Главные вкладки

    Развитие логического мышления на уроках русского языка
    учебно-методический материал по русскому языку

    Крылова Ольга Геннадьевна

              Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления при решении орфографических задач, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                 

                                                                                                 

                   Развитие логического мышления на уроках русского языка

       

                  Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы. Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если мы пытаемся что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь речь тоже идет о мышлении. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия.

                 Важно, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

                В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

    1. Предметно-действенное (наглядно-действенное)
    2. Наглядно-образное.
    3. Абстрактное (словесно-логическое).[2]

    Развитие нужно начинать с формирования мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.

    Попутно идет развитие гибкости и широты мышления. Гибкость ума проявляется в умении вовремя переключаться на новые способы решения поставленной задачи, если прежние способы не приводят к успеху. Широта мышления – это умение видеть изучаемый предмет во всех связях, с учетом всех его свойств.

              Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления при решении орфографических задач, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

               Учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов, необходимо соблюдать следующие условия.

    1. Четко представлять, что он должен развивать в пределах каждого конкретного  школьного курса, при изучении той или иной темы.
    2. Знать, у кого развивать. Для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых; овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируется исходный уровень развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
    3. Знать, как, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик (с подсказкой и под контролем учителя)
    4. Не просто развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке, соблюдая следующий порядок: диагностика – тренировка приемов – включение в поле учебной деятельности.
    5. Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов. Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов. [5]

               Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций :сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

               В начальной школе учащиеся  должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

              При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

             Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

    Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения "вид - род". Это такие отношения, когда все предметы, входящие в "вид", входят и в "род", имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

    На уроках русского языка часто используются следующие упражнения:

    1. Подбери родовое понятие к словам:

    картофель - …                      вилка - …

    глаз - …                                 серебро - …

    ромашка - …                         деление - …

          Понятия могут относиться друг к другу и как  "часть - целое". В связи с этим можно дать задание:

    1. Укажи целое, частью которого являются:

    крыло - …                              кабина - …

    карман -                                 окно - …

    ветка - …                               ступень -…

             Понятия могут находиться между собой в отношении рядоросположенности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием.

    1. В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоросположенности:

    Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

    Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

    Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

             Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности.

    1. Подбери противоположные понятия:

    свет - …                               длинный - …

    день - …                              молодость - …

    сладкий - …                        ложь - …

    1. Назови вероятные причины следующих событий:

    синяк - …                                  опоздание - …

    авария - …                                наказание - …

    ошибка - …                               драка - …

    1. Назови возможные следствия следующих событий:

    засуха - …                                 праздник - …

    сражение - …                           молния - …

    праздник - …                             осень - …

              Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности.

    1. К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

    вторник - …

    февраль - …

    вечер - …

               Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными.

    1. К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

    бумага - …(белая, писать)

    ложка - …(столовая, есть)

    врач - …(детский, лечить)

             Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

             В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

    1. Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

    утка туча чаща                 гараж жаба баран

    рынок … осада                 орел … сажа

    1. В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Т.о., нужно дойти до заданного нужного слова.

    лес - … - … - … - бор

    кошка - … - мышка

    Доведите кота до сыра (кот – сыр) кот – ком – сом – сор – сыр

    Протяните мост через реку (мост – река)

            

    1. Назови одним словом следующие группы слов:

    мак, ромашка, роза

    морковь, капуста, свекла

    кукла, мишка, мячик

    1. Подбери нужное слово:

    Человек – ребенок, собака - …

    Воробей – птица, окунь - …

    1. Скажи одним словом:

    намылить шею - …

    прикусить язык - …

    бить баклуши - …

    1. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

    Автомобиль, тормоз – автор

    Кора, лото, боксер - …

    Баран, рана, банка - …

    1. Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

    медведь, озеро, карандаш

    лиса, варенье, лавка

    1. Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

    Например: Председатель Петр промчался по пыльному полю.

        Одна из важных задач современной школы – создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни ребенка, начина с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, составлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответ на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. [4]

            Опыт работы по развитию логического мышления  показал, что у учащихся:

    • Повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
    • Развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;
    • Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.

          Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми, содействуют их обучению путем развития познавательных процессов.

    Список литературы

    1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2002.
    2. Дубровина И.В. , Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
    3. Забрамная С. Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия  детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачев, 2001.
    4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. – М.: УРАО,1997
    5. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие учителя. – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления на уроках русского языка

    информационный материал к уроку русского языка...

    Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

    Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

    Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

    Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

    Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

    Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

    Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.

    Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....

    Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

    В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...

    Развитие логического мышления на уроках русского языка

    Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...