Главные вкладки

    Развитие логического мышления на уроках русского языка
    статья по русскому языку на тему

    информационный материал к уроку русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx17.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Константинова Л.О.,

    учитель начальных классов

    МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

       

     Развитие логического  мышления младших школьников на уроках русского языка на основе системно - деятельного подхода с применением нетрадиционных заданий  

          Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

         Уроки  русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.

        Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении орфографических задач, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

          В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

        При помощи нетрадиционных заданий не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

          Между понятиями бывают разные отношения. Для составления заданий по предмету можно воспользоваться следующей классификацией понятий:

    1. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например: сандалии – обувь, окунь – рыба, гвоздика-…,платье….
    2. Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”. Например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца,ножка-часть….
    3. Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием. Например: Автобус, самолет, вертолет, , корабль (самолет, вертолет).
    4. Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например : добрый – злой, больной-здоровый,слабый-..
    5. Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник. Февраль-…(март),вечер-…(утро).
    6. Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый, ложка – …(серебряная, есть), библиотека – … (городская, книги.)

       Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков. В процессе работы с нетрадиционными заданиями  школьники учатся формулировать суждения и производить умозаключения. Вот некоторые примеры заданий:

    1. Определи закономерность составления среднего : гараж жаба банан- ливер … кулак (река).
    2. В исходном слове меняется одна (любая) буква,нужно дойти до заданного нужного слова : лес – … – … – … – бор(лис,бис, бос).
    3. Назови одним словом следующие группы слов: чашка, тарелка, миска; морковь, капуста, свекла.
    4. Подбери нужное слово: кровать – лежать, стул - …; малина – ягода, девять – …; буква-….
    5. Скажи одним словом: обвести вокруг пальца – обмануть; развесить уши - …(поверил),сесть в калошу…; спустя рукава… - ….
    6. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: автомобиль, тормоз – автор; баран, рана, банка - …; кора, лото, боксер - ….
    7. Составь предложение, в котором бы были эти три слова:  медведь, озеро, карандаш; лиса, варенье, лавка; мальчик, клен, пень
    8. Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву. Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.

           Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.

    Библиографический список

    1. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми: М - лы для самост. работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачёв, 2001
    2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Ось – 89, 2001

    3. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:Академия развития, 2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

    Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

    Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

    Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

    Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

    Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

    Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.

    Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....

    Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

    В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...

    Развитие логического мышления на уроках русского языка

    Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...

    Развитие логического мышления на уроках русского языка

            Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают п...