ПК.4.4
методическая разработка

Титова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью “Адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе” преподавателей:
И.М.Яковлева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной педагогики и комплексной реабилитации, Институт специального образования и психологии Московского городского педагогического университета;
Ю.А.Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент, Институт специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.

В данной статье поднят один из наиболее важных - вопрос адаптации ученика с ОВЗ к образовательному учреждению, который не получил достаточного освещения в психолого-педагогической и методической литературе. Учеными исследованы признаки успешной адаптации нормально развивающихся первоклассников (М.М.Безруких, С,А,Белшева, Т.В.Костяк, Р.В.Овчарова и др.), дошкольников и младших школьников с ОВЗ в группе детей с нарушениями развития(Н.В.Бабкина, Е.Е.Дмитриева, О.Н. Двуреченская, И.А.Коробейников, Е.А.Медведева, А.Ю.Ильина, Е.А.Стребелева, А.В.Закрепина, У.В,Ульенкова и др.).

Актуальным в настоящее время является рассмотрение вопроса адаптации учащихся с ОВЗ в инклюзивном образовательной организации, так как у учеников с ОВЗ отмечается низкий уровень социального развития (Н.В.Бабкина, Е.Е.Дмитриева, О.Н.Двуреченская, И.А.Коробейников, Е.А.Стребелева и др.). Среди причин, лежащих в основе их школьной дезадаптации - недостаточная готовность к школе, социально-педагогическая  запущенность, соматическая ослабленность, задержка темпа и качества формирования отдельных психических функции, трудности формирования школьных навыков, двигательные нарушения и эмоциональные расстройства.

С целью изучения школьной адаптации младших школьников с нарушениями в развитии авторами было проведено глубокое исследование, которое проходило в два этапа. На первом этапе выявлялись значимые факторы школьной адаптации младших школьников с нарушениями развития. Целью второго этапа было изучение адаптации первоклассников с нарушениями развития к условиям образовательной организации. Изучение результатов первого этапа позволило авторам выделить наиболее значимые, средне значимые и менее значимые факторы, влияющие на адаптацию первоклассников с ОВЗ к школе. На втором этапе исследования (в марте 2020 г.) авторами были проведены анкетирование и опрос.

Довольно интересным представляется вывод о результате этого исследования, авторы отмечают, что для повышения эффективности работы в период адаптации первоклассников с ОВЗ к школе, учителю необходимо обратить внимание на преодоление у него напряженности и страхов, общеучебных навыков. Учителю следует стремится установить доверительный контакт с учеников с ОВЗ и помочь ему познакомится и подружиться с одноклассниками.

По моему мнению, в статье представлены результаты исследования достаточно интересные, на основе них учитель в будущем может учитывать это. Для обеспечения мягкого вхождения ученика с ОВЗ в школьную жизнь необходима слаженная, целенаправленная работа команды сопровождения, включая помощь не только первокласснику, но и его родителям. Но данное исследование проведено только в 11 школах  г.Москва. Отмеченные недостатки работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе авторов, в дальнейшем хотелось бы увидеть данные в разных городах.

Вывод: На мой взгляд статья является информативной для учителей начальных классов, в ней показана статистика, на что действительно стоит обратить внимание, также авторами даны рекомендации, пожелания чтобы период  адаптации у первоклассников прошел достаточно успешно. Но исследование проведено только в г. Москва, в будущем хотелось бы, чтобы авторы провели исследование в разных городах.

Научная статья “Адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе” преподавателей: И.М.Яковлева, Ю.А.Афанасьева, полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Титова Наталья Александровна, 44 группа


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: