Функциональная грамотность в контексте развития компетенций ХХI века
статья

Статья поможет разобраться с видами функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Функциональная грамотность 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность в контексте развития компетенций XXI века.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде всего,  разрешите поздравить вас с началом нового учебного года! Пожелать, чтобы в вашем труде чаще встречались отзывчивость и понимание, чтобы трудности обходили стороной, а учебный процесс шел легко и непринужденно. Чтобы каждый день радовал вас успехами и достижениями, как собственными, так и ваших подопечных. Здоровья вам, сил, отличного настроения и больших перспектив!
Сегодня мы рассмотрим актуальнейшую тему «Формирование ФГ младших школьников».  Ознакомимся с данным вопросом аспектно, по компонентам этой ФГ и, конечно, в ракурсе методической работы каждого учителя. Дело в том, что актуальность этой проблемы растет год от года.

Итак , уважаемые коллеги, несколько слов о том, что же такое ФГ? Важнейший вопрос, на который я постараюсь дать полный ответ. (СЛАЙД 2)

Начну я , пожалуй с цитаты известного психолога Алексея Леонтьева, который довольно четко сформулировал характеристики функционально грамотного человека (слайд 3) . Он сделал акцент на том, что    функционально грамотный  человек  это тот, кто способен использовать все знания , постоянно приобретаемые в течение жизни, все умения и все навыки, которые у него формируются для решения максимально широкого диапазона жизненных задач. Эти жизненные задачи, великий психолог подчеркивает, должны решаться эффективно в различных сферах человеческой деятельности, общения и ,коллеги, социальных отношений. Очень значимо, для нас с вами , понимание того, что имеется ввиду.  Ребенок учится, его когнитивные способности развиваются, количество знаний растет. И, нам важно, чтобы эти знания, навыки , эти умения  ребенок, а потом и взрослый человек  мог максимально часто и эффективно использовать в своей жизни.  

Кроме того, обратите внимание на определение понятия ФГ. Которое дается в словарях методических терминов и понятий. (слайд 4)

Один из них  цитируется на слайде . И мы с вами понимаем, что ключевые слова, которые подчеркнуты в этом определении, для нас с вами имеют существенное значение. Это способность адаптироваться, способность вступать с внешней средой  в отношения, принимать окружающий мир,  внешнюю среду, общество, социум и быть принятым миром в целом.  

Адаптация – сложный процесс   с  психологической точки зрения.    Но значимость его трудно переоценить. Ведь, именно способность личности адаптироваться позволяет функционировать в сообществе эффективно, позволяет обеспечить нормальное функционирование в системе социальных отношений для  осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Это утверждение говорит о том, что ФГ , несмотря на обобщенный характер этого определения, все-таки имеет отношение к конкретной жизни, конкретного субъекта и имеет отношение к тому, в какой культурной среде растет и развивается человек.

Почему это актуально именно сегодня? (слайд 5)                                                           Как я уже сказала, сам термин ФГ это не термин сегодняшнего дня. Уже десятилетия используется он в научных изысканиях, в педагогической лексике, но именно сегодня о нем заговорили особенно активно. (слайд 6)

За основу мониторинга  формирования и  оценки функциональной грамотности выбрали концепцию международного исследования PISA. Последний запрос PISA исследований показал, что менее 10 % выпускников начальных классов могут реально отличить факты от мнений. Представьте себе, лишь один ребенок из 10 способен отличить факт, реальность от мнений , субъективного суждения, домыслов, лжи и прочего, при помощи неявных подсказок. Но самое страшное, что около 20 % взрослых людей обладает очень низким уровнем грамотности и так же не способны разделить истину и ложь. Умеют «гуглить», но не умеют анализировать. Умеют находить, но не умеют критически мыслить.

Уважаемые коллеги, сегодня это актуально еще и потому, что для российской системы образования трудности, которые испытывают наши младшие школьники,  абсолютно точно зафиксированы. (слайд 7) Дети затрудняются в смысловом чтении. С трудом справляются с заданиями на анализ и обобщение.   Плохо интерпретируют информацию, затрудняются в работе с моделями , испытывают трудности с предположениями, доказательствами и аргументацией.            

(слайд 8) Младший школьник, в идеале, если у него все в порядке с ФГ, может ответить на вопрос: «Готов ли я взаимодействовать с окружающим миром?, «Могу ли строить социальные отношения?», «Могу решить учебные и жизненные задачи?», «Владею ли рефлексивными умениями?». Т.е. мы не можем утверждать, что наши с вами ученики, выпускники начальной школы в полной мере готовы взаимодействовать с окружающим миром, выстраиванию социальных отношений не только с ровесниками , но и со взрослыми людьми, к решению не только учебных, даже если они очень хорошо успевают по всем дисциплинам, но и жизненных проблем.

(слайд9) ФГ по мнению Натальи Федоровны Виноградовой , применительно к начальной школе  -это • Готовность к успешному взаимодействию с окружающим миром • Возможность решать учебные и жизненные задачи, конструировать алгоритмы осуществления деятельности • Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственными нормами • Наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к образованию и духовному развитию.

Огромное внимание Н.Ф. уделяет и структуре ФГ, ее покомпонентному анализу. Применительно к начальной школе были выделены следующие компоненты (слайд 10) Во-первых: предметные компоненты , т.к это совершенно естественно и исторически научить ребенка читать, писать, считать. Для формирования каждого из этих умений отведен отдельный предмет со своей спецификой и методикой. Во- вторых: интегративные компоненты, которые связывают эти предметы и являются их частью. И  в определенной степени зависят от них . (слайд 11) Это и Общекультурная грамотность • Коммуникативная грамотность • Читательская грамотность • Информационная грамотность • Компьютерная грамотность • Социальная грамотность. Эти интегративные компоненты формируются средствами всех учебных предметов в начальной школе и , безусловно, являются значимыми для способности ребенка успешно адаптироваться в социуме.

(слайд 12) Возникает главный вопрос: «Как же формировать компоненты ФГ младшего школьника?» . И другой вопрос: «Как можно оценить сформированность ФГ?».  

Итак, несколько слов об оценке сформированности ФГ.  (Слайд 13) На слайде представлена страничка сайта Института стратегии развития образования, где подробно описывается «Проект Министерства просвещения РФ "Мониторинг формирования функциональной грамотности", который уже с 2019 года реализуется на территории РФ. Здесь можно увидеть богатые материалы , включающие оценочные процедуры, а так же задания не только мониторинга ФГ, но и др. задания, которые в рамках шести компонентов ФГ можно посмотреть и их использовать.

Почему это интересно для нас, несмотря на то, что исследования PISA касаются 15-летних участников? Потому что на территории РФ мониторинг формирования ФГ проводится, начиная с 5-го класса. А сегодняшний пятиклассник это вчерашний выпускник начальной школы. Поэтому нам важно понимать, как ребенок справится с новой проблемой, основу, для решения которой закладывали мы с вами на протяжении четырех лет. Это очевидная мотивация для того, чтобы понять, что мы должны делать, чтобы сформировать у наших обучающихся ФГ.

Давайте более подробно познакомимся с компонентами ФГ. (слайд 14)

Начну этот вопрос с того, что уже с 2021 года будет проходить очередное исследование PISA и  объявлено, что главный акцент будет сделан на математической грамотности.

(слайд 15) Итак, МГ –это способность индивидуума проводить математические • рассуждения и • формулировать, • применять, • интерпретировать математику для • решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». Обратите внимание на наглядную схему.  (Левый столбец) на первом месте – реальный мир. На втором – математический мир. Стрелками показано взаимодействие. Берем процессы, явления, проблемы из реального мира и на их основе формулируем математические понятия и проблемы. Обратная ситуация когда из математических позиций необходимо перейти к реальному миру. Данный переход наши дети не умеют осуществлять самостоятельно, как показали международные исследования PISA. На сколько, российские ученики могут применить математические знания в реальном мире, показывает 30-ое место из 78-и стран. Что же должно меняться в преподавании математики сегодня? (слайд 16) Исходить из уже рассмотренной схемы :» Реальный мир и математический мир». Важно понять, что текстовая задача – это не реальный мир. Задачи из РЕАЛЬНОГО МИРА ГОРАЗДО ОБШИРНЕЕ ДАЖЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ . Приведу пример из демо-версии по мониторингу МГ. (слайд 17- 18). Соответственно мы видим, что сегодня ориентир необходимо брать на такие контексты как : общественная жизнь, • личная жизнь, • образование/профессиональная деятельность, • научная деятельность. Математика в окружающем мире это все задания связанные с вычленением математической информации (разнообразные факты, объекты, процессы, явления).

