Развитие логического мышления на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

информационный материал к уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Константинова Л.О.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

   

 Развитие логического  мышления младших школьников на уроках русского языка на основе системно - деятельного подхода с применением нетрадиционных заданий  

      Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

     Уроки  русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.

    Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении орфографических задач, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

      В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

    При помощи нетрадиционных заданий не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

      Между понятиями бывают разные отношения. Для составления заданий по предмету можно воспользоваться следующей классификацией понятий:

  1. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например: сандалии – обувь, окунь – рыба, гвоздика-…,платье….
  2. Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”. Например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца,ножка-часть….
  3. Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием. Например: Автобус, самолет, вертолет, , корабль (самолет, вертолет).
  4. Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например : добрый – злой, больной-здоровый,слабый-..
  5. Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник. Февраль-…(март),вечер-…(утро).
  6. Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый, ложка – …(серебряная, есть), библиотека – … (городская, книги.)

   Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков. В процессе работы с нетрадиционными заданиями  школьники учатся формулировать суждения и производить умозаключения. Вот некоторые примеры заданий:

  1. Определи закономерность составления среднего : гараж жаба банан- ливер … кулак (река).
  2. В исходном слове меняется одна (любая) буква,нужно дойти до заданного нужного слова : лес – … – … – … – бор(лис,бис, бос).
  3. Назови одним словом следующие группы слов: чашка, тарелка, миска; морковь, капуста, свекла.
  4. Подбери нужное слово: кровать – лежать, стул - …; малина – ягода, девять – …; буква-….
  5. Скажи одним словом: обвести вокруг пальца – обмануть; развесить уши - …(поверил),сесть в калошу…; спустя рукава… - ….
  6. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: автомобиль, тормоз – автор; баран, рана, банка - …; кора, лото, боксер - ….
  7. Составь предложение, в котором бы были эти три слова:  медведь, озеро, карандаш; лиса, варенье, лавка; мальчик, клен, пень
  8. Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву. Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.

       Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.

Библиографический список

1. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми: М - лы для самост. работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачёв, 2001
2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Ось – 89, 2001

3. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:Академия развития, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

        Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают п...

Статья по теме"Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературы"

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, ...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Развитие логического мышления на уроках русского языка....