Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения
статья по русскому языку

Елизарова Елена Михайловна

В работе рассказывается о видах сочинений, методика их проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_sochineniy_v_nachalnoy_shkole_1.docx70.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения

                Елизарова Е.М.,

учитель начальных классов

МОУ СШ № 33 Волгограда

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли. У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции.

Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому учителя начальных классов стремятся научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции.

Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Все речевые умения тесно между собой связаны. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие навыки, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1.  Получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
  2.  Правильно строить текст: выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
  3. Использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
  4.  Редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка структурных частей, связей между частями и предложениями). В системе предусмотрено постепенное овладение учащимися признаками текста, углубление знаний о тексте от класса к классу. В качестве ведущих в комплексе речевых навыков выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста  и умение определять тему и идею (при восприятии текста).

С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы:

  •  подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;
  •  установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
  •  создание искусственной речевой ситуации (ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста).

Определенная связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными навыками строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия,  составления плана и т. д.

Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается, начиная со 2-го класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления.

Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения написанию сочинений и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений.

        Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

           Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Систематическая работа по развитию речи (одно из направлений - написание сочинений разных видов)  позволит достичь следующих предметных результатов: обучающиеся научатся:

- понимать тему текста и определять её границы;

- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

- прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;

- делить текст на логически законченные части;

- выделять главную мысль и составлять план текста;

- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;

- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

- распознавать значения незнакомых слов.

В начальной школе практикуются различные виды сочинений. Они классифицируются по разным основаниям.

По характеру используемого языкового материала пишутся сочинения на литературные темы, по сюжетным картинкам, демонстрационным картинам, на основе жизненного опыта и др.

 По типу текста: сочинения повествования, сочиненияописания, сочинения рассуждения, сочинения смешанного типа.

По жанру: сочинения рассказы, очерки, объявления, письма, заметки в газету, рецензии, отзывы и т.д.

По стилю: художественные, публицистические, деловые.

По месту написания: классные и домашние.

По специфике подготовительной работы: с длительной подготовкой, с небольшой подготовкой и без подготовки.

Вышеперечисленные виды сочинений в силу их длительного применения в процессе обучения русскому языку хорошо известны и часто используются в начальной школе.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.

К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.

Методика работы над сочинением в 1-ом классе.

За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения небольшие по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: «Как мы ходили в библиотеку», «Как мы вешали кормушки для птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:

1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.

2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.

Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.

Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.

Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи и учебные диафильмы и диапозитивы.

В альбом демонстрационных картин по развитию речи в 1-ом классе включены картины предметные, сюжетные и пейзажные. Каждая из картин содержит материал, по которому можно составить ответы на вопросы, объеденные темой. Вопросы учителя должны быть направлены не только на раскрытие содержания картины, но и на ее осмысление, они должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений, подводить к  выводам.

Для примера можно взять  работу с картиной «Лиса и журавль» художника Евгения  Михайловича Рачева.  На картине «Лиса и журавль» изображен лишь один эпизод сказки К. Ушинского – журавль в гостях у лисы. В соответствии с содержанием картины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задания: « К кому пришел журавль на званый обед? Что сделала лиса? С какими словами обратилась она к журавлю? Почему журавль не смог полакомиться кашей? Какой здесь показана лиса? Придумайте название картины».

Как видим, вопросы сформированы таким образом, что требуют от учащихся не пересказа сказки, а установления причинно – следственных связей в поступках действующих лиц (лиса принарядилась, потому что ждала гостя; кашу она размазала по тарелке, чтобы ей больше досталось;- и подводят к выводу: лиса хитрая.

