«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ ШКОЛА  №75 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности», краткое название

«Школа будущего - школа проектов»  

 

                                       Разработала:   Шагивалеева А.Г.,

                               учитель начальных классов

( высшая квалификационная категория)

 

                              Руководитель проекта:

                              заместитель директора

                                по методической работе

Ширыбырова Любовь Николаевна

г. Набережные Челны

2023г

Содержание

  1. Информация об организации-заявителе  ------------------------------------------   2

  2. Описание инновационного образовательного проекта -------------------------  3

  3. Содержание проекта -------------------------------------------------------------------  4

  1. Актуальность проекта ------------------------------------------------------------   4

     3.2.  Новизна ----------------------------------------------------------------------------   5

     3.3. Основная идея ---------------------------------------------------------------------   6

     3.4. Научные данные и результаты исследований ------------------------------   6

     3.5. Обоснование практической значимости -------------------------------------   8

     3.6. Основные требования и условия проектной деятельности --------------  10

     3.7.   Ожидаемые результаты  -------------------------------------------------------  11

     3.8. Риски--------------------------------------------------------------------------------   11

     3.9. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта --------------------------------------------------------------------------------------   12

     3.10. Временные рамки проекта ---------------------------------------------------    12

     3.11. Этапы реализации проекта с обучающимися ----------------------------    12

  4. Ресурсное обеспечение проекта ------------------------------------------------------    13

  5. План мероприятий ----------------------------------------------------------------------     15

  6. Результаты проектной деятельности -----------------------------------------------      19

  7. Заключение ------------------------------------------------------------------------------      21

  8. Список  литературы   -----------------------------------------------------------------------        22

  1. Информация об организации-заявителе

 

 1.1

ИНН

2502015290

1.2.

Полное наименование организации  

ГБОУ «Набережночелнинская школа №75 для детей с ОВЗ»

1.3.

Юридический адрес организации

423827, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Яшьлек, д.1А(52/06)

1.4.

Телефон организации

Тел./факс:  +7(855)259-91-58

1.5.

E-mail: организации

Ss75.Nc@tatar.ru ,  sch75 chelny@mail.ru

1.6.

ФИО руководителя организации  

Марданова Ольга Витальевна

1.7.

Автор проекта

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

 2. Описание инновационного образовательного проекта

2.1.

Направление реализации:

Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

2.2.

Название проекта

«Школа будущего - школа проектов» - Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности.

 2.3

Аннотация

Автор задает насущные для каждого учителя вопросы: Кто такой успешный человек? Как организовать обучение через желание? Чем отличается школа, где умеют проектировать?

«Я чего-то не понимаю и хочу узнать?».  

 Как активизировать учащегося, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Делает вывод, что в новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником, новая роль учителя.

 2.4.

Ключевые слова

Обучение через желание, мотивация, интерес, новая роль учителя, проект, проектная деятельность.

2.5.

Дата начала проекта

1 октября 2023

2.6.

Дата окончания проекта

30 мая 2024

2.7.

Краткая  характеристика  проекта    

  • по форме организации: индивидуальная и групповая формы работы;
  • по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;
  • по сфере применения результатов: культурологический, социальный;
  • по широте охвата содержания: предметный и межпредметный;

2.8.

Место реализации проекта

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №75 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель и задачи проекта

Цель:

создать организационно - педагогические условия, способствующие формированию доступной среды для обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и  их последующей интеграции в обществе через раскрытие личностного потенциала детей.

Задачи:

  1. с целью повышения профессиональных компетенций педагогических кадров, обеспечивающих реализацию методов учебных проектов провести мастер-класс для педагогов школы, города, обучающие семинары;

  1. разработать  комплект адаптивного методического материала для коррекции и социализации детей с ОВЗ.
  2. Усовершенствовать условия (организационные, кадровые, информационные, материально-технические), способствующие развитию ребенка с ОВЗ.
  3. Обобщить, технологизировать и распространить опыт, полученный в рамках работы над проектом.
  4. Организовать  взаимодействие и социальное партнерство  с заинтересованными организациями;
  5. Формировать регулятивные УУД обучающихся   согласно ФГОС: учить учащихся ставить цели, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать и оценивать результат.