Каков же должен быть методический инструментарий? (слайд 19) Сюжеты задач соответствуют следующим контекстам • Задачи класса, семьи, ученика… • Изменение и зависимости • Проектные задачи • Проекты по математике • Математические экскурсии. Н-р: Могу рекомендовать для дальнейшей работы методическое пособие знакомой всем нам Т.В. Смолеусовой , которое называется «Уроки-экскурсии по математике в начальной школе».

Следующий компонент –это Читательская грамотность. (слайд20).

Основа ЧГ –это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При разработке концепции были учтены факторы, изменившие характер чтения и передачи информации в современном образовательном пространстве. Среди этих факторов – появление новых технологий, повлиявших на характер чтения, потребность читателей быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, обучаться используя различные источники информации одномоментно. В концепции уделено особое внимание значимости умений связанных как с пониманием прочитанного, так и с умением применять полученную информацию в разных ситуациях. В том числе в нестандартных. Сегодня предпочтение отдано тем текстам, которые расширяют кругозор школьника, содержащие новые интересные для них факты. Выделяют следующие аспекты чтения: (слайд 21) чтение для личных целей (для себя), чтение для общественных целей, чтение для практических целей, чтение для получения образования. Говоря о ЧГ, мы выделяем значимость оценивания  не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений. Какие же подходы к оценке ЧГ в мониторинге используются? В конце 20 в. основным и преобладающим было умение понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Эти умения и сейчас имеют очень важное значение. Но еще и оценивается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников. Что обозначило уточнение понятия «грамотность чтения». Это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требует 21 век. Задания мониторинга ЧГ направлены на поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов (не только печатных, но и электронных), связанных с ситуациями , которые выходят за пределы класса. Рассмотрим проверяемые виды деятельности ЧГ (слайд 22) 1.СВЯЗАННЫЕ С НАХОЖДЕНИЕМ И ИЗВЛЕЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА Пример: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит  2.СВЯЗАННЫЕ С ИНТЕГРАЦИЕЙ И ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ТЕКСТА Пример: придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. 3. СВЯЗАННЫЕ С ОСМЫСЛЕНИЕМ И ОЦЕНКОЙ ТЕКСТА Пример: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. 4. СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА.  Все примеры текстов, направленных на формирование ЧГ можно посмотреть на сайте Института стратегии развития образования, О КОТОРОМ Я ГОВОРИЛА РАНЕЕ. И обязательно включать хотя бы фрагменты подобных текстов в ход урока или использовать во внеурочной деятельности, или в тематических неделях.

Следующий компонент ФГ –это естественнонаучная грамотность. Рассмотрим определение. (слайд 23) ЕГ –это способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также принятия соответствующих решений. Таким образом, естественнонаучная грамотность в PISA – это набор определенных компетенций. Компетентность можно определить, как способность обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из способов повышения интереса к предмету Окружающий мир является использование современных технологий таких как: (слайд 24) Проблемное обучение - Проектная деятельность - Исследовательская деятельность - Технология «кейс-стади» - Технология модерации - Технология критического мышления. Кроме того, каждый учитель сегодня нацелен на использование средств ИКТ.Особую роль в современном уроке необходимо отводить проектной и исследовательской деятельности. Именно в процессе правильно организованной самостоятельной работы над созданием проекта, лучше всего формируется культура умственного труда обучающегося , его умения не заучивать информацию, которая может быть для него бесполезной, а учиться работать с нею и найти ее. В системе нужно приучать детей к исследовательской деятельности , к самостоятельной осознанной работе над проектом. Тем самым мы сможем решить ряд тех задач , обозначенных ФГОС.  (СЛАЙД 25) Педагогические условия формирования функциональной ЕГ школьников в информационно-образовательной среде включают: - изменения содержания обучения предмету «Окружающий мир» на учебных занятиях и во внеурочной деятельности с учётом ориентации на самопознание, саморазвитие личности младшего школьника на основе компетентностного подхода; - интеграция классического содержания и современного ученического эксперимента в условиях применения средств ИКТ для формирования функциональной грамотности обучающихся; - разработка и внедрение практико-ориентированных учебных курсов внеурочной деятельности с межпредметной интеграцией, использованием современных образовательных технологий; - осуществление воспитательного воздействия на личность, развития духовнонравственных качеств; - организация сотрудничества на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и обучаемых, применение новых форм оценивания функциональной грамотности с помощью: ситуационных заданий, презентаций проектов, формирования портфолио, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, исследовательских работ.