Но осмысление содержания картины – это лишь одна сторона дела. Не менее важна и другая – развитие речи учащихся. Составляя вопросы для анализа картины, учитель формирует их так, чтобы ответы на них не были односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали новые для них слова и выражения, правильно определяли порядок слов в предложении. Помня, что подражание - один из эффективных путей развития речи, учитель ориентирует учащихся на использование словарного богатства того художественного произведения, содержание которого отражает картина, поощряет различные варианты ответов на вопросы, учит употреблять точные слова. Так, например, из двух возможных вопросов: «К кому пришел журавль в гости?» и « К кому пришел журавль на званый обед?» – учитель выберет второй и тем самым поможет учащимся использовать в ответе очень точное выражение автора сказки, ведь лиса приглашала журавля не просто в гости, а на обед. Не менее важно указать учащимся, что ответы на второй вопрос –«Что сделала лиса?» – могут быть разными: Лиса нарядилась и Лиса принарядилась. Хозяйка сварила кашу и Хозяйка приготовила кашу. Лиса угощает журавля и Лиса потчует журавля. Так практически учащиеся усваивают разнообразие языка.

По развитию устной речи первоклассникам можно предложить диафильмы и презентации. Эти экранные пособия удобны тем, что учитель сам регламентирует время просмотра каждого кадра.

Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации к прочитанному и сюжетные картинки. Учитель обращает внимание детей на иллюстрации в букваре, а затем и в книге по литературному чтению и просит рассказать, что на них изображено. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать слова, правильно строить предложения на заданную тему.

Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели используются сюжетные раздаточные картинки по развитию речи,  и сюжетные картинки, данные в учебниках. Составление предложений по сюжетным картинкам приближает учащихся к связному рассказу, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.

Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:

1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме.

2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.

3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

4. Связный рассказ по плану.

5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

6. Проверка записанного.

В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, которые испытывают затруднения. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок.

После проверки работ следует отвести  несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.

Сочинения во 2-ом классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.

Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.

Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

1. Сообщение темы и цели работы.

2. Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.

3. Коллективное составление плана рассказа по плану.

4. Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.

5. Связные рассказы по плану.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:

1. Постановка перед классом цели работы.

2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

3. Озаглавливание картинок.

4. Устные рассказы по плану.

Хороший материал для устных рассказов содержат иллюстрации, данные в книгах по литературному чтению. С этой целью следует брать иллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно выполнены, многопредметны, доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой иллюстрации и составить по ней рассказ.

Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений. Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.

Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:

1. Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)

2. Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.)

3. Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко).

4. Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.

Посмотрим видеофрагмент урока по теме «Лиса», сочинение-описание

3 класс

 

В 3 - 4-ом классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.

2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.

3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.

5. Правильно строить простые предложения различных типов.

6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении «Что я люблю рисовать», описание деревьев  в сочинении «В лесу».

Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.

Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются нередко. Так, например, в ходе смыслового анализа рассказа  А. Гайдара «Совесть» учащимся предлагается ответить на такие вопросы: « Почему плакала Нина?» Эти вопросы побуждают детей к выяснению причинно следственных зависимостей в поступках героев рассказа и требуют излагать мысли в форме элементарных рассуждений.

К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения.

Приведу пример подготовки сочинения на тему «Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе подготовительной беседы, любят ли дети рисовать и что именно они любят, следует приступить к коллективному составлению плана сочинения. Вопросы учителя помогают учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План по мере его составления записывается на доске. В заключение учитель спрашивает учащихся: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы могут быть самые различные, но учитель направляет мысль детей. «Обычно, - говорит он, - когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценки своему труду учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент рассуждения. Так как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде (удачный рисунок) и заключительные предложения у каждого ученика будут различными по лексическому составу. Так под руководством учителя дети впервые вводят в сюжетный рассказ элемент рассуждения.

При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения. Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.

1. подготовительная беседа.

2. Коллективное составление плана (учитель задаёт вопросы помогающие учащимся определить сюжет рассказа). План записывается на доске (по мере составления).

3. В заключение проведённой работы учитель спрашивает «О чём бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы детей самые разные, но учитель направляет мысли детей в нужное русло (в зависимости от темы).