 3. Содержание проекта

3.1 Актуальность проекта

       Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

•  между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);

•  между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;

•  между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

        Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка может предоставить     метод проектов.

         Метод проектирования сейчас актуален  как никогда. В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Это связано с тем, что в обществе ценность человека, личности вышла на первый план. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.   Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. Практика показала, что учащиеся с ОВЗ могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.  

           Формирование социально значимых качеств учащихся   призван решать метод проектов. Таким образом, актуальность избранной темы проекта определяется ее общественной значимостью.

3.2.  Новизна

      Метод  проектов   не является принципиально новым. Он  сейчас в тренде во всех сферах, от бизнеса до развития личности, и учить детей этому нужно потому, что это залог их успешного будущего. В тоже время проектирование — это всегда прокладывание новой дороги.    Новизна же  моего проекта заключается в том, что это перспектива обучения, развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.   Применив этот активный метод обучения в работе  со своими незрячими первоклассниками, а затем и в следующих классах начальной школы, я сделала вывод,  проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). По данным опроса 2019 года РАНХиГС 75% российских школьников не имеет мотивации к школьному образованию. А мы, педагоги, должны создать  условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через творческую, проектную  деятельность, повысить их компетентность,  мотивацию, интерес  к школе.   Наша задача адаптировать   метод проектирования конкретно для незрячих и слабовидящих детей.  Также проектирование в школе способствует созданию инновационной среды.    

3.3. Основная идея

 

       Идея создания инновационного проекта возникла не случайно. Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Но почему,  чем больше вариативных учебников и инноваций в начальной школе, тем ниже результаты в международном исследовании PISA? Один из ответов на эти вопрос  связан с продолжением ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки, несмотря на то, что во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании. В школе для слабовидящих и незрячих детей,  которая обязана научить детей проектированию, эта проблема стоит наиболее остро, так как  им свойственны определенные особенности, которые отличают их от нормально развивающихся  детей.

   Меня заинтересовало: возможно ли в современной начальной школе для детей с ОВЗ развить проектное мышление у учащихся? Практика показала, что  это вполне реально.  И не нужно забывать о том, что, согласно ФГОС, проектная деятельность учащихся в школе обязательна. А обучать ей может только тот, кто сам ей владеет. Анализ работы показал, что из 14 учителей начальных классов в нашей школе проектной деятельностью занимались только 3 учителя (20%).   Значит, начинать деятельность по внедрению метода проекта надо с повышения компетентности педагогов.  Так появилась идея создания данного проекта.  

3.4 Научные данные и результаты исследований

         Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920‑е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А. Г. Автухов, П. П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Ш. И. Ганелин, В. Ф. Натали, Б. Е. Райков, И. Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

            В настоящее время  метод проектов снова востребован и популярен. По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.),   эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.  

  Научные исследования, посвященные методу проектов, выявляют роль и потребность метода проектов как педагогической технологии в школьном образовании.

  Отечественные ученые  разработали образовательные методики, основанные на методе проектов и влияние таких методик на качество образования, эффективность достижения образовательных результатов как по конкретному предмету, так и в рамках межпредметных связей. Исследования в данной группе подтверждают эффективность использования проектного метода в школе по основным образовательным программам.  

 О. Ю. Калягина предложила и проверила на практике технологию организации проектной деятельности в рамках факультативного курса «Интернет-технологии». Акцент в своем исследовании автор делает на формировании индивидуальных траекторий обучения учащихся, также автором разработана методика формирования профессиональных компетенций в проектной деятельности, что особенно важно в настоящее время.

А. А. Максаев в своем исследовании   рассмотрел применение метода проектов на уроках английского языка. Автор разработал методическую систему развития социокультурных и речевых умений учащихся старших классов, базирующуюся на выявленных им же дидактических и методических функциях и дидактических свойствах таких проектов. Таким образом, А. А. Максаев обосновал эффективность применения проектов в преподавании иностранного языка.

А. Л. Наумов в работе   на примере преподавания физики показал влияние метода проектов на развитие ряда компетенций (математической, коммуникативной, информационной, проблемной) у обучающихся, предложил методику диагностирования сформированности указанных компетенций и на практике подтвердил значительную разницу в качестве формирования указанных        компетенций при использовании метода проектов относительно классических методик преподавания.  

 А. Р. Чудинова   рассматривает развитие коммуникативной компетенции учащихся основной школы средствами метода проектов. В своей работе автор обосновал необходимость использования проектного метода для эффективного развития коммуникативной компетенции, уточнил классификацию предметных учебных проектов по школьному предмету «Русский язык».  

Н. В. Бабинова в своей работе   рассматривает возможности формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. В работе доказана необходимость и возможность организации проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с целью освоения ими универсальных учебных действий, также определены теоретико-методологические основания готовности детей к их освоению.

 Н. В. Шигапова в своей работе   описывает технологию формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе предмета «Окружающий мир». Данная технология обоснована экспериментально, показала свою эффективность.   За последние 20 лет изучению влияния метода проектов на получение тех или иных образовательных и воспитательных результатов было посвящено достаточное количество работ, которые доказали возможность, необходимость и эффективность применения этого метода в школе.  Анализ исследований отечественных ученых показывает, что метод проектов имеет свою эффективность не только в работе со школьниками. Педагоги дошкольного образования также находят метод применимым для воспитанников.

3.5 Обоснование практической значимости

        Отличительной особенностью проектирования является его практическая направленность.  

         Во-первых, в корне меняются отношения «учитель – ученик».

     Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося. Эти приёмы характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения.  

Действия ученика и учителя в проектной деятельности

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

          Во-вторых, использование этого метода повышает уровень  функциональной грамотности, компетентности, помогает людям использовать имеющийся запас информации и применять его на практике для решения сложных проблем в жизни.

          В-третьих, проектная деятельность  формирует необходимые исследовательские и практические навыки: педагоги осваивают методику, а дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

          В- четвертых, формируются  следующие ключевые  компетенции:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки самооценочной и оценочной деятельности:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми и другими детьми (вступать в диалог, выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий и т.д )
  • умение вести дискуссию;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали).

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы;
  • умение преодолевать страх в публичных выступлениях;
  • повышение уровня ИКТ - компетенции

                   

3.6. Основные требования и условия проектной деятельности

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях "открывают" и доступно для себя формулируют необходимые "Правила общения", регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, это развитие мышления учащихся, определенная "интеллектуальная зрелость". Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К "интеллектуальной зрелости" также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В-третьих, это опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

                                  3.7. Ожидаемые результаты  

  • Внедрение метода проектирования  в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области организации проектной деятельности;  
  • Совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников ГБОУ «НШ №75 для детей с ОВЗ» и учебно-материальной базы школы.
  • Формирование имиджа школы  как инновационного образовательного учреждения;
  • Осуществление реального   сотрудничества как внутри своего коллектива, так и в других образовательных организаций города и республики.
  • Программа обеспечит достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. 

                      3.8. Риски

В ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди  увлекающиеся, поэтому, работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями,  могут бросить работу над проектом.

3. Не достаточно умений и навыков работы на компьютере .

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

           Решение проблемы.

Предлагаю такой вариант.

  • Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся, проекты проводить не часто;
  • Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
  • Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
  • 4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, занять  позицию старшего друга, соратника.
  • Привлечь для работы над проектом родителей и  консультантов.

                               3.9. Критерии и показатели оценки результативности и  эффективности проекта

  • увеличение доли детей с ОВЗ и детей инвалидов, участвующих в проектной деятельности;
  •  увеличение количества  педагогов, работающих с детьми с ОВЗ ,участвующих в реализации проекта;
  •  увеличение количества адаптированных программ, проектов  тьюторского сопровождения, индивидуальных маршрутов для детей;
  •  увеличение количества детей с ОВЗ и педагогов, участвующих в научно-практических конференциях, конкурсах проектных работ;  
  •  достижение каждым ребенком максимально возможного уровня освоения адаптированной программы;
  • Проведение всех мероприятий (мониторингов, семинаров, консультаций) согласно разработанному планированию.
  • Удовлетворённость субъектов  инновационной деятельностью  
  • Наличие публикаций по теме проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  1.       3.10. Временные рамки проекта 

Этапы реализации проекта с педагогами: 2023-2024 годы

1 этап - подготовительный,  целеполагание    

2 этап - основной, разработка проекта, организация работы по созданию условий реализации проекта

3 этап - заключительный, завершение проекта, определение перспективных задач

                     3.11. Этапы реализации проекта с обучающимися

       Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Этапы

Учитель

Ученики

мотивационный

заявляет общий замысел (проблема   должна быть актуальной и интересной),  создает положительный   настрой

обсуждают, предлагают собственные идеи,

формулируется тема, цель, выдвигают гипотезы (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование)  

определяется вид проекта, результат, продукт: (сувениры, буклеты, альбомы, путеводитель, письма-обращения, сборники стихов, загадок, открытки, сценарии, стенгазеты...)  

планирующе-подготовительный

Идёт разработка замысла проекта

формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

делятся на группы, распределяются роли (лидер,биолог, оратор, художник, оформитель и др.)

обговаривают, где будут  искать информацию  

Информационно- операционный

Реализация проекта

наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником

Собирают, перерабатывают,  сортируют  материал,   

отслеживает реализацию проекта, информирует участников о ходе реализации проекта;

  корректирует и вносит изменения в план.

работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект

Рефлексивно-оценочный

учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности

представляют проекты,   коллективно  обсуждают и   результат  и процесс  работы, осуществляют устную или письменную самооценку

анализ и оценка приобретенного опыта, оценка удовлетворенности участников , сотрудничество с другими организациями по обмену  опытом

Определение перспективных задач и планов для новых проектов

4. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы: учителя нашей школы, руководящие работники, библиотекарь, служба сопровождения: логопед, психолог, тифлопедагог (15 человек);

Социальные партнёры: сотрудники кукольного театра,  педагоги музыкальной школы №75, волонтеры молодежного центра «Орион», педагоги школ для детей с ОВЗ №87  г. Н.Челны, №172 г.Казани и  Лаишевской школы – интернат для слабовидящих и незрячих детей.

        Учебно-методическое обеспечение: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения,  

рабочие программы  по учебным предметам;

 адаптированные программы по внеурочной деятельности по интеллектуальному  

проектному направлению авторов Н.Л Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И. Сизовой «Учусь создать проект», А.И. Савенкова «Я- исследователь»,

план воспитательной работы.

         Материально-техническая база: все кабинеты, оборудованные компьютерами, имеют выход в интернет; учебные кабинеты химии, физики, биологии имеют необходимое оборудование для проведения практических занятий, опытов, экспериментов, наблюдений,  библиотека.

       Финансовое обеспечение: Материально-технические ресурсы учебного учреждения, а также посильная помощь родителей, попечительского Совета, благотворительная помощь спонсоров.

       Статьи расходов:  Расходные материалы  для изготовления наглядных пособий, макетов; материалы для проведения опытов, экспериментов,  оформления сцены;    канцелярские товары, бумага, краска  для принтера,     фотоуслуги; транспортные расходы на поездку   в места проведения конференций, экскурсии, выставки, театры; оплата участия в конкурсах, НПК.

 5. План мероприятий

Наименование мероприятия              и форма

Цель

Сроки

I. Целеполагание

1

 Изучение информации в  различных источниках для расширения осведомленности о проблеме

Цель:

Ознакомиться  с научными данными и результатами исследований, подтверждающих  эффективность инновационного проекта

август 2023

2

Анкетирование педагогов на предмет отношения к инновационной деятельности.

Цель:

Определение уровня подготовленности кадров, учащихся

сентябрь 2023

3

Формирование банка данных о познавательных интересах учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса    

Цель:

Определение уровня подготовленности кадров, учащихся

сентябрь  2023

4

Выступление  на педсовете по теме     « Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»  

Информирование педагогов о начале проекта  «Школа будущего - школа проектов» и привлечение заинтересованных лиц

октябрь  2023

5

Формирование рабочей группы по реализации проекта

Цель:

Определение проблемы и ее актуальности

октябрь  2023

6

Проведение общего родительского собрания

Привлечение социума к реализации проекта.

октябрь  2023

II. Разработка проекта

1

Мониторинг учреждений, работающих с данной категорией детей

 

Цель:

Установление сотрудничества с учреждениями, работающими с данной категорией детей

октябрь  2023

Разработка сметы расходов для реализации проекта

Цель:

Создание  сметы расходов.

октябрь  2023

2

Заседание рабочей группы «Материально-техническая база проекта»

Цель:

Определение материально-технической базы проекта

октябрь  2023

3

Заседание рабочей группы

«Планирование мероприятий в рамках данного проекта». Круглый стол.

Цель:

Определение мероприятий  на новый учебный год, в рамках проекта

ноябрь 2023

4

«Презентация проекта «Школа будущего - школа проектов» на педсовете, городском семинаре

Цель:

Доведение до участников проекта важности проблемы

Ноябрь 2023

III. Организация работы по созданию условий реализации проекта

1

 Знакомство с учебно-методическим комплектом развивающего курса для младших школьников, на основе которых построен проект, их адаптация для слабовидящих и незрячих детей  

Цель:

Изучение рабочих программ,  тетрадей, раздаточных материалов для учащихся  

Ноябрь 2023

Заседание рабочей группы:

«Анализ образовательных программ,  методических материалов и их адаптация»

(Программы по внеурочной деятельности

авторов Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Я – исследователь»).

Цель:

Разработка и адаптация методических материалов для детей с ОВЗ

Ноябрь 2023

2

Оценка  наличия соответствия,  профессиональных компетенций, согласно ФГОС, необходимых для работы с ОВЗ.

Цель:

Кадровое обеспечение проекта

Октябрь 2023

Обучающие семинары, консультации, курсы повышения квалификации…

  • «Структура проектно – исследовательской деятельности»
  • «Типы и виды проектов»

«Этапы проектной деятельности, соответствующие структуре учебной деятельности»

«Анализ результатов работы над проектом» 

«Действия ученика и учителя в проектной деятельности».

  • «Структура подготовки и проведения проектных дней»,
  • «Формы продуктов проектной деятельности»,  и др

Цель:

Повышение компетенции педагогов

По мере реализации проекта

3

Индивидуальные встречи  «Установление контакта по взаимовыгодному сотрудничеству»

Цель:

Заключение договоров с социальными партнерами

В течение года

4

Приобретение материально- технических средств

Цель:

Создание условий для организации доступности дополнительного образовании

В течение года

IV. Реализация проекта

1

Работа педагогов нашей школы, партнеров с учащимися в ходе  реализации проекта (проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей, создание проектов)

Цель:

содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся, развитие УУД в соответствии ФГОС

Раз в неделю

Текущий контроль деятельности школьников и анализ результатов их поисковой работы

Цель:

Отслеживание реализации проекта, Коррекция деятельности  учащихся

В течение года

2

Заседание рабочей группы: «Ход реализации проекта»

Цель:

Информирование участников о ходе реализации проекта, обмен информацией

 1 раз в квартал

3

Заседание рабочей группы:

«Риски (Трудности) проекта и их решение»

Цель:

Решение возникающих проблем и внесение изменений в план

По необходимости

4) Организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:

  • Проведение бесед, дискуссий по темам: «Особые дети»
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
  • Проведение занятий с элементами тренинга, направленных на снятие эмоционального напряжения и восстановление психологического здоровья:

Цель:

Обогащение

новыми знаниями об особых детях их особенностях и возможностях.

