Курс метапредметной направленности "Работа с информацией" Т.П. Хиленко
статья

В данной статье раскрывается ценность курса "Работа с информацией" Т.П. Хиленко. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс метапредметной направленности «Работа с информацией»

Одним из важных условий ФГОС начального общего образования по

формированию универсальных учебных действий является информационная компетентность(СЛ.2)– это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навыки поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому, что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Совершенно очевидно, что формировать универсальные  учебные  действия учителю предстоит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В связи с этим, в нашей школе введен курс «Работа с информацией». Он рассчитан на 1ч. в неделю. Всего 34 часа.

Данный курс составлен на основе учебного пособия «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией», для классов 1-4, Автор Татьяна Петровна Хиленко.

(СЛ.3) Цель курса «Работа с информацией»: развивать у школьников умение работать с информацией, информационную компетенцию.

Курс позволяет реализовать компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.  

(СЛ.4) В основу реализации программы курса положен принцип интеграции по двум основаниям: характеристике информационной деятельности младших школьников(табл. 1) и источников информации (табл.2).

I.Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений):

1. Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам. Проводить селекцию найденной информации, фиксировать её разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д.

2. Умение упорядочивать информацию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.

3. Умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

II. Вторым основанием стали источники информации: слова, тексты, словари и справочники, таблицы, схемы. По информационным источникам все задачи условно делятся на пять групп:

- вербальные (слово), текстовые (предложение, текст), словарные (все доступные словари, др. справочные пособия),  графические (графические изображения, знаки, символы, схемы),  табличные (всевозможные таблицы)

             Именно эти группы определили разделы данного пособия. (СЛ.5) Для детей эти разделы названы:   «Работаем со словом», «Работаем с текстом», «Работаем со словарём и справочником», «Работаем с таблицей», «Работаем со схемой, знаком, символом», «Работаем с компьютером».

Каждый раздел представлен несколькими типовыми задачами в виде вопросов, игр, анаграмм, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие информационных учебных действий.

 Главным критерием типовых задач является их доступность для детей конкретного класса начальной школы.

 Задачи имеют заголовок, порядковый номер, навигационный значок в виде квадратика с символическим изображением действия: (СЛ.6)

«собачка» - поисковые действия;

«молоток» - действия по преобразованию, интерпретации и применению информации;

«весы» - действия по оценке достоверности информации.

В некоторых задачах изображены два значка, значит, задача направлена на формирование и развитие нескольких универсальных действий с информацией. Опираясь на навигационные значки, дети должны не только выполнять действия, но и понимать, какую задачу они реализуют.

Рассмотрим некоторые примеры. (СЛ.7)

В разделе «Работаем со словом» поисковые задачи на основе вербальных источников представлены в заданиях  № 6, 7, 8.Детям дается новый вид кроссворда – чайнворд. Предполагается несколько этапов работы с ним. Первый этап – разгадывание готового чайнворда «Математика», закрепление правил работы с ним (задача №7).  

(СЛ.8) Второй этап работы – критическая оценка информации, зафиксированной в толковании слов, поиск ошибок в написании слов (задача №7) (для слова «стриж» дана лишняя клетка) и неточностей при объяснении значения слов: «вьючное животное», «может жить в воде», «хищница», могут толковаться неоднозначно. При выполнении задания дети должны исправить ошибку – зачеркнуть лишнюю клетку  и более точно объяснить значение слова.  

(СЛ.9) Третий этап работы– самостоятельное составление чайнворда на тему «Школа» с учетом ограничения количества клеток чайнворда. (№8)

(СЛ.10) В разделе «Работаем с текстом» в задании № 11предлагается работа с информацией, представленной в неявном виде. Опираясь на имеющиеся у них знания, дети должны догадаться о животном, по следам которого герои рассказа Е. Пермяка вышли из леса, доказать свое мнение ссылкой на текст и свои знания и опыт. Итогом выполнения работы будут следы собаки, нарисованные детьми.

    С поисковыми задачами на основе словарных источников предполагается работа со всеми доступными для детей словарями и справочными пособиями. Научиться пользоваться книгой как источником информации, использовать словари для поверки написания и толкования значений слов – необходимое умение учащихся начальной школы.

 (СЛ.11) Задача № 30 направлена на формирование действий поиска информации в таблице по графам и столбцам, анализу полученной информации и использовании ее на практике. Рассматривая таблицу, дети находят основание, по которому расположены книги (год издания), отвечают на вопросы, среди которых есть верные и ложные утверждения. Можно предложить детям найти в библиотеке книги, прочитать их, а потом обсудить.

(СЛ.12) Таким образом, мы видим, что в результате применения данного курса в школе у детей формируются УУД (Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные)

С целью проверки соответствия уровня сформированности навыков работы с информацией планируемым результатам, в конце учебного года, в соответствии с планом внутришкольного контроля за выполнением программы формирования УУД у обучающихся,  администрацией школы проводится проверочная работа. После чего учителя начальных классов  анализируют результат, планируют работу по формированию тех умений, которые вызывают трудности,  используя разнообразные типовые задания и рекомендации педагогов-новаторов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности

Рефлексивная карта , лист индивидуальных достижений ученика по курсу внеурочной деятельности, карта развития метапредметных результатов заполняются 1 раз в год....

Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС

Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....

Материалы курсов "Метапредметный подход в образовании"

Программа формирования универсальных учебных действий Раздел «Личностные универсальные учебные действия» У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положитель...

Диагностическая метапредметная работа за курс начальной школы, вариант 1, 2014-2015 учебный год.

Диагностическая работа проводится с целью определения у выпускников начальной школы уровня сформированности и результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий как необходимог...

Диагностическая метапредметная работа за курс начальной школы, вариант 2, 2014-2015 учебный год.

Диагностическая работа проводится с целью определения у выпускников начальной школы уровня сформированностии результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий как необходимого...

Оценка метапредметных планируемых результатов освоения ООП НОО в рамках учебного курса ОРКСЭ

Как отследить уровень сформированности УУД, если одной из особенностей курса является безотметочная методика преподавания. Для решения этой проблемы мною была создана рабочая тетрадь "Основы светской ...

Ценность курса "Работа с информацией" Т.П. Хиленко 1-4 кл презентация

Вспомогательный материал к статье Ценность курса "Работа с информацией" Т.П. Хиленко 1-4 кл...