Виды устных и письменных сочинений в начальной школе.
статья по русскому языку на тему

Челебова Наида Тагировна

Творчески работающие учителя понимают,что успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание языка-ключ к успеху в изучении всех предметов  школьного курса.

Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Согласно программе по развитию речи. Во всех классах даются сочинения типа рассказа, но со второго класса в сочинения вводятся элементы описания, а с третьего класса-элементы рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_ustnyh_i_pismennyh_sochineniy_v_nachalnyh_klassah.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Виды устных и письменных сочинений в начальных классах

Развитие речи – процесс сложный и творческий. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда. Речь - не только средство выражения мыслей, но и орудие формирования их.

      Как известно, К. Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова - значит  почти то же самое, что развить в них логичность мышления». Развитие речи - процесс  сложный творческий. Он не возможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Главное место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению.

         Сочинение в школе занимает особое место: ему  в известной степени подчинены другие речевые упражнения.  Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных  рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную  умственную работу, планируемую учителем.

Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя,  «писать свое».

        В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, составлять план и писать по плану, использовать  средства языка в соответствии с замыслом и  речевыми ситуациями, совершенствовать написанное, орфографически правильно записывать текст.

Сочинения, как устные (т.е. рассказы) так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.                                                                                                      

            В зависимости от источников материала выделяются, во-первых, сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками,  т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого и непосредственного опыта;  во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредствованного опыта; в- третьих, сочинения, где используются материалы разных источников, например в сочинении «Перелетные птицы нашего края», школьник использует как книжные сведения, так и  собственные наблюдения.  

          Особо следует отметить  сочинения на основе творческого воображения – по сюжетной картине, по данному началу или концу импровизации сказок и т.п.

         По степени самостоятельности,  по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные.

        По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания, рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения повествовательные с  элементами описания и рассуждения.

          По языку сочинения разделяются на эмоционально – образные и деловые. Первые – это рассказы о событиях и описания природы; вторые это записи по наблюдениям, планы,  отчёты,  деловые описания,  объявления  и т.п.

        Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам. Это, например следующие тематические группы, отражающие содержание  программ начальной школы:  

       природа  нашей Родины – лес, поле, река, походы и прогулки, погода, животные и растения и т. д;

        труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе, в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;

наша великая Родина, важнейшие события истории народа, защита нашей Родины;

        школа, семья, товарищи.

         Классификация помогает глубже понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать методические средства. Так устное и письменное сочинение о встрече перелетных птиц весной может быть проведено как до встречи (т.е. до Дня птиц), так и после нее.

         В первом случае тема сформулируется так: «Как мы готовимся к встрече птиц». Источники материала для такого сочинения: личный опыт детей;

           - дети рассказывают, как они делали скворечники, готовились к празднику весны, книги или советы взрослых. Жанр – повествование с элементами описания, и возможно с элементами рассуждения: описание скворечника, обоснование необходимости заботиться о птицах.

        Во втором случае заглавие формулируется так: «Как мы встречали птиц». Источником материала в данном случае может служить только собственный опыт,  книжный материал здесь не уместен. Жанр - с элементами описания; возможны элементы рассуждения. Здесь учащиеся умеют широко проявить творческую самостоятельность, индивидуальность.

         Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в тоже время в нужных направлениях.

        Эмоциональность  младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное  наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного опыта школьников.

         Прекрасным стимулятором детского речевого  творчества служит картина. Ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно сочинения по картинам также проводятся в школе  весьма охотно. Картина помогает глубже осознать те явления, с которыми школьник уже знаком, а также открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем опыте.

         Сочинения по картинкам делятся на три основных вида: повествовательные по серии картин, где картина дает момент сюжета, дает толчок для воображения учащихся; описание картины.

      К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения  на основе прочитанного. Это отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Важно также, чтобы дети учились соединят свой непосредственный опыт со знаниями, почерпнутыми из книг.

      Так, в сочинении на тему «Берегите лес» дети рассказывают не только о своем опыте, но и о том, что прочитали в книгах и  газетах.

       В школьной практике сочинения различаются также по своим размерам, точнее, по времени на них отводимому. Часто проводятся на уроках русского языка сочинения малых форм, или миниатюры, в устной и письменной форме.

       Все перечисленные виды работ по связной письменной речи готовят учащихся начальных классных к сочинениям в собственном смысле слова.

       Сочинение творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий, требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

        Воспитательный эффект зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, на сколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером.

        Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к стройному и последовательному  мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувства коллективизма, повышают общественную активность.

        Более всего способствует решению воспитательных задач целесообразность раскрытия выбранной темы. Особенно удачными в этом смысле оказываются темы о труде, о героях труда, о школе, о родном селе и городе, о героях войны, о будущем.

        Сочинение воспитывает любовь к природе, к людям, к их труду и тому, что этим трудом создано  стремление к героизму, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление к героизму, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление подражать лучшим людям. Оно помогает детям осознать нравственные требования современности.

         Опыт учителей убеждает в том, что научить детей писать сочинения правильно и красиво большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Каждый ребенок познает окружающий мир, своих ровесников, учителя и родителей по своему.

          Мысли ученика устремляются в мир истины на крыльях сказки. И если  белое облачко   предстанет перед ребенком как скопление серых капель, мир детства поблекнет, детская мысль будет вялой. Чтобы учащиеся стали умными, любознательными, сообразительными надо воспитывать, пробуждать, одухотворять, вдохновлять его  ум красотой слова, мысли.

       Поэтому с первых дней пребывания ребенка в школе учителя должны заботиться  о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, должны учить своих питомцев построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли.

       Каждый учить должен создать свою систему  письменных работ в классе, принимая во внимание и подготовку  учащихся и их индивидуальные особенности. Только при этих  условиях учитель сможет  успешно вести своих учеников «от маленького писателя к большому читателю».

       Учителя начальных классов стоят у истоков речевой культуры, и им отвечать за то, чтобы  язык ребёнка, этот неиссякаемый как жизнь родник, с каждым годом становился все более полноводным.

                                                                                                     

 

                                                  Список использованной литературы

1.Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах – М,- 1976

2.Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития – М,-1975

3.Побединская, А.М. Упражнения при подготовке к сочинению/Начальная школа – 1987-            

      №6

4.Елисеева,В.А. Работа над изложением и сочинением/ Начальная школа – 1981 -№5

                                                                                                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...

Развитие устной и письменной речи в начальной школе

Развитие устной и письменной речи в начальной школе.Автор-составитель: учитель начальных классов Парахина Римма Алексеевна, лицей № 410 Санкт-Петербург...

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....

Сочинение в начальной школе его виды и методика проведения

В работе рассказывается о видах сочинений, методика их проведения....

Разные виды сочинений в начальной школе. (детские работы)

Сочинения играют особую роль в развитии речи младших школьников и являются наиболее трудной формой письменной монологической речи. Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обог...

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...