Современные подходы к организации проектной и учебно – исследовательской деятельности школьников
методическая разработка

Походяева Светлана Борисовна

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_k_organizatsii_proektnoy.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации проектной

и учебно – исследовательской деятельности школьников»

Походяева Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ ШР «СОШ № 4»

 

        Перед тем как перейти к современным подходам организации проектной и  исследовательской деятельности, подумайте и скажите:

«Урок и исследование - совместимо или нет?;

«Готов ли каждый учитель быть руководителем исследования учащегося?»;

«Все ли дети могут быть исследователями?»;

«Нужно ли учить исследовательскому поиску всех обучающихся?».

Выскажите аргументы «за» и «против». (Высказывание мнений участников семинара).

        Само понятие проект и исследование – это не новые понятия.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать.

- Как вы считаете, чем обусловлена современность проектной и исследовательской деятельности?

О современных подходах  в образовании высказал своё мнение и наш президент В. В. Путин:

«…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».                                                                                        

С 2011 учебного года образование  перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования  выпускники начальной школы должны продемонстрировать умение выполнять групповые проектные исследования, а выпускники основной школы – умение выполнить и защитить индивидуальную проектно-исследовательскую работу.

Работа в группах

В группах есть распечатки планируемых результатов усвоения обучающимися универсальных учебных действий НОО и ООО. Задача участников ПТГ выбрать те УУД, которые формируются в результате проектно – исследовательской деятельности. (В приложении УУД распределены на 4 группы)

- Какой вывод можно сделать? (Проектно – исследовательская деятельность направлена на достижение планируемых результатов УУД).

Исследовательская деятельность на разных ступенях образования преследует определённые цели:

• начальная школа – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности;

•  основная школа – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели;

• старшая школа – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Наша с вами задача - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

К основным формам  организации исследовательской и проектной деятельности учащихся относятся:

•      учебные предметы, реализующие ФГОС нового поколения;

•  элективные, проектные, предпрофильные курсы (школьный компонент);

•      элементы исследования в рамках учебных предметов;

•      группы дополнительного образования;

•      проектная деятельность;

•      походы или экспедиции;

•      конференции или конкурсы;

•      клубы или молодежные объединения.

Хочу обратить ваше внимание на задачи педагога в организации проектной и исследовательской деятельности. 

• создание условий для выявления, поддержки, развития и самореализации детей в соответствии со способностями;

•  создание системы работы с учащимися в области исследования;

• обучение современным методам и приёмам технологии исследования.

- Как вы думаете, должен ли учитель обладать определёнными знаниями в проектной и исследовательской деятельности? Если «да», то какими? (Ответы участников ПТГ)

Учителю нужно знать:

  • Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
  • Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
  • Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
  • Как разработать учебный проект или исследование?
  • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
  • Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
  • С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

- Вернёмся к вопросам, которые были заданы в начале выступления. Как бы вы на них ответили сейчас?

«Урок и исследование - совместимо или нет?;

«Готов ли каждый учитель быть руководителем исследования учащегося?»;

«Все ли дети могут быть исследователями?»;

«Нужно ли учить исследовательскому поиску всех обучающихся?».

Между проектом и исследованием есть существенная разница. В практике работы с детьми полезно и исследование, и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию.

Таким образом, через проектно – исследовательскую деятельность  учащиеся овладеют универсальными учебными действиями, что  создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.  Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...

Учебно – исследовательская деятельность школьников в сфере здоровья и экологии

Данный материал содержит рекомендации по организации учебно - исследовательской работы с детьми в сфере здоровья и экологии, размещена одна из работ по экологии, проведенная с учащимися....

Проектная и учебно – исследовательская деятельность школьников в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с тр...

Современные подходы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развити...