Развитие логического мышления на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Крылова Ольга Геннадьевна

          Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления при решении орфографических задач, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             

                                                                                             

               Развитие логического мышления на уроках русского языка

   

              Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы. Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если мы пытаемся что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь речь тоже идет о мышлении. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия.

             Важно, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

            В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

  1. Предметно-действенное (наглядно-действенное)
  2. Наглядно-образное.
  3. Абстрактное (словесно-логическое).[2]

Развитие нужно начинать с формирования мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.

Попутно идет развитие гибкости и широты мышления. Гибкость ума проявляется в умении вовремя переключаться на новые способы решения поставленной задачи, если прежние способы не приводят к успеху. Широта мышления – это умение видеть изучаемый предмет во всех связях, с учетом всех его свойств.

          Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления при решении орфографических задач, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

           Учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов, необходимо соблюдать следующие условия.

  1. Четко представлять, что он должен развивать в пределах каждого конкретного  школьного курса, при изучении той или иной темы.
  2. Знать, у кого развивать. Для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых; овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируется исходный уровень развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
  3. Знать, как, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик (с подсказкой и под контролем учителя)
  4. Не просто развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке, соблюдая следующий порядок: диагностика – тренировка приемов – включение в поле учебной деятельности.
  5. Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов. Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов. [5]

           Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций :сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

           В начальной школе учащиеся  должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

          При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

         Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения "вид - род". Это такие отношения, когда все предметы, входящие в "вид", входят и в "род", имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

На уроках русского языка часто используются следующие упражнения:

  1. Подбери родовое понятие к словам:

картофель - …                      вилка - …

глаз - …                                 серебро - …

ромашка - …                         деление - …

      Понятия могут относиться друг к другу и как  "часть - целое". В связи с этим можно дать задание:

  1. Укажи целое, частью которого являются:

крыло - …                              кабина - …

карман -                                 окно - …

ветка - …                               ступень -…

         Понятия могут находиться между собой в отношении рядоросположенности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием.

  1. В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоросположенности:

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

         Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности.

  1. Подбери противоположные понятия:

свет - …                               длинный - …

день - …                              молодость - …

сладкий - …                        ложь - …

  1. Назови вероятные причины следующих событий:

синяк - …                                  опоздание - …

авария - …                                наказание - …

ошибка - …                               драка - …

  1. Назови возможные следствия следующих событий:

засуха - …                                 праздник - …

сражение - …                           молния - …

праздник - …                             осень - …

          Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности.

  1. К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

вторник - …

февраль - …

вечер - …

           Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными.

  1. К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

бумага - …(белая, писать)

ложка - …(столовая, есть)

врач - …(детский, лечить)

         Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

         В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

  1. Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

утка туча чаща                 гараж жаба баран

рынок … осада                 орел … сажа

  1. В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Т.о., нужно дойти до заданного нужного слова.

лес - … - … - … - бор

кошка - … - мышка

Доведите кота до сыра (кот – сыр) кот – ком – сом – сор – сыр

Протяните мост через реку (мост – река)

        

  1. Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза

морковь, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

  1. Подбери нужное слово:

Человек – ребенок, собака - …

Воробей – птица, окунь - …

  1. Скажи одним словом:

намылить шею - …

прикусить язык - …

бить баклуши - …

  1. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

Автомобиль, тормоз – автор

Кора, лото, боксер - …

Баран, рана, банка - …

  1. Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш

лиса, варенье, лавка

  1. Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Председатель Петр промчался по пыльному полю.

    Одна из важных задач современной школы – создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни ребенка, начина с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, составлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответ на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. [4]

        Опыт работы по развитию логического мышления  показал, что у учащихся:

  • Повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
  • Развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;
  • Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.

      Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми, содействуют их обучению путем развития познавательных процессов.

Список литературы

  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2002.
  2. Дубровина И.В. , Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
  3. Забрамная С. Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия  детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачев, 2001.
  4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. – М.: УРАО,1997
  5. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие учителя. – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках русского языка

информационный материал к уроку русского языка...

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...

Статья по теме"Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературы"

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, ...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Развитие логического мышления на уроках русского языка....