Роль классного руководителя в формировании личностных качеств обучающихся. Доклад.
методическая разработка

Татьяна Владимировна Ночёвкина

Создание комфортных условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, творческой и доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

г. о. Лыткарино Московской области

ШМО классных руководителей

Доклад:

«Роль классного руководителя

в формировании личностных качеств обучающихся»

Подготовила: учитель начальных классов

                                 Ночёвкина Татьяна Владимировна

https://krasunia.ru/wp-content/uploads/0/4/d/04d1b623e189a84c8fa23d48c8b1c4af.jpg

                                                   

                                             23.03.2021 г

Роль классного руководителя

в формировании личностных качеств обучающихся.

«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием  в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка».      

                                                                               В. Сухомлинский.                                                         

         Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

             В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

         Воспитывать и развивать личностные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию личностных качеств школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

Основная цель моей работы как  классного руководителя в формировании личностных качеств – это

         Создание комфортных условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, творческой и доброжелательной атмосферы в классном коллективе. Я стараюсь каждого ребёнка вовлечь в классные дела, пробудить желание участвовать в мероприятиях: классных часах, конкурсах, выставках, концертах, экскурсиях. Каждый ребёнок талантлив - что- то он умеет делать хорошо: читает, считает,  рисует поёт, мастерит, дежурит по классу, может организовать других, интересно рассказывать и т.д. Приучаю детей к активному образу жизни, участию в общественной жизни. Учу преодолевать застенчивость, робость, страх перед сценой и. д.  Последнее время часто приходится слышать, что дети ничего не боятся, но много раз убеждаюсь, что даже самые шумные и непоседливые волнуются даже, когда рассказывают наизусть стихотворение перед классом. 

Мои принципы работы с детьми.

         Каждый ребёнок уникален. Класс - это экосистема, в которой каждый занимает свою нишу. И то, на сколько, учитель разглядит важность каждого субъекта и сумеет раскрыть возможности субъекта как для него самого,  так и для других, зависит развитие личности и  коллектива.

         Найди в ребёнке хорошее и поддерживай в нём это. Считаю, что в каждом человеке есть хорошее и плохое. Ни один из нас не является абсолютом.  Мне нравится индейская притча о двух волках тёмном и светлом, которые живут в каждом человеке. Но кто из них побеждает, зависит от того, какого из них мы кормим. Я учу раскрывать детей свои «плюсы и минусы». Стараюсь поручать детям такие дела, в которых они могут проявить свои «плюсы».

         Создавай ситуацию успеха. Всегда можно найти причину похвалить ребёнка. Психология младших школьников такова, что они тянутся к поощрению. Они хотят быть успешными.

         Для меня немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок. Пробовать, как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.

    Чтобы лепить, надо знать свойства материала - изучить душу ребенка.

Пути изучения:

а)        личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой, не только с мамой в школе;

б)        изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка, дежурство по школе;    

д)        психологические эксперименты (редко и осторожно).

е)        индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личностных качеств:

  • Поручения, их проверка и помощь в выполнении.
  • Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.
  • И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.
  • Вести дневники наблюдений.

Необходимо остерегаться ошибок:

  • Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.
  • Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.
  • Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.
  • Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:

  • установление личных контактов;
  • изучение учащихся;
  • реализация индивидуального подхода;
  • средства индивидуального воздействия;
  • выстраивание программы личностного роста ребенка;

Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:

  • строить отношения с учениками необходимо на основе высоких    этических норм;
  • требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;
  • в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;
  • избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;
  • помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям;       

И в заключении, хочу подчеркнуть: способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все личностные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

«Роль классного руководителя в формировании личностных УУД»

Какую роль играет классный руководитель в формировании личности ребенка?...

«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

laquo;Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»...

Развитие культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся (доклад)

Развитие  культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся...