Современные приёмы и методы формирования читательской грамотности
статья

Ковган Алёна Владимировна

Современные приёмы и методы  формирования читательской грамотности (опыт работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные приёмы и методы формирования читательской грамотности» МБОУ Мошковская СОШ № 2 Ковган А.В. учитель начальных классов

Слайд 2

«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство.» А.С.Пушкин

Слайд 3

Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь . Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Пословицы о книге «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает» «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает» «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».

Слайд 4

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 5

Приёмы и методы формирования читательской грамотности « Потерянные буквы » Этот приём часто используем на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов

Слайд 6

«Чтение с остановками» Используется повествовательный текст. На начальной стадии урока по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и отказа от своей, если она оказалась неудачной.

Слайд 7

«Шерлок». Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Слайд 8

«Птицы прилетели» Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы прилетели»: спокойно тихо со страхом радостно грустно с издёвкой громко с раздражением со злостью Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.

Слайд 10

«Лови ошибку»

Слайд 11

« Незнайкино письмо »

Слайд 12

« Письмо с дырками » (И.З.Суриков « Детство » ) Вот моя ______, Вот ____ дом ______. Вот качусь я в ______ По горе ______. Вот ______ санки, и я на ____ хлоп- Кубарем ______ я под гору, в ______.

Слайд 13

Составление синквейна (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. Синквейн – это творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам. Конёк-горбунок (П.П.Ершов «Конёк-горбунок») Маленький, волшебный. Помогает, спасает, объясняет Всегда помогает Ивану Помощник . Зима (И.З.Суриков «Встреча зимы») Снежная, неожиданная Нарядила, укрыла, заморозила Самое лучшее время года Веселье .

Слайд 14

«Тонкий и толстый вопрос» (дети самостоятельно задают вопросы) Кто … Что … Как звали … Правильно ли поступила… Дайте объяснение, почему.. Оля съела... … Предположите, что будет, если…

Слайд 15

«Пол-арбуза». Предлагаю своим ученикам провести эксперимент со словами. Берём книжку и непрозрачную линейку. Прикрываем линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Перемещаем линейку выше и показываем только нижнюю часть слов. Читаем. Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты.

Слайд 16

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Приём "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы.

Слайд 18

«Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Озвучиваю задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Слайд 19

В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой: 1 этап - подготовительный (до начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения). На окружающем мире часто применяем «Письмо с дырками» (реконструкция текста), составляем кроссворды, заполняем таблицы, что непосредственно обращает ребёнка к тексту.

Слайд 21

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: 1. Формирование навыка (техники) чтения : это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д. 2. Начитанность. (знание изученных произведений; знание книг и произведений из круга детского чтения) 3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.). 4. Разносторонняя работа с текстом: Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается). Работа с деформированным текстом. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста. Дополни предложение и т.д. Это способствует развитию умения школьников извлекать нужную информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста, помогает подготовить детей к комплексным работам.

Слайд 22

Только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

Слайд 23

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Современные приёмы и методы  формирования читательской грамотности (опыт работы)

Ковган А.В. учитель начальных классов     МБОУ Мошковской СОШ № 2

 «Чтение – ничто;

                                                           осмысленное чтение – кое-что;

                                                           чтение осмысленное и прочувственное –

                                                           совершенство»

                                                                                                 А.С.Пушкин

            В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде». Слайд 

        Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы. Читательская грамотность сегодня -  один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе.

На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  • осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разнообразных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных источников;
  • учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом.

       Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на данный момент наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно- коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Это проблема целого общества. Поэтому на сегодняшний день ставится очень важная задача ‒ развитие читательской грамотности обучающихся. 

          Что же такое читательская грамотность? Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Первым шагом на пути к развитию читательской компетентности, безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что развитие читательской компетенции младшего школьника считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или  пассивным.

          Сегодня потребность общества в «человеке читающем» - высока. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и быть готовым к постижению новых потоков информации и научиться направлять их в нужное русло для решения поставленных задач и проблем. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

 А для этого педагогу нужно использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный  подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания обучающимися своих достижений .

 Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.

          Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

На разных этапах урока использую следующие приёмы:

«Потерянные буквы»  Слайд5

 Этот приём часто используем на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.

«Чтение с остановками». Слайд6

    Берётся  повествовательный текст. На начальной стадии урока  по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём  способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она оказалась неудачной.

 «Шерлок».  Слайд7

      Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.  Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

«Птицы прилетели». Слайд 8

Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы прилетели»:

спокойно;

радостно;

громко;

тихо;

грустно;

 с раздражением;

со страхом;

 с издевкой;

со злостью.

     Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.

Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А:        Слайд 9

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

     АЗБУКАРКТИКАРТИСТКАРФАДМИРАЛГЕБРА

Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

 За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

 Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

 «Лови ошибку»    Слайд10

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Слезами морю не поможешь.

Здоровому – грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Два сапога – тара.

 Не руби лук, на котором сидишь.

Ус хорошо, а два лучше.

       «Незнайкино письмо»       Слайд11

Приведу примеры заданий от простого к более сложному.

1. Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово.

БАЖА -...

САЛИ -...

ЗАРО -...

2. Пропуск буквы в левой половине равенства.

Прочитай слово.

Я. + В. РЬ =

Л. Ф +Т =

3. Пропуск букв в обеих половинах равенства.

 Прочитай слово.

Б. + Г. Ж =. АГА.  

М. РА. =. И +. Ж

. Е. ЛА = М. Т +.  

М. СК. =. А. +. А

. ОЛ.. К = П. Д + НИ.

. ЕЧА = СВ. +. ЧА

4. Вычитание из последнего слога.

 Прочитай слово.

 МО + РО + ЗА - А =....

 БЕ + СЕ + ДРА - Р =....

 КОМ + НА + ТВА - В =....  

5. Реконструкция слова в составе предложения.

Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы... Маша.

Весна была АННЯЯР. Была ранняя...

Мороз сковал УЛИЖ. Лужи... мороз.

Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали... зёрна.

6. Реконструкция двух слов в составе предложения.

Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

На опушке АСЕЛЦВЕРАСЛА ива.     Ива расцвела на......

Фёдор ТАКАЕТ Аню на НАСКАХ.    Аню на... катает...

7. Прочитай тексты.

Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.

8.Чтение чистоговорок

Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.

Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.

 Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.

Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.

Корзина идей

Описание приёма:

          Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов".

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

«Письмо с дырками».      Слайд 12

 (И.З.Суриков «Детство»)

Вот моя ______,

Вот ____ дом ______.

Вот качусь я в ______

По горе ______.

Вот ______ санки, и я на ____ хлоп-

Кубарем ______ я  под гору, в ______.

Составление синквейна       Слайд 13

(от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – 
одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – 
два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – 
три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – 
фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме 
существительного (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом я начинаю уже в 1 классе. Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям

Конёк-горбунок                  (П.П.Ершов «Конёк-горбунок»)

Маленький, волшебный.

Помогает, спасает, объясняет

Всегда помогает Ивану

Помощник .

Зима                                     (И.З.Суриков «Встреча зимы»)

Снежная, неожиданная

Нарядила, укрыла, заморозила

Самое лучшее время года

Веселье .

Приём «Тонкий и толстый вопрос»      Слайд14

 (дети самостоятельно задают вопросы)

Кто … Что …

Как звали …

Правильно ли поступила…

Дайте объяснение, почему..

Оля съела... …

Предположите, что будет, если…

       «Пол-арбуза».    Слайд15

       Предлагаю  своим ученикам провести  эксперимент со словами. Берём  книжку и непрозрачную линейку. Прикрываем  линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Перемещаем  линейку выше и показываем  только нижнюю часть слов. Читаем. Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать  вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты.

          "Чтение в кружок"   Слайд17

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Озвучиваю  задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.  

      Читательская грамотность формируется не только на уроках. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет  внеклассная работа. Она включает в себя работу кружков, внеурочную работу, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленных на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Проходят классные часы, беседы, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Дети любят такие праздники, т. к. они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал. Это мотивирует обучающихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и  расширяет их читательский кругозор. Нужно помнить, что любовь к книгам не возникает на пустом месте, а идет именно из семьи. Поэтому   работу по формированию читательской грамотности веду и с родителями школьников. Провожу родительские собрания, индивидуальные беседы в этом направлении.

           Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:    Слайд20

1. Формирование навыка (техники) чтения: это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Формированию оптимальной скорости чтения способствует применения приёма жужжащего чтения и обязательные пятиминутки на каждом уроке не зависимо от предмета. Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.).  Мы работаем со  словарями, мои ученики являются частыми посетителями сельской библиотеки.

4. Разносторонняя работа с текстом:

Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).

 Работа с деформированным текстом:

 - собери рассыпанные слова в предложение;

 - собери предложения из частей.

Разбей текст на смысловые части.

Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Дополни предложение и т.д.

        Это способствует обучению  школьников  извлекать нужную  информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста,  помогает подготовить детей к комплексным работам.

        В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Слайд18, 19

Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика.

Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе.

         Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой:

1 этап - подготовительный (до начала чтения),

2 этап – основной (в процессе чтения),

3 этап - заключительный (после чтения).

На окружающем мире часто применяем «Письмо с дырками» (реконструкция текста), составляем кроссворды, заполняем таблицы, что непосредственно  обращает ребёнка к тексту.

         В результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у обучающихся начальной школы формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Я считаю, что только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
  2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
  3. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
  4. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
  5. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г
  6. Интернет – ресурсы:

http://mcbs.ru/chtenie/

http://www.openclass.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://pedsovet.su/

http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html

- http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Приёмы развития читательской грамотности

Описаны приёмы развития читательской грамотности...

Читательская грамотность: понятие, приёмы формирования

Участие в заседании ШМО учителей начальных классов...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения....