Обучение при помощи цифровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах
статья

Цыренжапова Евгения Геннадьевна

Доклад на ШМО "обучение при помощи цифровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цифровые технологии на уроках литературного чтения

Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее.  В наше время ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя, который должен стать координатором информационного потока. Для этого ему необходимо владеть новыми, современными методиками и образовательными технологиями, общаться с учениками на одном языке. Еще Андрей Иванович Анастасиев писал: «Новое поколение – это новое время. И не надо тянуть детей в свое время. Надо самому учиться жить в то время, в котором взрослеют твои ученики»

 Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы.

Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).

Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).

Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).

Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).

Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).

Формирование универсальных навыков.

Возможности, которые дают  цифровые технологии

Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернинг апс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР(рекомендовано «Учитель года»)

Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).

Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома.

Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).

Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).Пликерс

Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).РЕШУЕГЭ

Современные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле за усвоением знаний, отработке умений и навыков. Уроки литературного чтения с компьютерной поддержкой становятся более интересными, помогают ученикам образно представить изучаемое произведение любого жанра. Как писал знаменитый педагог К.Д. Ушинский: «Если вы заходите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».

Использование компьютерных технологий на уроках литературного чтения повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, способствует формированию у них заинтересованного отношения к художественным текстам.

Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:

показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,

предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,

предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,

задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,

предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,

предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например, "Парочки",

предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),

предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения, 

создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),

создавать общие презентации,

создавать ментальные карты,

создавать профили литературных героев в соцсетях, 

создавать хронологические ленты (история литературы),

создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,

создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,

создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),

создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,

создавать читательские дневники в блогах,

создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам, 

создавать учебные мультфильмы,

создавать радиоспектакли,

анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),

работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,

изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова...

Компьютерные технологии помогают улучшить содержательную сторону урока.  

Презентация служит своеобразным планом урока, его логической структурой, и может быть использована на любом этапе: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить индивидуальность и творчество. На этапах подготовки к восприятию произведений и первичного знакомства с ними на слайдах демонстрируются портреты писателей, поэтов, иллюстрации, которые связаны с жизнью и творчеством мастеров слова.

Иллюстративный материал помогает узнать историю семьи, традиции, интересные события, факты из жизни писателя или поэта. Урок литературного чтения можно начать с использования звукового файла, который соответствует теме урока или с рассмотрения репродукций картин художников. В 3-м классе изучается стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». В качестве иллюстративного материала, вынесенного на слайды, были выбраны репродукции картин И.А. Попова «Первый снег», А.А. Пластова «Первый снег», Л.Л. Каменева «Зимняя дорога». Учащиеся сравнивали, как первый снег и зимнюю дорогу описывает поэт и как эти же явления показывают художники.

При изучении поэзии в начальной школе можно использовать записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений, а также видеоролики. Это формирует навыки выразительного чтения, умение прочувствовать настроение, выяснить характер героев, повышает мотивацию обучения. Так, например, во 2-м классе при изучении стихотворения С.А. Есенина «Белая береза» можно использовать аудизапись образцового чтения стихотворения (А. Залищев и др.), сопровождаемую видео рядом.

Воздействие на восприятие художественных произведений учащимися оказывает и музыка, способствующая более глубокому эмоционально-эстетическому восприятию, воспитанию вкуса. Музыка используется на уроках при изучении стихотворений, которые часто ей созвучны (например, стихи о природе, временах года). Так, при чтении стихотворения А.Н. Плещеева «Весна» во 2 классе можно предложить учащимся прослушать отрывок из музыкального произведения А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Музыкальные иллюстрации используются и в подготовительной работе перед чтением произведения, и после знакомства с ним. Чтение стихов под хорошо подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства.

Многие детские произведения экранизированы, что дает возможность на уроках литературного чтения использовать выборочно наиболее значимые фрагменты или эпизоды фильма. Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписей значительно усиливают подачу материала. Доказано, что одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50%

Во 2-м классе учащиеся знакомятся со сказками А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и  К.И. Чуковского «Федорино горе», в 3-м классе – со сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Лучшему восприятию и пониманию произведения будет способствовать показ фрагментов мультфильма. При чтении произведения По страницам детских журналов (2-й класс) полезным будет  просмотр учащимися небольших фильмов о таких космонавтах, как Юрий Гагарин, Герман Титов.

Знакомство с творчеством писателей и поэтов (Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин, С.А. Есенин, Н.Н. Носов и др.) можно провести не в традиционной форме, а в более интересной: показать фильм об авторе (рассказ должен вестись в доступной для детей форме).

При помощи компьютера все ученики класса вовлекаются в литературное творчество. Особый интерес у учащихся вызывает поиск информации к подготовке сообщений, докладов, буклетов, книжек-малышек. В этом случае компьютер является информационно-учебным пособием.

Детей очень привлекает такой вид работы, как подготовка иллюстраций к произведению. Младшим школьники чувствуют радость от необычного общения с книгой, от творчества, а из рисунков затем можно создать диафильм.

Диафильм – сплошное экранное произведение, созданное по специально написанному сценарию.

Расстановка, последовательность кадров происходит в определенном порядке в соответствии со сценарием и монтажом.

