Развитие креативного мышления на уроках русского языка
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Плешакова Инна Михайловна

Развитие креативного мышления на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnogo_myshleniya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  креативного мышления

 младших школьников на уроках русского языка

Мир, в котором мы живём, постоянно изменяется. Стремительный рост

научно-технического  прогресса  обуславливает  необходимость  развития  и

воспитания людей, обладающих креативным мышлением и способностью к

нестандартному разрешению проблем. Человек с неординарным складом ума

не только находится в постоянном контакте с внешним миром, подстраиваясь к чему-то новому, но и принимает непосредственное участие в планировании и изменении окружающей действительности.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого

поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Главная цель состоит в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой,  осознающей  глобальные  проблемы  человечества,  готового участвовать  в  их  решении.  Иначе  говоря,  необходимы  люди,  способные находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В  связи  с  этим  повышается  роль  образовательных  учреждений  в

воспитании активных и инициативных, креативно мыслящих граждан нашей

страны. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации

учащихся в процессе обучения. Ведь целью Федерального государственного

образовательного  стандарта  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО) является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Стратегия  современного  образования  заключается  в  том,  чтобы  дать

возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и

весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся важно  на  всех  этапах  школьного  обучения,  но  особое  значение  имеет формирование  креативного  мышления  в  младшем  школьном  возрасте.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.  

 Мой  педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.   Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности.

Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:

- дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,

- ищут стимулы и находят для себя проблемы,

- обладают широким восприятием, богатым воображением,

- легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

- испытывают интерес и  увлечены своими действиями.

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. В своей практике я использую    комплекс  творческих  заданий, ориентированных  на  формирование  креативного  мышления  у  младших школьников  в  учебном  процессе.  

Сочинения-сказки: предлагается сочинить сказку по изучаемой части

речи, используя фразеологизмы (при условии, что эта тема была изучена)

Импровизация:  учителем  выбирается  шесть  букв,  которые  он

записывает по одному. Ученики придумывают предложение, начинающиеся с этой буквы. После появления всех букв на доске ученики должны составить

связный рассказ.

«Лесенка»: ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в

каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них

«лесенку»,  стараясь,  чтобы  «лесенка»  состояла  из  как  можно  большего

количества «ступенек».

«Помоги учительнице!»: ученик получает задание составить словарный

диктант из 20 наиболее трудных, на его взгляд, слов из словаря, на разные части речи.

Ребусы: ученики не только отгадывают ребусы, данные в учебниках и

учителем, но и сами составляют, обмениваются работами и отгадывают ребус других групп.

Узнать предмет по описанию: учитель дает  описание, дети называют

предмет - словарное слово, записывают его.

Словарные диктанты с творческим подходом:

−      учитель  читает загадки,  а  учащиеся  их  отгадывают.  Отгадками

являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.

−      «узнать  предмет  по  описанию». Учитель  дает   описание,  дети

называют предмет - словарное слово, записывают его.

 С изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как

−      «картинный      диктант». Учитель      показывает      картинки комментированное  письмо,  как  самостоятельную  работу,  как  диктант   –

молчанку.

грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3

столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

− работа по перфокартам. Учитель раздает ученикам карточки со

словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на

чистый лист и вписывают пропущенные буквы.

−      «закрой       форточку». Учитель       показывает       карточки с

открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и

отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.

«Творческие словари»: учащимся необходимо "оживить" букву, создав

её "образ" в конкретном слове.

«Салат из сказок»:  берётся какой-либо сюжет, набираются герои из

разных  сказок  и  придумывают  что  будет  с  ними  происходить  (можно

инсценировать).  Можно использовать  при обобщении пройденного раздела

учебника.

«Вырази мысль другими словами»: берётся несложная фраза. Надо

предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами,

однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других

предложениях.  Важно  следить,  чтобы  при  этом  не  искажался  смысл

высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

«Определяй-ка»: учащимся  предлагается  3  слова  (например:

квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический,

жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов,

которым  были  бы  свойственны  все  три  определения.  Поощряются  самые

сумасшедшие идеи.

«Подходит  - не  подходит»: берётся  любое  существительное  и

называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. (Например: «стол -большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д.), но затем детям

предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не

подходят.  (Тот  же  стол  не  может  быть,  скажем,  сладким…  Но,  с  другой стороны, а кто его пробовал?).

Игра «Верю, не верю»: учитель называет фразы, а ученики должны

определить среди них ошибочные.

«Дерево предсказаний»: на доске рисуется силуэт дерева:

−       ствол   дерева (это   выбранная   тема,   ключевой   вопрос   темы,

смоделированная     или     реальная     ситуация,     которые     предполагают

множественность решений);

−       ветви дерева   (это варианты предположений, которые начинаются

со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено);

−       листья   дерева  (обоснование,   аргументы,   которые   доказывают

правоту высказанного предположения (указанного на ветви)).

«Ассоциативная цепочка»: дети выстраивают цепочку ассоциаций по

заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.

«Журналисты»: ученики  выступают  в  роли  журналистов,  которым

нужно  собрать  у  своих  одноклассников  как  можно  больше  достоверной

информации по пройденной теме.

Игра «Загадай желание»: на развороте открытки ученики записывают

свои желания, дополняя предложенную фразу своими словами: «Если бы я был …, я бы …, потому что…»

«Итоги урока, от имени изучаемой темы»: ученики подводят итоги

урока от имени изучаемой темы  (Я – имя прилагательное, я могу рассказать о себе…).

Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников,  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках русского языка

информационный материал к уроку русского языка...

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"

Материал полезен на уроках русского языка. Используется для развития креативного мышления младших школьников, повышения мотивации к изучаемому предмету....

Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка" Группирование. Кластеры

В работе представлен материал по русскому языку, направленный на формирование творческих способностей учащихся....