Развитие логического мышления на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс)

Дьячкова Светлана Александровна

Развитие логического мышления на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Развитие логического мышления младших школьников

 на уроках русского языка»

Учитель Дьячкова С.А.

                                                                            

                                                     Введение

     Одна из важных задач современной школы — создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка.  С первых школьных  дней с помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.  Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания.                                          

  В настоящее время весь учебный материал школьной программы базируется на категориях логики, логических взаимосвязях, логическом мышлении.

 Именно поэтому формирование логических умений и навыков у учащихся  можно рассматривать как одну из главных задач вообще процесса обучения в начальной школе.

   

  Задачи:

 

  1.Определить особенности развития логического мышления на уроках русского языка через усвоение понятий.                                                                                    

  2.Выявить наиболее оптимальные подходы к развитию логического мышления на уроках русского языка;                                                                           

  3.Подобрать и систематизировать специальные упражнения по развитию логического мышления с учетом содержания курса «Русский язык в начальной школе» и апробировать их;                                                                     

   

Особенности логического мышления младших школьников отчетливо проявляются и в самом протекании мыслительного процесса в каждой его отдельной операции.

Весьма существенной мыслительной операцией является сравнение. Без сравнения предметов и явлений невозможно вычленение характерных признаков изучаемых предметов и явлений, а также изменений, которые они претерпевают под влиянием тех или иных обстоятельств»С помощью сравнений дети знакомятся со многими очень важными закономерностями, зависимостями и отношениями. Сравнение помогает выявлять свойства изучаемых предметов и является основой при изучении таких вопросов программы, усвоение которых требует от ученика лишь различия тех или иных объектов. Овладение операцией сравнения проходит успешнее, если оно применяется в определенной последовательности.

Выявление наиболее характерных и важных сторон сравниваемых объектов предполагает овладение другой важной мыслительной операцией, которая называется абстрагированием. Оно заключено в мыслительном отвлечении от ряда сторон и признаков изучаемого объекта и выделения тех признаков, которые нужны, важны в данный момент. Научить детей абстрагировать - это значит научить их видеть общие, неизменно повторяющиеся, притом действительно существенные, признаки большого круга предметов или объектов. Важным для отработки навыков проведения этой операции является подбор как можно большего числа объектов, что дает возможность говорить о подлинной общности выделяемых признаков /30, 66/.Главным в этой операции является постепенный переход от простого к сложному. Овладение приемом абстрагирования зависит и от того, в какой мере оно опиралось на предметно-образное представление детей об изучаемых объектах.

Развитию абстрактного мышления детей способствуют переходы от абстрагирования к конкретизации. В основе операции конкретизации лежит процесс восхождения от абстрактного к конкретному. В.Г. Афанасьев указывает, что абстрактное и конкретное, как логические категории имеют свою основу в объективной действительности - единство, целостность предметов и явлений и наличие в них определенных компонентов, частей и сторон. Большое значение для выработки умений практически применять теоретические знания имеет овладение учащимися приемами конкретизации.

В тесной связи с сравнением и абстрагированием ученики овладевают приемами классификации и систематизации. Операция классификации предполагает объединение тех или иных предметов в группы по основным признакам. Овладение приемами классификации позволяет ученикам опознавать изучаемые предметы, явления.

Важным для развития учащихся имеет и овладение детьми приемами систематизации - группировки предметов и явлений по частным признакам. Систематизация фактов по целенаправленным заданиям готовит учеников к самостоятельным выводам.

Овладение приемами сравнения, абстрагирования, конкретизации, классификации и систематизации готовит учеников к обобщению. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений на основе сходства их существенных и отвлечения от признаков второстепенных, несущественных.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация для которой нет готовых средств решения. Мыслить ребенок начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогатить и развить его.

В свое работе я опираюсь  на методическое пособие для учителей начальных классов  «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка» Н.Ю.Яшина,В.И Овсянникова ,Нижний Новгород,НИРО 2012 г.

Система упражнений

1.Упражнения , направленные на формирование умение сравнивать объекты и понятия

Рис-рысь

Мыл-мил

2.Назови общие признаки: лесок,ледок,пушок, бочок

3.Найди лишнее слово:носик,носильщик,нос,носатый

4.Запиши слова и найди лишнее: ры.ка,гу.ка,скри.ка,ря.чик

5.Определение понятия:картофель,капуста,редис.

6.Узкое понятие      среднее понятие        широкое понятие

медведь        дикое животное         ……………

……….        лесная ягода        ………

7.По какому признаку распределены словосочетания?

съехал с горки         гулял на полянке

жил у речки             читал в книге

8.Запиши слова ,не разрывая цепочку

Клю…ра…ру…аво…ру…оло…апо….

                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках русского языка

информационный материал к уроку русского языка...

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

        Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают п...

Статья по теме"Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературы"

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, ...