Итак, мы рассмотрели три основных компонента, которые непосредственно связаны с учебными предметами: Математика, Лит. Чтение, Окружающий мир. Сейчас мы рассмотрим такой компонент как  Глобальные компетенции, который не связан на прямую с учебными предметами. ( слайд 26)Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. ГК оцениваются в рамках международных исследований в самом общем понимании ФГ. (слайд 27) А именно:

В какой степени выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации? • Как учащиеся воспринимают явления глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к образованию в области разнообразия культур, взаимодействия культур и глобализации используются в школе? • Какие подходы используются в школе при обучении детей - представителей разных культур; как формируются глобальные компетенции в этих условиях? • Какие подходы используются для организации совместной работы учащихся-представителей разных культур? • Как школа справляется с проблемами гендерных различий и стереотипов?

Говоря о ГК, мы сталкиваемся с противоречиями. Дело в том, что никогда нельзя сформировать ГК в полной мере. Почему? ( слайд 28) А потому что мир постоянно меняется. Только -только мы разберемся с  одной глобальной проблемой, как появляется другая. При этом каждый человек – есть ценность. Он живет здесь и сейчас в конкретный момент времени. И каждый несет ответственность за свои конкретные поступки, в конкретном социуме, в конкретной ситуации. Довольно сложно преодолеть это противоречие, но мы должны постоянно работать с детьми по осознанию ими глобальных проблем человечества . Учиться с этим жить, учиться преодолевать трудности, учиться ценить каждого, мнение каждого, значимость каждого в нашем многонациональном обществе.

Самым новым компонентом ФГ в международном исследовании стало Креативное мышление, которое является ведущим компонентом в исследованиях 2022г. (слайд 29)  Мы не будем говорить о большой креативности, а в частности о великом открытии, • Творческом прорыве или о • Глубоком знании  предмета. Мы будем говорить о малой креативности, а именно : о продуктивном творческом подходе и  мыслительном  процессе, об умении выдвигать гипотезы, об умении выйти из любой ситуации нестандартным способом, чтобы не впадать в панику. О выработке, оценке, совершенствовании идей, об инновационных и эффективных решениях, о новых знаниях и эффективном выражении воображения. (слайд 30)

Оценка уровня креативного мышления это все комплексные задания, Обратные задачи (связанные с жизненными ситуациями) , творческие задачи в трех областях: а) вербального выражения б)художественного выражения в)решения проблем (социальных, естественнонаучных, математических). Приведу примеры заданий демо –версии. Они находятся в открытом доступе на сайте, о котором я уже не раз говорила. (слайд 31)

Итак, что показал мониторинг? (слайд 32) 1. знания есть – пользоваться не умеют.2. преобладает  ситуативность знаний  (пример с отличниками) 3.сформировано КМ – 20% , не сформировано – более половины,  начальная стадия формирования – у 1/3 всех участников мониторинга. (слайд 33)  Возникает вопрос: «Что делать учителю, чтобы повысить уровень сформированности КМ младших школьников?».  Дело в том, что если проанализировать учебники по которым мы работаем, то можно увидеть большое изобилие так называемых «закрытых задач, направленных на конвергентное мышление. Т. Е. это задачи , где есть четкое условие, метод решения уже известен, и обычно подразумевается один правильный ответ. Но в основе креативности лежит дивергентное мышление, расходящееся мышление, имеющее неограниченное колличество  вариантов ответов.  Такое мышление формируют задачи «открытого»  типа, где условие «размытое», пути решения разнообразны, и существуют разные варианты ответов. В связи с этим рекомендую всем посмотреть Теорию изобретательских задач, посмотреть методику развития дивергентного мышления  Эдварда де Боно. Книга называется «Учите вашего ребенка мыслить» и вместе будем двигаться в этом направлении, уважаемые коллеги, поскольку это наше с вами будущее.