По необходимости

Обмен опытом работы через открытый  просмотр занятий и мероприятий с участием детей с ОВЗ

Цель:

Представление достижений педагогов и детей с ОВЗ

С ноября 2023по октябрь 2024

4

Заседание  рабочей группы

«Сбор наработанных материалов для реализации  проекта» для выпуска сборника методических рекомендаций

Цель:

Создание конечного продукта проекта

 

Октябрь   2024

 

4) Организация площадок по обмену опытом среди объединений, работающих с данной категорией детей

Цель:

Обмен и обогащение личного опыта педагогов с партнерами

2 раза в год

Декабрь  2023;

сентябрь  2024

Осуществление реализации проекта: введение в практику работы    (участие педагогов и обучающихся в городских, региональных научно-практических конференциях)

Цель:

Диссеминация опыта.

Накопление опыта публичного выступления

Согласно графику конференций, конкурсов

Публикация материалов по итогам деятельности в рамках реализации проекта (буклеты, методические журналы, листовки, памятки и.т.д.)

 

Октябрь 2024

Мониторинг успешности и личностного роста педагогов и обучающихся нашей школы

Цель:

Сбор информации для анализа работы

2 раза в год

V. Завершение проекта

1

Проведение мониторинга, бесед, направленных на  оценку удовлетворенности участников проекта

Цель:

Оценка удовлетворенности

- по окончанию мероприятия

октябрь 2024

2

Заседание рабочей группы:

«Итоги и перспективы проекта»

Цель:

Анализ и оценка приобретенного опыта

октябрь 2024

3

Заседание рабочей группы:

«Обобщение опыта работы»

Цель:

Пополнение

методического инструментария

Ноябрь-декабрь 2023

4

Презентация опыта работы по использованию метода проектов на педагогическом совете, на городском семинаре

Цель:

Распространение опыта

Согласно графику

5

Индивидуальные встречи  «Проблемы и перспективы»

Цель:

Обмен опытом

Сентябрь-декабрь 2023

VI. Определение перспективных задач

1

Заседание рабочей группы:

«Перспективы развития»

Цель:

Определение перспективных задач и планов для новых проектов

Май 2024

6.Результаты проектной деятельности

  • Охвачено проектом   педагогов (10чел.),  29 учащихся начальных классов и их родителей, привлечено к их реализации 3 студента  Набережночелнинского педагогического университета, 2 волонтера молодежного центра «Орион», преподаватель  и концертмейстер музыкальной школы №7.
  • Сформировано сообщество в социальных сетях  в Телеграмм, Ватсап
  •  Увеличилось  количество  педагогов, работающих с детьми с ОВЗ  участвующих в реализации проекта с 3х до 10 чел.;
  • Адаптированы и внедрены авторские программы по внеурочной,  проектной деятельности,  разработаны   индивидуальные  маршруты  для  незрячих детей;
  •  Увеличение количества детей с ОВЗ  (с 5 до 11) и педагогов с 3х до 7), участвующих в научно-практических конференциях, конкурсах проектных работ;
  • Укрепились взаимосвязи школы с семьей, внешкольными учреждениями, социумом.
  • Закуплено оборудование для обновления материально-технической базы (мультимедийный проектор, принтер)
  • Удовлетворённость субъектов  инновационной деятельностью.  

По отзывам учителей:

  • Дети по-новому относятся к урокам, по-другому мотивируются на учебную деятельность, у них возникает желание заняться поисковой деятельностью
  • Оценки стали важны даже по не главным предметам. Отстающие по программе ученики стали активней включаться в работу и просить помощи у своих одноклассников
  • По результатам диагностики   отмечается положительная динамика в повышении качества знаний детей,
  • На 10 % выросло количество высоких отметок у учащихся со средней успеваемостью.
  • На 17% выросло количество «лучших» отметок у хорошистов и отличников.

