Главные вкладки

    Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Индивидуальный подход к младшим школьникам  в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualnyy_podhod_k_mladshim_shkolnikam.docx16.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.

    В педагогической науке индивидуализация определяется как организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия детей, уровень их способностей к учению. В процессе обучения индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах.

        Учесть все индивидуальные особенности детей невозможно. Во внимание принимаются лишь те их черты, которые оказываются наиболее важными в процессе обучения.

         Очень важно знать индивидуально-типологические особенности своих учеников. От них зависит как процесс, так и результат учебной деятельности. Таким образом, индивидуальный подход учителя к младшим школьникам – эффективное средство в формировании познавательных интересов в учебной деятельности.

         В ходе работы мною разработаны и применены меры для облегчения учебной деятельности учеников, для поддержания у них познавательного интереса. По отношению к учащимся с различными типами нервной системы я подхожу индивидуально.

        Детей со слабой нервной системой никогда не ставлю в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. По отношению к ним соблюдаю следующие правила:

    - предоставляю достаточное время на обдумывание вопроса; опрос провожу в начале урока;

    - не требую отвечать новый, только что усвоенный материал;

    - путём правильной тактики опросов и поощрений формирую уверенность в своих силах; обязательно поощряю за старание, даже если результат далёк от желаемого;

    - осторожно оцениваю неудачи этих учеников, так как они сами болезненно относятся к ним;

    - в минимальной степени стараюсь отвлекать от работы; создаю спокойную обстановку;

    - учу переживать неудачи;

    - стараюсь вовлекать детей в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.

         Из наблюдений можно сделать вывод, что деятельность таких детей, согретая радостью познания, достижений, становится успешной, творческой. Следовательно, всё это укрепляет их познавательные интересы в учебной деятельности.

         По отношению к детям с сильной нервной системой применяю другую тактику.

         В ходе работы я выявила, что если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, то она вызывает истощение умственных сил у учащихся, у них исчезает интерес. Ученикам с сильной нервной системой разрешаю непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. Например, с целью разнообразить их деятельность, при выполнении однотипных заданий направляю их на поиск других способов работы, чередую задания разных типов.

         Мною выявлено, что в целом сильные школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Зато усвоение учебного материала часто требует от них перестройки привычных способов работы. Они не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения. Учебный материал усваивают поверхностно и бессистемно, не замечая важных деталей. Они не склонны к повторению материала.

         На этих учеников обращаю особое внимание в ситуации, когда нужно было выполнить какие-либо поэтапные действия, контролирую выполнение ими требований постепенности, последовательности. Этих учеников я не только контролирую, но и побуждаю к самоконтролю.

         Индивидуально подхожу и к подвижным и к инертным детям, так как определённые трудности в учении влекут за собой потерю познавательного интереса и активности.

         На занятиях при работе с инертными учениками:

    - не требую от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность возрастает постепенно;

    - учитываю, что они могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них отказываются выполнять задания;

    - не требую быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах;

    - не спрашиваю их в начале урока;

    - в момент выполнения заданий не отвлекаю их;

    - избегаю ситуаций, когда нужно было получить быстрый ответ;

    - не требую отвечать только что усвоенный материал.

         В ходе наблюдения я обнаружила, что ученики с подвижной нервной системой ведут себя иначе, чем с инертной. Они с большой охотой участвуют в работе, имеющей разнообразное содержание, успешно работают в высоком темпе, быстро переключают внимание на новый вид деятельности. В ходе работы мною выявлено, что, несмотря на явные преимущества, они также испытывают специфические трудности. У этих детей происходит быстрая утрата интереса к повторяющимся заданиям, и если нет помощи от учителя, то они начинают отвлекаться. Эти дети нуждаются в постоянном руководстве и контроле учителя. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного вида к другому – вот те ситуации, которые предлагаю детям с подвижной нервной системой.

         Таким образом, мною исследованы особенности учебной деятельности детей, различающихся по характеристикам силы и подвижности нервной системы, индивидуальный учёт которых помогает развивать и укреплять познавательные интересы младших школьников в учёбе, повышая эффективность обучения.

         Во-первых, изучив индивидуальные особенности ученика, учитель имеет представление, как они влияют на его учебную деятельность: как он управляет своим вниманием; насколько уверен в себе, как переживает неудачу; быстро и прочно усваивает учебный материал. Знать эти качества детей – значит сделать важный шаг к организации его продуктивной работы; развитию познавательных интересов.

         Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель сам более эффективно трудиться.

         Можно сделать вывод, что индивидуальный подход является одним из принципов обучения. В работе я ориентируюсь на индивидуально-типологические особенности детей. Включаю в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям. Осуществляемый с помощью индивидуализации обучения, индивидуальный подход, в качестве средства формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности, проявляется в выборе методов обучения, в дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ.

         В процессе работы стараюсь создавать такие условия, которые позволяют каждому ученику раскрыться во всей полноте его неповторимых задатков и способностей. Считаю, что индивидуальный подход – важное средство формирования познавательных интересов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

    Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

    Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

    Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

    Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

    Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...

    Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

    Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

    Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности....

    Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности

    В статье раскрываются пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности....