Проведение и оценивание изложений и сочинений в начальной школе
консультация

Оценивание изложений и сочинений в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izlozheniya_i_sochineniya.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

             С изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования. На первое место выходит личностное развитие ребёнка. Важнейшими задачами становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей, поскольку общение – это деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Основная задача изложений и сочинений  – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:

 формирование умений анализировать готовый текст;

 обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

             Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

 Нормы объема письменных работ

по развитию речи в начальной школе

Класс

Изложение

Сочинение

2 класс

25-45 слов

50-60 слов

3 класс

50-70 слов

70-80 слов

4 класс

80 и более слов

100 150 слов

           Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.

           Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы.

           Требования к изложению:

 самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

 использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

 полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Методика проведения изложения

  1. 1.Знакомство с текстом.

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

  1. 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

  1. 3.Повторное прочтение текста.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

  1. 4.Составление плана текста.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске.

  1. 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

  1. 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

  1. 7.Устный пересказ текста.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

  1. 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

  1. 9.Самостоятельное написание изложения.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

  1. 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
  2. 11. Проверка изложения учителем.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

 точности и последовательности передачи содержания текста;

 ошибок в построении предложений;

 неправильного употребления слов;

 наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

  1. 12. Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

 учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

 учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

 учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

 учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

 осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

 организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

 

Методика проведения урока написания сочинения

                   Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

  • понять и раскрыть тему сочинения;
  • подчинить своё сочинение определённой мысли;
  • собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
  • определить границы сочинения;
  • составить план и писать по плану;
  • создать текст и записать его;
  • использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
  • совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Классификация сочинений по источникам материала:

  1. 1)на основе личного опыта учащихся:
  • сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;
  • сочинения на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и др.
  1. 2)на основе опосредованных источников информации:
  • сочинения по картинам, которые делятся на три основных вида:

- повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

- описание картины.

  • сочинение на основе прочитанного;
  • сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

3)на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4)на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1.Накопление материала.

Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.

2.Отбор и систематизация материала.

Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.

3.Словесное, речевое оформление сочинения.

Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводится во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.

Методика проведения урока включает:

1.Сообщение темы и задач предстоящего сочинения.

На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2.Беседа с целью упорядочения или накопления материала.

Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти накопленный материал или обеспечить его получение.

3.Составление плана или его уточнение.

В начальных классах рекомендуется простой план из 3 – 5 пунктов (без подпунктов). План сочинения записывается на доске.

4.Речевая подготовка текста.

Составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

5.Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста.

Коллективное или индивидуальное (1 – 2 ученика), учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

6.Орфографическая подготовка.

Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

7.Самостоятельное написание сочинения.

Занимает основную часть урока и составляет в 3 классе – 20-25 минут, в 4 классе – 25-30 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

8.Самопроверка.

Совершенствование написанного текста, исправление ошибок.

9.Проверка сочинений учителем.

Анализ и классификация допущенных ошибок для организации работы над ошибками:

  • несоответствие содержания сочинения его теме;
  • нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие связи;
  • неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие связи;
  • неправильная связь между отдельными словами в предложении, неправильный или неудачный порядок слов в предложении;
  • лексические недочёты: неправильное употребление слов и выражений;
  • грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.
  1. 10. Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке и включает в себя:

  • зачитывание лучших сочинений;
  • коллективный анализ сочинений:

содержания;

построения целого текста и связи его частей;

построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;

порядка слов в предложении;

связи между словами в предложении;

употребление отдельных слов и выражений;

коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

индивидуальная работа над ошибками.

Начиная со второго класса, ведётся работа по составлению высказываний по серии сюжетных картинок, по картине в устной форме, затем эта работа продолжается в 3 – 4 классах в письменной форме. Обращение к картине развивает чувства, культуру речи, образное мышление. Умение «видеть» картину – целая наука и она постигается постепенно, в системном подходе. Описание картины – самая трудная форма сочинения. В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя тему картины (что на ней изображено), её композицию (передний, задний план, расположение предметов), действие и действующих лиц, идейный смысл и «настроение» картины. Восприятие произведения искусства требует определённой аналитической работы. Внимательное рассмотрение всех подробностей и деталей приводит к трём главным вопросам: «Что изображено? Как это сделано? Почему?» Вместо простого пересказа сюжета учитель создаёт поисковую ситуацию, которая играет развивающую роль. Опорные категории при анализе картины: цвет, форма, пространство, композиция, образ. На электронном носите в помощь педагогу представлена методика проведения урока написания сочинения и памятка для ученика.

               Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.


Работа над словарными словами

в начальной школе

Дитя, которое не привыкло вникать

в смысл слова, темно понимает

или вовсе не понимает его настоящего

значения и не получило

навыка распоряжаться им свободно

в устной и письменной речи,

всегда будет страдать от этого коренного

недостатка при изучении всякого

другого предмета.

К.Д.Ушинский

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность.

Я хочу остановиться на проблеме освоения слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми "словарными", так как считаю, что именно эта проблема заслуживает максимум внимания.

Работая в школе, я наблюдаю, с каким трудом даётся изучение словарных слов младшим школьникам, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно дети используют в своей работе словарь. Всё это происходило из-за того, что традиционно слова с непроверяемым написанием усваивались путём механического запоминания, где ученику отводилась пассивная роль: слово предъявлялось и анализировалось самим учителем. Однако механическое заучивание слов не формирует интереса к языку, утомляет, не обеспечивает быстрого и прочного запоминания.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи обучающихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения ими курса родного языка: орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас. Следовательно, словарная работа на уроках русского языка и литературного  чтения должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости. 

Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим. В связи с этим необходимо развивать у школьника все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

  1. Она может быть направлена на ознакомление обучающихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

  1. Она может преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

                          3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей                       орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, километр и др.)

  1. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно - орфографическую работу.

Чтобы добиться грамотного письма, я использую разнообразные методы, приемы, способы, которые являются эффективными для прочного запоминания грамотного написания слов с непроверяемыми написаниями.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.

1. Составь предложения со словарными словами (группой слов на одну тему или просто с одним словом для слабых учащихся). Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово или составить небольшой текст.


2. Игра "Комментатор": вставить пропущенную букву, объясни орфограмму.

Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику.
3. Диктанты.

3.1. Слуховой выборочный диктант.
Учитель (это может быть и хорошо читающий ученик) читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.

 3.2. Зрительный выборочный диктант.

Дан текст или отдельные предложения. Задание: выписать словарные слова и выделить орфограмму. Через определённое время учитель выявляет, кто из детей нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

 

4. Обучающиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки.

Загадки развивают у детей любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, заставляет ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, уметь сравнивать, выделять главное. Использование загадок позволяет формировать у детей полное представление об изучаемом предмете и явлении. Работа над загадкой – это упражнения  в самостоятельном  развитии мышления, сообразительности,  воображения.

5.Предлагается классифицировать орфограммы (выпиши только те, где орфограмма О)

6. Задания  на развитие умения  классифицировать  слова.

Умение классифицировать изучаемые предметы и явления относится к логическим и является сложным, интегративным умением, состоящим из более простых. Оно включает в себя анализ, сравнение, обобщение, выделение главного и др.  С операцией классификации учащиеся знакомятся на всех ступенях обучения и по всем предметам учебного плана.

Даны слова: обед, овёс, медведь, картина, лисица, ворона, пшеница, сорока.

Кто?                           Что?

медведь              обед

лисица                 овёс

ворона                картина

сорока                 пшеница                          

От класса  к классу работа усложняется, количество пунктов, по которым сравниваются слова заметно,  увеличивается.

7. Работа со словарными словами в тексте:

- списать, вставив словарное слово,

- составить и записать рассказ на заданную тему, используя слова из словаря,

8. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

На уроках учу детей пользоваться словарем. Использую следующие виды работы над словом по словарю:

1. Найти слово в словаре;

2. Определить место ударения в слове;

3. Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;

4. Поставить к слову вопрос, и определить к какой части речи относится выписанное слово.

5. Устно составляют словосочетания, предложения, небольшие рассказы.

На уроках использую такой алгоритм введения нового словарного слова:

1) Активирую мышления учащихся, выявляю интерес к изучаемому слову

( с помощью ребуса)

2) Осознаем лексическое значение слова (с помощью картинки, загадки);

3) Проводим звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение — интонируем все звуки);

4) Рисуем зрительный образ слова.

При проведении словарных диктантов использую такой приём:

Лист тетради делим на три части:

1столбик: умею писать;

2столбик: не знаю;

3 столбик сомневаюсь.

Показываю слайды с картинками, учащиеся записывают слова. Затем проверяют правильность написания по словарю; ставится оценка самими учащимися. С каждым разом слов во втором и третьем столбике становится меньше. Это повышает мотивацию детей.

В работе использую такой объём словарных диктантов (по четвертям): Количество слов для словарного диктанта

1 класс – 7-8 слов

2 класс – 10-12 слов

3 класс – 12-15 слов

4 класс – до 20 слов

        Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных.

Используемые виды работ помогают в течение короткого времени запомнить и правильно употреблять слова с непроверяемыми согласными в корне. Эта работа помогает расширить словарный запас детей, предупредить ошибки в диктантах.

Внедрение нетрадиционных методов, форм, приёмов работы со словом, в знакомстве с увлекательным развивающим материалом: познавательными текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями повысит  эффективность усвоения слов.

Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению обучающимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сочинений в начальной школе

Примерный календарно-тематический план развития речи...

Работа над сочинением в начальной школе

Работа над сочинением в начальной школе...

Работа над сочинением в начальной школе.

методика работы над сочинением разных типов текстов....

Работа над сочинением в начальной школе.

методика работы над сочинением разных типов текстов....

Сочинение в начальной школе

Сочинение в начальной школе...

Авторский курс по развитию речи "Работа над сочинением в начальной школе"

Важное место в начальном обучении занимает развитие речи. Сочинение является одним из видов работ, который позволяет развивать литературную речь. Оно развивает творческое воображение, дает ключ к успе...

Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения

В работе рассказывается о видах сочинений, методика их проведения....