Еще один новый компонент ФГ –это финансовая грамотность. В чем она заключается? (слайд 34) «способность личности • принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, • в различных ситуациях собственной жизнедеятельности».  Слово «решение» относится к задачам, к решению проблем, но ключевое словосочетание – это принять решение когда есть ситуация выбора. В реальной жизни ситуации , связанные с финансовыми вопросами очень и очень много. Н-р: собирая ребенка в школу , родитель подумает, может ли он приобрести дорогую фирменную одежду или имеющиеся у него финансы не позволят ему этого сделать и он приобретет все в более простом магазине? Проанализировав свои возможности, он примет разумное  финансовое решение. Таких примеров очень много. И  все ситуации собственной жизнедеятельности являются основой финансовой грамотности. Хочу подчеркнуть отличие между предметом Экономика и финансовой грамотности. Финансовая грамотность касается личных, семейных вопросов, собственной жизнедеятельности. И носит практико-ориентированный характер , а не теоретический как предмет экономика. Ну и, конечно , масштабы экономической теории выходят за пределы семьи и личности. (слайд 35) Итак, что должно меняться в преподавании в школе , чтобы ФГ вошла в содержание образования? Необходимо ввести финансовую грамотность как таковую. Идеальный вариант, если это включено в школьный компонент, т.е. это может быть факультатив. Другой вариант - это внеурочная деятельность. И наконец, самое реальное  и самое методичное формирование ФГ –это межпредметное изучение финансовой грамотности во всех учебных предметах. Эти три модели вам сегодня помогут осуществлять множественные полезные ресурсы. (слайд 36) Н-р: сайт Образовательные проекты ПАКК. Интересный ресурс, где есть, н-р, такая тема: «Учимся финансовой грамоте на ошибках литературных героев». Как раз для межпредметного изучения ФГ. Дальше (слайд 37) «Изучение ФГ на уроках математики» - на этом же сайте. Вот, пожалуйста, готовый материал. Здесь же вы найдете множество познавательных м/фильмов по ФГ, Которые будут вам в помощь.

Вот , пожалуй , и весь теоретический аспект по формированию ФГ.

Не могу не представить вашему вниманию, коллеги,  результаты проведенного в мае во всех образовательных организациях района мягкого мониторинга сформированности всех  видов функциональной грамотности. Были использованы материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». В диагностике принимали участие 110 обучающихся начальной школы из 15 образовательных организаций.

 (слайд 38) То, что у нас получилось вы видите на слайде. Если посмотреть внимательно, то можно сделать вывод, о том, коллеги, что работать в этом направлении нам просто  необходимо.  И начнем эту работу мы вместе уже в ближайшее время. В облачном хранилище мы создадим свою базу методических наработок по всем направлениям функциональной грамотности. Но делать это будет не один человек, и не одна школа, а мы вместе, коллеги, сделаем это большое и полезное дело. Для этого предлагаю такой план. (слайд 39) , (слайд 40)

Более того, по данной проблеме мы тесно сотрудничаем со специалистами кафедры начального образования НИПКиПРО, которые будут не только оказывать нам  необходимую помощь, но и, конечно же, контролировать процесс освоения всех направлений ФГ всеми педагогами нашего района. И я очень надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Ведь уже сейчас мы должны понимать, что современное образование, современный урок – это только формирование ФГ, но если «не только», то на первом месте.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Выступление с докладом на МО КРО на тему "Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

У  большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэ...

Функциональная грамотность в контексте развития компетенций ХХI века. Презентация

Вспомогательный материал к статье Функциональная грамотность...

Сборник "Функциональная грамотность; глобальные компетенции"

В сборике представлены задания по функциональной грамотности (глобальные компетенции)...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....