Метод учебных проектов как средство формирования познавательных УУД
проект на тему

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов обучения особое место занимает проектная деятельность. Темой данного исследования было выбрано использование метода учебных проектов для формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.

Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена именно с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности.


     ПРОБЛЕМА

Реалии современной жизни приводят нас к тому, что  знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. А проектная деятельность – один из важнейших путей в решении данной проблемы.


 АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что использование метода учебных проектов на уроках окружающего мира стимулирует интерес обучающихся к предмету и способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Выявление эффективности метода проектов как технологии формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

  1. Изучить теоретические основы использования метода учебных проектов в обучении.
  2. Проанализировать уровень сформированности познавательных УУД у обучающихся.
  3. Разработать  уроки с применением метода учебных проектов,  направленные на формирование и развитие  познавательных учебно-универсальных действий младших школьников.
  4. Диагностировать уровень сформированности проектных умений.
  5. Вовлекать родителей в процесс обучения ребенка и совместную проектную деятельность.
  6. Обобщить и распространить опыт работы над темой.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ   является использование метода учебных проектов на уроках окружающего мира как  средство развития познавательных УУД у младших школьников.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ  выступает процесс обучения окружающему миру в начальной школе.

   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Повышение учебной мотивации.
  2. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, умения планировать и принимать решения путем вовлечения в поисковую и исследовательскую деятельность.
  3. Повышение познавательной активности обучающихся путем вовлечения их в работу над учебными проектами.
  4. Формирование информационной культуры младших школьников.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

Прогностический этап:

  • изучение теоретических основ применения метода учебных проектов на уроках окружающего мира в начальной школе;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • предварительная диагностика обучающихся (уровень готовности к школе).

Организационный этап:  

  • разработка уроков окружающего мира с применением метода учебных проектов, направленных на формирование и развитие  познавательных учебно-универсальных действий младших школьников;
  • проведение пробных уроков с использованием метода учебных проектов.

Практический этап:

  • внедрение информационных технологий на уроках окружающего мира;
  • диагностика классного коллектива.

Обобщающий этап:

  • проведение итоговой диагностики обучающихся;
  • распространение результатов деятельности в педагогическом коллективе своей школы.

    В  рамках прогностического этапа работы над проектом  Была проведена диагностика «Проба на выявление познавательной инициативы «Незавершенная сказка». Результаты представлены на слайде. Психологом школы была проведена диагностика по методике Л.А. Ясюковой с целью определения готовности к обучению в школе. Рассматривались такие параметры, как визуальное, понятийное, абстрактное, образное мышление, речевое развитие, зрительная и слуховая память, скорость переработки информации.
Результаты диагностики представлены
на слайде.

Диагностика уровня готовности к школе (методика Л.А. Ясюковой)

Более половины обучающихся моего класса (65%) показали высокий и средний уровень подготовки к школе, что позволило мне задаться вопросом, какие нетрадиционные методы и технологии использовать, чтобы еще больше заинтересовать, замотивировать детей, повысить их познавательную активность, не забывая и о 35% малышей, испытывающих трудности в адаптации к школе? Результатом моих размышлений стал педагогический проект, направленный на использование метода учебных проектов на уроках окружающего мира, принципиальной основой  которого явилась
ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать
самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие
педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо
традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как
развитие у учащихся с первого класса:

- умения планировать, анализировать свои
действия;

- умения принимать решения, прогнозируя
возможные последствия;

- способность к сотрудничеству;

- чувства ответственности за конечный
результат.


КАКОВЫ ЖЕ ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ?

1.Он позволяет решить одну из главных задач современного образования – формирование мотивации. Поэтому, используя данную технологию, необходимо ставить перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого участника проекта. Лучше, когда ученики в ракурсе заданной тематики сами предлагают для изучения интересующие их вопрос или проблему. Здесь метод проектов тесно соприкасается с методиками проблемного и деятельностного обучения.

2. Реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся становятся участниками проекта в соответствии со своими способностями и интересами.

3. Работа над проектами вовлекает обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, происходит интеграция и актуализация полученных ранее знаний. Это ведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности, ответственности, формируются умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность.