           Повысилось качество знаний учащихся начальных классов с 39% до 41%

  • Наличие публикаций по теме проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
  • Разработаны и опубликованы методические рекомендации, статей  по реализации инновационного проекта с целью трансляции и масштабирования опыта
  • Обучающиеся начальной школы достигли   определенных личностных, метапредметных и предметных результатов, продемонстрировали их на   конкурсе проектных работ «Мир настоящего – мир будущего», на выступлениях на НПК городског и регионального уровня, на презентации своих проектов.

Темы проектов   воспитанников по направлениям:

  •  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: «Как жили наши предки?», «Герб нашего города»,  «Памятники города «Набережные Челны» и др.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях : «Париж, Париж!», «Русская народная сказка», «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина», «Моя библиотека»
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания: «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Тайны религии Ислам» 
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): «В царстве бабочек», «Какую роль играет собака в жизни человека?», «Так вот ты какая, лягушка…», «Комнатные растения»
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

«Все профессии важны…», «Старинные меры длины и счета» и др.

         

          Определение перспективных задач:

  • Организация и проведение итогового общеобразовательного мероприятия «День науки»
  • Методические рекомендации по итогам проекта позволят ОУ опубликовать собственный сборник
  • Данное направление работы позволит расширить рамки экспериментальной площадки ГБОУ «НШ №75 для детей с ОВЗ через привлечение квалифицированных специалистов в активные методы обучения, включая психологическое сопровождение.

7. Заключение

Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.   При правильном выборе и постановке задач для осуществления проектной деятельности, продукт получаемой деятельности детей с ОВЗ почти не отличается от проекта детей массовых школ. Если в школе проектируют, значит,  в ней есть жизнь, создана инновационная деятельность.

  Есть золотое правило проектирования: «practice makes perfect», то есть, чтобы научиться, нужно много практиковаться. Когда с учителями мы прошли все этапы проектирования, на выходе у нас осталось полное понимание проектной технологии.

Таким образом, метод проектной деятельности доказал свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ. Этот метод способствует формированию познавательной компетентности у воспитанников с особыми образовательными потребностями.   Метод, идущий от детских потребностей и интересов, позволяет эффективно решать задачи коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ.

  Результативность предложенной нами системы проектной  деятельности подтвердилась в ходе интеллектуально-творческих конкурсов различного уровня, научно-практических конференций, на которых учащиеся показали высокие результаты. Творчество, поиск нового, многочисленные выступления позволили ребятам и педагогам добиться высоких достижений и наград.

       Таким образом, рост показателей уровня развития интеллектуальной, проектной  направленности у учащихся, повышения компетентности педагогов  позволяет говорить об эффективности проекта и необходимости продолжения работы в данном направлении.

         Данный проект полезен педагогам, студентам, детским коллективам, школам т.к. даёт теоретическое направление и практическую значимость, способствует вовлечению детей в социально значимую деятельность.

 

8. Список литературы

  1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
  4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
  5. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. - №6.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.
  7. 7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2
  8. 8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005
  9. 9. Громыко Ю. В. Понятие проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова//Изв. Рос. акад. образова-ния. 2000. (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  10. circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
  11. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Метод проектов, как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся начальных классов.

Организация  исследовательского  проекта "Редкие и исчезающие животные Горной Шории "...

Метод проектов как средство формирования исследовательской компетенции учащихся.

Данная презентация раскрывает:актуальность, цели проектного обучения, этапы работы над проектом, классификацию проектов, оценку метода проектов, формы презентации и критерии успеха работы над пр...

Педагогический проект – средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся.

Обобщение опыта работы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по теме : "Педагогический проект - средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся"....

«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Цель моей педагогической деятельности:  создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...