Для составления диафильма необходимо:

1) прочитать текст или отрывок, определить общий характер будущего диафильма (юмористический, печальный, серьезный и т.д.);

2) разделить текст на части (рисунки, кадры);

3) выделить в первой части главные предложения (для титров);

4) представить себе изображение к первой части текста;

5) нарисовать рисунок к первому кадру;

6) графически изобразить кадр (не на уроке);

7) на основе выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру;

8) проверить соответствие рисунка и титров;

9) работу, отмеченную в пунктах 3–8, повторить с каждой частью текста.

Данный вид работы целесообразно использовать в группах, особенно – при изучении произведений, насыщенных сменяющимися событиями. Так, с большим интересом выполняется детьми работа по созданию диафильма к сказке Н.Носова «Живая шляпа» (2 класс).

При проверке домашнего задания, закреплении и повторении пройденного материала эффективны компьютерные тесты, которые за короткое время позволяют получить объективную оценку уровня усвоения знаний учениками и своевременно его скорректировать.

Учащимся также предлагаются для выполнения задания творческого характера:

– составление портретной характеристики героев:

– восстановление деформированного текста;

– картинный план;

– восстановить события произведения, используя пункты плана в определенной последовательности.

– составление кроссвордов и др.

На уроках литературного чтения дети знакомятся с различными произведениями Н.Н. Носова (2–3-й класс). В 3-м классе учащиеся могут в группах составить кроссворды по ним, которые учитель затем оформляет в презентацию. Или же учитель предлагает свой кроссворд, вопросы к которому состоят из отрывков произведений (ученикам предлагается назвать, откуда взят отрывок): Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала («Федина задача»); Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить, а если серый волк придет, мы его прогоним («Затейники»);  Я взял трубку, а там “Пш-ш-ш! Пш-ш-ш! Др-р-р! Др-р-р!” Наверно, пластинка кончилась. Я снова сел за уроки. («Телефон»). В качестве подсказок используются иллюстрации к этим произведениям.

Систематическое применение подобных заданий на уроках литературного чтения стимулирует учащихся к осознанному чтению художественного текста, способствует развитию творческого потенциала и повышает интерес к чтению. Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в мир, в область человеческих отношений, где формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание и многое другое.

Также при помощи компьютера, средств сети Интернет, разнообразных программ создаются проекты. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира детской литературы как искусства слова, обогатить читательский опыт, и метод проектов помогает достичь этой цели. Создание проектов в начальных классах – это довольно проблематично, потому что дети еще слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). Однако все же организовать проектную деятельность можно.

Существуют следующие принципы организации проектной деятельности:

1. Проект разрабатывается по инициативе ученика; тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные; возможно одновременное выполнение учащимися различных проектов;

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых;

3. Работа по проекту является исследовательской;

4. Проект педагогически значим, так как учащиеся приобретают знания,

5.Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения;

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя;

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

Учитель выполняет следующую роль:

• помогает найти учащимся нужные источники;

• сам является источником информации;

• координирует весь процесс;

• поощряет учеников;

• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей, а педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности открывает возможности формирования жизненного опыта,  стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. В ходе проектной исследовательской работы учащиеся узнают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, совершают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения.

Во 3-м классе после прочтения стихотворения «Вредные советы» Г. Остера учащимся было предложено сделать проект на тему «Вредные советы» от 3.3 класса. Дети искали ответ на вопрос: в какой форме написаны «Вредные советы». На уроке третьеклассники вместе со мной выясняли художественные особенности данных произведений. «Вредные советы» анализировались, определялось, одинаково ли они составлены, есть ли алгоритм в создании произведения. В результате данной исследовательской работы была составлена модель произведения (форма, художественные особенности). Затем сами дети предлагали жизненные ситуации для составления собственных вредных советов. Итогом работы стало сочинение детьми своих «Вредных советов». Во время работы над проектом учитель консультировал, координировал работу учащихся, стимулировал их деятельность.

Во 2-м классе учащиеся знакомятся с разделом «И в шутку, и всерьёз», в который помещены произведения юмористического содержания. Эта тема очень привлекла детей, поэтому было принято решение продолжить работу над ней: создать проект «И в шутку, и всерьёз». Учащиеся были разделены на группы. Каждой группе предлагалось сочинить юмористическое произведение определенного жанра (потешки, стихотворения, сказки, шутки и др.). Мы проводили работу по алгоритму составления произведений всех жанров, я контролировала творческий процесс, при необходимости оказывала помощь учащимся. В эту деятельность вовлеклись и родители, которые помогали детям оформить произведения. Работы были оформлены в презентацию. Возможный вариант презентации проекта – создание сайта, где произведения детей публикуются.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Творческий подход к урокам литературного чтения, активное использование ИКТ помогают формировать ученика-читателя, личность, способную воспринимать литературное произведение и создавать собственные. Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет сделать каждый урок динамичным, личностно-ориентированным. А все вместе способствует улучшению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...

"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

Особенности смыслового чтения как технологии на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной публикации  расмотрены особенности смыслового чтения как технологии на уроках литературного чтения в начальной школе        ...

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"...