При подготовке последующих сочинений работа  над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чём говорится в сочинении, и разрешает учащимся вносить её в готовом виде в текст сочинения.

Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в 1 - 2 классах, так и в 3 - 4 классах, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины. Но в отличие от II класса для этой цели рекомендуются художественные картины: « Сосновый бор» Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитан «Весна. Большая вода» и др.

Письменные сочинения в 3 – 4 классе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.

Сочинения в форме письма.

В 3 – 4  классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем, особенно в УМК «Гармония». Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею.

Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.

Каждое письмо имеет составные части:

1. Обращение.

2. Сообщение.

3. Прощание.

4. Подпись.

Сочинения по картинам.

Сочинения по картинам весьма распространены в начальной школе. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине уже осмысленны художником. Картина – искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся на два основных вида: повествовательные по серии картин; повествовательные по одной картине, которая будит воображение, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в 1-2 и реже в 3-4 классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана сюжета. Поэтому обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего по серии картин. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы. 

Требования к подготовке школьника к сочинению по картине:

  • школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства;
  • необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;
  • нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.

Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение. Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению.

Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему? Вступление, как правило, содержит одно-два предложения и начинается со слов: "Передо мной картина (художника) (название картины.)"

Памятка

  • 1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
  • 2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
  • 3. Какие краски использует художник?
  • 4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
  • 5. Составь план описания картины.
  • 6. Подбери подходящий эпиграф.
  • 7. Напиши сочинение.
  • 8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

 Фразы-помощники:

 Словарь:

 "художник изобразил..."

 художник - живописец - мастер кисти - автор

 "детали сюжета позволяют понять..."

 картина - полотно - репродукция

 "колорит картины..."

 изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал

 "краски создают ощущение..."

тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление

 "создается настроение..."

Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин.

План работы над сочинением:

1. Словарная и терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства.

2. Рассказ о художнике и истории создания картины.

3. Беседа по картине.

4. Словарно – стилистическая работа по теме урока.

5.Составление плана сочинения.

6. Составление устного высказывания по картине.

7. Написание первого варианта сочинения.

8. Написание окончательного варианта сочинения.

9. Анализ творческих работ школьников.

Посмотрим видеофрагмент урока по теме «Весна. Большая вода» И.И. Левитана, сочинение по картине

Сочинения-отзывы о прочитанном.

В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходом в свет учебников по литературному чтению для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям.
Типология сочинений на литературном материале:

  • отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях;
  • сочинения на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов;
  • сочинение о творчестве одного писателя: « Я люблю читать ….»
  • рассказ о героях произведений литературы.

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении – так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения данного вида должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная.

Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться текстом, словарями, справочниками. Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю).

Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.

В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.

Так постепенно школьники подготавливаются к III классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует библиотека, где ведется журнал читательских мнений.
Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.


На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.

На следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая- либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.

Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей.

 В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять главное. Во II классе тоже можно писать отзывы. Но во II классе нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как фронтальная работа здесь еще трудна.

Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в IV – VIII классах в сочинения на литературные темы. Школа вооружает своих воспитанников умениями, необходимыми в общественной жизни.

План работы над сочинением:

1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).

2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к  изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.

3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.

4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь. (с дополнениями и изменениями)

Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы.

Сочинения по заданной части текста.

Это один из видов сочинений, представляющий для детей наибольшую сложность.

К ним относятся сочинения:

1) по заданному началу текста;

2)по его середине, когда требуется сочинить начало и конец;

3)по концу текста.

При подготовке данного вида сочинения учитель должен учитывать следующие требования:

1. отрывок должен быть кратким;

2. начало должно содержать завязку;

3. середина должна быть кульминацией;

4. конец – развязка;

5. можно объединить два вида, например: сочинение по заданному началу и концу; началу и середине; середине и концу;

6. любая часть должна направлять мысли ребёнка в определённое русло.

Сочинения-миниатюры – продукт свободного творчества. Подготовка к таким сочинениям сводится к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае» и т.п. Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии.

Сочинения малых форм создают непрерывность системы самостоятельного письма учащихся, служат как бы фоном для крупных сочинений и других творческих работ. Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их.


Сочинение на основе опыта и наблюдений.

Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Сочинения этой группы могут быть и художественными и деловыми. Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями. Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний. Описания бывают «деловые» (например, «Наш кабинет технологии») и эмоционально – образные (например, «Наша Мурка», «В саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

  1. описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Яблоко», «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.
  2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: «Как сделать скворечник» (на уроках труда), «Как посадить дерево».
  3. Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: «Наша улица утром», «На стройке», «В магазине игрушек».

Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный, добрая улыбка - отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так  вы покажете свою грамотность и знания.

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой. Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа « Наш город», « Лес зимой», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно.

Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя считаю, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

Алгоритм действий при написании сочинений

При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся, учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:

1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме.

2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.

3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

4. Связный рассказ по плану.

5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

6. Проверка записанного текста.


Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1.  Выявления темы текста

2.  Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3.  Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4.  Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5.  Выводы

Подробнее рассмотрим общие элементы работы над сочинением:

Составление плана

План – необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект». Обдумывая свою речь, особенно монолог, ученик всегда намечает основные вехи. В начальных классах работа над специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений; исключение составляют зарисовки картин природы и другие сочинения-миниатюры. В то же время нельзя забывать, что и эти тексты ученик проектирует в уме (решает, о чем сказать сначала, о чем после).
Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картине составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривается (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.


         План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением или ограничением подробного плана: текст совсем не составляется или ограничивается развернутым раскрытием лишь одного из пунктов плана.
Давать школьникам готовые планы сочинений не рекомендуется. К плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьет самостоятельности мышления, не будет готов к ситуациям жизни.


В 1 классе роль плана выполняют вопросы учителя; во 2 классе учитель начинает привлекать учащихся к постановке вопросов, в определении пунктов плана» в 3 классе план предстоящего сочинения составляется коллективно, под руководством учителя; в 4 классе – в основном самостоятельно.

В начальных классах лучше составлять простой план.

Предварительная беседа

Перед написанием сочинения необходимо провести беседу, направить мысли  учащихся.

Рассмотрим проведение беседы на примере картины И.И. Шишкина «Зима»

  - Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились?

   Дети: - В самой чаще леса.

   Учитель: - Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Снег, видно, выпал недавно, а мороз уже сковал стволы деревьев. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина?

   (Таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.)

   -При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина:                          

                                Заколдован невидимкой

                              Дремлет лес под сказку сна.

   - Как вы понимаете смысл слов дремлет лес под сказку сна?

 (значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.)

   -Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека. Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?

  Дети: - Сосны.

  Учитель: - Опишите их.

  Дети: - Они стройные, величавые, могучие.

  Учитель: - С чем мы можем их сравнить?

  Дети: - С колоннами, столбами.

  Учитель: - Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?

  Дети: - Старые.

  Учитель: - Почему так решили?

  Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.

  Учитель: - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.

  - Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?

  Дети: - Ясный, морозный.

  Учитель: - По каким признакам вы это определили?

  (Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное)

  Учитель: - Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день.

  (выслушиваются ответы детей).

  Учитель: - С чем можно сравнить снег?

  (С белой скатертью)

  Учитель: - В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны?

  Дети: - Птица.

  Учитель: - В лесу пустынно. У подножия сосен лежат засыпанные пушистым, мягким снегом старые деревья, выкорчёванные когда-то бурями. Посмотрите вдаль. Каким кажется лес? (Светлее, голубее, чем вблизи)

- Какими нам кажутся предметы вдали?  (Меньше, менее чёткими)

Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой.

- Что мы видим на переднем плане?  (Величавые сосны)

- А на втором плане?     (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив)

 -Какие краски преобладают в картине?  (Белая, голубая, коричневая)

- Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу.

Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.

 «Данное»

                             «Новое»

Лес           

Могучий, красивый, тихий, пустынный, спокойный, сказочный, таинственный

Снег

Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, легкий, мохнатый, чистый, новый.

Сосны

Могучие, величавые, стройные, крепкие.

Ёлочки

Маленькие, в нарядных белых платьях.

Зима

Волшебница, чародейка.

День

Ясный, морозный, зимний, холодный, чудесный.

Воздух

Свежий, холодный.

 

 - При описании чего можно использовать словосочетания: янтарным светом, отягощенные снежными хлопьями.

  Дети: - Янтарным светом освещен лес. Ветки деревьев отягощены снежными хлопьями.

  - как вы понимаете смысл слов отягощены?

(Хлопья снега очень тяжёлые, ветки под ними прогнулись)

  - При описании чего можно использовать слова: укутан, пустынно, голубовато-белый массив.

(Пустынно в лесу. Лес укутан снегом. Зимний лес на заднем плане картины выглядит как голубовато-белый массив)

 

Фрагмент беседы по картине И.И. Левитана был показан в видеоролике

Орфографическая работа

Проводится после  аналитической беседы над содержанием. Цель её проведения – предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения.  

Анализ ошибок

Анализ ошибок  проводится на втором уроке после проверки сочинения.  Наряду с орфографическими ошибками рассматриваются и другие:

Речевые ошибки — это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма.

Речевые ошибки делятся:

— на лексико-стилистические (повторение слов, употребление слов в неточном значении, нарушение сочетаемости слов, употребление слов без учета их оценочной, или эмоциональной окраски, употребление диалектных и просторечных слов и словосочетаний);

— морфолого-стилистические (детское словотворчество, использование диалектных и просторечных слов, пропуск морфем, образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном);

— синтаксико-стилистические (нарушение управления, согласования, неудачный порядок слов, нарушение смысловой связи местоимений с другими словами, не соотнесение временных и видовых форм глаголов, нарушение границ предложений).

Неречевые ошибки — это композиционные, логические, искажение фактов. Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения предварительно составленному плану. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся:

— пропуск необходимых слов;

— нарушение логической последовательности и обоснованности;

— употребление в одном ряду понятий разных уровней;

— нелепые, парадоксальные суждения.

От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала. Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации и изучения причин возникновения. Система работы складывается из следующих элементов:

а) исправление речевых ошибок, в тетрадях учащихся;

б) классная работа над общими, типичными ошибками на уроке;

в) индивидуальная и групповая внеурочная работа, их обнаружение, уяснение и исправление;

г) система стилистических и иных языковых упражнений;

языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;

д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением; стилистические акценты при изучении грамматических тем;

ж) обучение самопроверке и самостоятельному редактированию изложения и сочинения.

Все речевые ошибки должны быть исправлены, а школьник должен уяснить причины их появления. На уроке, посвященном анализу сочинения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или с небольшими группами.

Заключение

На этом вебинаре мы  рассмотрели  проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика работы над сочинением в начальной школе"

Представлена методика работы над сочинением в 1,2,3,4 классах. Имеется краткая памятка работы над сочинением. Рассмотрены все виды сочинений в начальной школе....

"Методика работы над сочинением в начальной школе"

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир вовнутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли ...

Виды устных и письменных сочинений в начальной школе.

Творчески работающие учителя понимают,что успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание языка-ключ к успеху в изучении всех предметов  школьного к...

ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....

Разные виды сочинений в начальной школе. (детские работы)

Сочинения играют особую роль в развитии речи младших школьников и являются наиболее трудной формой письменной монологической речи. Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обог...

Изложение в начальной школе, его виды и методика проведения

В работе рассказывается о видах изложений, которые используются в начальной школе и описывпется методика их проведения...

Проведение и оценивание изложений и сочинений в начальной школе

Оценивание изложений и сочинений в начальной школе...