Метод учебных проектов как средство формирования познавательных УУД
проект на тему
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов обучения особое место занимает проектная деятельность. Темой данного исследования было выбрано использование метода учебных проектов для формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена именно с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности.
ПРОБЛЕМА
Реалии современной жизни приводят нас к тому, что знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. А проектная деятельность – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что использование метода учебных проектов на уроках окружающего мира стимулирует интерес обучающихся к предмету и способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Выявление эффективности метода проектов как технологии формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
- Изучить теоретические основы использования метода учебных проектов в обучении.
- Проанализировать уровень сформированности познавательных УУД у обучающихся.
- Разработать уроки с применением метода учебных проектов, направленные на формирование и развитие познавательных учебно-универсальных действий младших школьников.
- Диагностировать уровень сформированности проектных умений.
- Вовлекать родителей в процесс обучения ребенка и совместную проектную деятельность.
- Обобщить и распространить опыт работы над темой.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является использование метода учебных проектов на уроках окружающего мира как средство развития познавательных УУД у младших школьников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс обучения окружающему миру в начальной школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Повышение учебной мотивации.
- Формирование самостоятельности, активности, ответственности, умения планировать и принимать решения путем вовлечения в поисковую и исследовательскую деятельность.
- Повышение познавательной активности обучающихся путем вовлечения их в работу над учебными проектами.
- Формирование информационной культуры младших школьников.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
Прогностический этап:
- изучение теоретических основ применения метода учебных проектов на уроках окружающего мира в начальной школе;
- определение объекта и предмета исследования;
- предварительная диагностика обучающихся (уровень готовности к школе).
Организационный этап:
- разработка уроков окружающего мира с применением метода учебных проектов, направленных на формирование и развитие познавательных учебно-универсальных действий младших школьников;
- проведение пробных уроков с использованием метода учебных проектов.
Практический этап:
- внедрение информационных технологий на уроках окружающего мира;
- диагностика классного коллектива.
Обобщающий этап:
- проведение итоговой диагностики обучающихся;
- распространение результатов деятельности в педагогическом коллективе своей школы.
В рамках прогностического этапа работы над проектом Была проведена диагностика «Проба на выявление познавательной инициативы «Незавершенная сказка». Результаты представлены на слайде. Психологом школы была проведена диагностика по методике Л.А. Ясюковой с целью определения готовности к обучению в школе. Рассматривались такие параметры, как визуальное, понятийное, абстрактное, образное мышление, речевое развитие, зрительная и слуховая память, скорость переработки информации.
Результаты диагностики представлены на слайде.
Диагностика уровня готовности к школе (методика Л.А. Ясюковой)
Более половины обучающихся моего класса (65%) показали высокий и средний уровень подготовки к школе, что позволило мне задаться вопросом, какие нетрадиционные методы и технологии использовать, чтобы еще больше заинтересовать, замотивировать детей, повысить их познавательную активность, не забывая и о 35% малышей, испытывающих трудности в адаптации к школе? Результатом моих размышлений стал педагогический проект, направленный на использование метода учебных проектов на уроках окружающего мира, принципиальной основой которого явилась
ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать
самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие
педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо
традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как
развитие у учащихся с первого класса:
- умения планировать, анализировать свои
действия;
- умения принимать решения, прогнозируя
возможные последствия;
- способность к сотрудничеству;
- чувства ответственности за конечный
результат.
КАКОВЫ ЖЕ ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ?
1.Он позволяет решить одну из главных задач современного образования – формирование мотивации. Поэтому, используя данную технологию, необходимо ставить перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого участника проекта. Лучше, когда ученики в ракурсе заданной тематики сами предлагают для изучения интересующие их вопрос или проблему. Здесь метод проектов тесно соприкасается с методиками проблемного и деятельностного обучения.
2. Реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся становятся участниками проекта в соответствии со своими способностями и интересами.
3. Работа над проектами вовлекает обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, происходит интеграция и актуализация полученных ранее знаний. Это ведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности, ответственности, формируются умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность.
4. В процессе работы формируется личность умеющая осмысливать, оценивать себя, готовая к презентации своей деятельности и её результатов. То есть ,постепенно происходит освоение информационной, учебной ,исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностей, формируется мировоззрение и личностная позиция, что в в итоге будет способствовать её успешной самореализации..
5.Метод проектов тесно связан с использованием ИКТ. На мой взгляд, сочетание этих двух образовательных технологий обладает особой результативностью в формировании компетентностного обучения, взаимообогащая друг друга .ИКТ даёт технологическую и информативную базу, проектная же деятельность придаёт смысловую направленность, наполняет духовным и интеллектуальным содержанием. В итоге сочетание методик помогает перейти на продуктивно-творческий уровень образования.
6.Метод проектов позволяет реализовывать индивидуальную работу с учащимися, а также работу в группах на основе сотрудничества, сотворчества.
Во время создания проекта
ученик получает доступ к новым для него объектам и далее может действовать по
своему желанию. Он находится в условиях естественного проявления
любознательности и интереса. С твёрдой уверенностью можно
говорить о прочной взаимозависимости в развитии у детей младшего школьного
возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной
активности – с другой.
Для успешной реализации метода учебных проектов на уроках окружающего мира использую следующий АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ЗАПУСКУ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА:
Учебный проект
Проблема проекта | «Почему?» | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» (мы делаем для этого?) | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» (мы это можем делать) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Что получится?» (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Условно можно выделить следующие ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:
- Погружение в проект.
- Организация деятельности.
- Осуществление деятельности.
- Презентация результатов.
Интересно сравнить деятельность учителя и ученика при работе над проектом.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у школьника положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
В рамках организационного этапа были разработаны уроки окружающего мира в 3 и 4 классе с применением метода учебных проектов, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий:
Класс | Тема урока | Возможные темы учебных проектов |
3 класс | «Природные богатства и их охрана» | «Богатства, отданные людям» |
«Охрана растений» | «Красная книга растений Тамбовской области» «Книга природы родного края» «Почему книгу о зеленых растениях окрасили в тревожный красный цвет?» | |
«Мы и наше здоровье» | «Школа здорового питания» «О пользе закаливания» «Почему мы болеем?» | |
4 класс | «Экологическое равновесие» | «Почему нужно охранять Землю?» |
«Земля-кормилица» | «Свойства почвы» | |
«Наш край» | «История названия села» «История основания города Тамбова» «Я – тамбовчанин» |
Результатом работы на практическом этапе стали ученические проекты. (Слайд)
Наиболее удачные из них были размещены в сети Интернет.
Опираясь на таблицу показателей сформированности познавательных УУД, в 4 классе провела диагностику, результаты которой представлены на слайде.
Уровни | Показатели |
Высокий |
|
Средний |
|
Низкий |
|
Также было проведено исследование уровня словесно-логического мышления школьников по методике Э. Ф. Замбацявичене. Вот ее результат. Слайд.
Применение метода проектов на уроках окружающего мира положительно отразилось и на качестве знаний по предмету. Слайд.
В ходе реализации проекта обучающиеся приняли активное участие во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа», получили сертификаты участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379094-1389348875.jpg)
Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726411-1450286521.jpg)
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/30/picture-302809-1696065526.jpg)
Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Данная тема актуальна , потому что проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из сте...
Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.
Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-325233-1383124915.jpg)
Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов....
Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы
В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-36081-1393271412.jpg)
«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»
Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...