4. В процессе работы формируется личность умеющая осмысливать, оценивать себя, готовая к презентации своей деятельности и её результатов. То есть ,постепенно происходит освоение информационной, учебной ,исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностей, формируется мировоззрение и личностная позиция, что в в итоге будет способствовать её успешной самореализации..

5.Метод проектов тесно связан с использованием ИКТ. На мой взгляд, сочетание этих двух образовательных технологий обладает особой результативностью в формировании компетентностного обучения, взаимообогащая друг друга .ИКТ даёт технологическую и информативную базу, проектная же деятельность придаёт смысловую направленность, наполняет духовным и интеллектуальным содержанием. В итоге сочетание методик помогает перейти на продуктивно-творческий уровень образования.

6.Метод проектов позволяет реализовывать индивидуальную работу с учащимися, а также работу в группах на основе сотрудничества, сотворчества.

Во время создания проекта
ученик получает доступ к новым для него объектам и далее может действовать по
своему желанию. Он находится в условиях естественного проявления
любознательности и интереса. С твёрдой уверенностью можно
говорить о прочной взаимозависимости в развитии у детей младшего школьного
возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной
активности – с другой.

Для успешной реализации метода учебных проектов на уроках окружающего мира использую следующий АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ЗАПУСКУ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА:

Учебный проект

Проблема проекта

«Почему?»

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?» (мы делаем для этого?)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Что получится?» (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Условно можно выделить следующие ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:

  1. Погружение в проект.
  2.  Организация деятельности.
  3.  Осуществление деятельности.
  4.  Презентация результатов.

Интересно сравнить деятельность учителя и ученика при работе над проектом.

Структура деятельности учителя и ученика  при использовании  метода проектов

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у школьника положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

В рамках организационного этапа были разработаны уроки окружающего мира в 3 и 4 классе с применением метода учебных проектов, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий:

Класс

Тема урока

Возможные темы учебных проектов

3 класс

«Природные богатства и их охрана»

«Богатства, отданные людям»

«Охрана растений»

«Красная книга растений Тамбовской области»

«Книга природы родного края»

«Почему книгу о зеленых растениях окрасили в тревожный красный цвет?»

«Мы и наше здоровье»

«Школа здорового питания»

«О пользе закаливания»

«Почему мы болеем?»

4 класс

«Экологическое равновесие»

«Почему нужно охранять Землю?»

«Земля-кормилица»

«Свойства почвы»

«Наш край»

«История названия села»

«История основания города Тамбова»

«Я – тамбовчанин»

Результатом работы на практическом этапе стали ученические проекты. (Слайд)

Наиболее удачные из них были размещены в сети Интернет.

Опираясь на таблицу показателей сформированности познавательных УУД,  в 4 классе провела диагностику, результаты которой представлены на слайде.

Уровни

Показатели

Высокий

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • искать и выделять  необходимую информацию;
  • применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств;
  • находить наиболее эффективные способы решения;
  • уметь проводить анализ и синтез, строить логическую цепь рассуждений;
  • доказывать и выдвигать гипотезу и ее обосновывать;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Средний

  • выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;
  • искать необходимую информацию, но выделить главное не может;
  • применять методы информационного поиска не используя компьютерные средства;
  • находить способы решения;
  • уметь проводить анализ и синтез,  не выстраивая  логическую цепь рассуждений;
  • выдвигать гипотезу, но не доказывает и не обосновывает ее;
  • с трудом обнаруживать  учебную проблему.

Низкий

  • не могут выделять познавательную цель;
  • искать необходимую информацию с помощью учителя;
  • применять методы информационного поиска с помощью учителя;
  • находить способы решения с помощью учителя;
  • проводить анализ и синтез с помощью учителя;
  • выдвигать гипотезу с помощью учителя;
  • обнаруживать  учебную проблему с помощью учителя.

   Также было проведено исследование уровня словесно-логического мышления школьников по методике Э. Ф. Замбацявичене. Вот ее результат. Слайд.

   Применение метода проектов на уроках окружающего мира положительно отразилось и на качестве знаний по предмету. Слайд.

   В ходе реализации проекта обучающиеся приняли активное участие во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа», получили сертификаты участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Данная тема актуальна , потому что проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из сте...

Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.

Индивидуальный подход к младшим школьникам  в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса....

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов....

Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...

«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»

Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...