних условиях развития образования можно достичь одной из приоритетных образовательных целей - подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Такими способностями может обладать только человек, лично состоявшийся. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это основной вектор взросления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса»

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. Фиксир...

Формирование УУД средствами технологии оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлениена школьном  методическом объединении учителей начальных классов...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

«Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС»

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуник...

Сообщение по теме «Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС».

Вданной статье говорится о новой системе оценивания - Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?...