Доклад. Учебно-исследовательская деятельность школьников модели организации, метод.обеспечение, кадры.
статья на тему

Салчак Шончалай Борисовна

 Данный доклад может быть полезен многим учителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Бай-Тайгинского кожууна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хемчикская средняя общеобразовательная школа

ДОКЛАД

УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                              Докладчик: Салчак Ш.Б.

        2010

Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одарённость школьников наиболее ярко проявляются в научно-исследовательской деятельности. Многие могут возразить: «О какой научно-исследовательской работе может идти речь в начальной школе?! Учебный процесс имеет дело с "готовыми знаниями"».

Начальная школа, с одной стороны, должна учить деятельности – осмысленно читать, правильно и красиво писать, точно и быстро считать, логически рассуждать. С другой стороны, в младшем школьном возрасте ребёнку необходимо осознать окружающий мир, себя в этом мире. А для этого необходимо ответить на вопросы: Кто это? Что это? О чём это? Как? Интересно или нет? В этом  отношении ученик, постигающий новое, и учёный, делающий открытие, равноправны. Задача учителя – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности без всякого принуждения и насилия.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию учебно - исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода исследований, то нарушается преемственность между этапами развития учебно- познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся в последствии достичь желаемых результатов в исследовательской, проектной деятельности.

При организации исследовательской деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого- физиологические особенности младших школьников.

Темы исследовательских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Выбрать тему несложно, если ученик точно знает, что его интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. При определении темы можно задать следующие вопросы (учащемуся самому):

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, природоведением, историей или чем-то другим).
  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

 Какими могут быть темы исследования?

  • Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.)

Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Цель исследования. Определить цель исследования – значить ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают шаги.

Гипотеза исследования. Гипотеза – это предположение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Для решения проблемы потребуется одна или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.

Организация и методика исследования.

Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы можно использовать и выстроить их по порядку. Список доступных методов исследования:

  • Подумать самостоятельно (Задать себе вопросы: Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по теме исследования? Какие я могу сделать выводы из того , что мне уже известно по теме исследования?)
  • Прочитать книги о том, что исследуем (справочники, энциклопедии);
  • Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме (научные, научно-популярные и художественные. Указать просмотренные фильмы, записать все, что узнали нового из фильмов о предмете своего исследования);
  • Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет (полученные данные записать);
  • Спросить у других людей (специалисты и неспециалисты, используя методы беседы, опроса, интервьюирования);
  • Понаблюдать ( интересный и доступный способ добычи новых знаний. Во время наблюдения можно использовать множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, приборы ночного видения. Записать информацтю)
  • Провести эксперимент ( Надо составить план, взять совет у учителя или у другого взрослого. Описать результаты).

   Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап исследования – защита. Нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

  1. Дать определение основным понятиям. Можно использовать следующие приёмы: описание – простое перечисление внешних черт предмета; характеристика предмета или явления – перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида; разъяснение посредством примера;  сравнение – выявление сходства и различия предметов; различение – установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко- - фрукт, а помидор - овощ, вкусы разные и т.д.
  2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события (разбиение на группы на основе общих существенных признаков).
  3. Выявление и обозначение замеченных парадоксов – утверждений, резко расходящихся с общепринятыми мнениями или наблюдениями: неожиданный, странный.
  4. Ранжировать основные идеи (отделять главные идеи от второстепенных).
  5. Предложить сравнения и метафоры (примеры, сопоставления,, схемы и т.д.)
  6. Выработать суждения и умозаключения (на основе проведённого исследования, высказать собственное суждение о том, что исследовалось).
  7. Сделать выводы.
  8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое  исследовалось.
  9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования (почему избрана эта тема, какой была цель исследования, какие ставились задачи, какие гипотезы проверялись, какие использовались методы и средства исследования, каким был план исследования, какие выводы сделаны по итогам исследования)
  10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования. Возможные результаты: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка- раскладушка, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, паспарту, план, реферат, серия иллюстраций , сказка, стенгазета, сценарий праздника, фотоальбом, чертёж, экскурсия.

Если выполнение исследовательской деятельности проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Но, при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над исследованием. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими  исследовательской деятельности.  

Использование исследования как метода познания качественно повышает уровень деятельности учащегося. Исследовательская деятельность помогает сформировать личность школьника.

Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской деятельности помогает убедить учеников в их человеческой ценности.

Не секрет, что по уровню технического оснащения, овладения новыми пед. технологиями, инноватикой сельские  школы отстают от городских, поэтому организовать научно-исследовательскую работу в них достаточно сложно. Но работать в этом направлении нужно, поскольку современный учебный процесс должен быть личностно-ориентирован, и задача сельского учителя – максимально подготовить выпускника к овладению знаниями на более высоком уровне.

Главная цель организации НИР в ученическом коллективе – формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы.

Нужно в школе создать метод. совет , разработать положение о школьном научном обществе, программу организации НИР среди учащихся. Провести теоретические и практические занятия, на которых будут знакомить с методами научного исследования, этапами НИР, определить количество секций.

  1. Для того чтобы научить ребёнка искать и находить , ему необходимо в начале объяснить, что такое наука, как люди делают научные открытия, как рождается истина.
  2. Лингвистическое исследование: Тема: Мягкость согласных звуков на письме. Есть правило: Мягкость согласного звука на письме можно обозначить мягким знаком. Возникает множество вопросов: что значит «можно»? Если можно обозначить, то можно и не обозначать? В каких случаях можно обозначить, а в каких нельзя? И т.д. можно организовать урок-лингвистическое исследование в форме игры «Путешествие в город мягких согласных», в ходе которого учащиеся систематизируют и объясняют все случаи обозначения и не обозначения мягкости согласных звуков.( не обозн. -ч,щ; кустик-куст)Сначала повторить все способы обозначения мягкости, а затем показать случаи когда не об. (общедидактические методы -беседа,  приё сравнение, обобщение, прогнозирование, анализ, синтез, частнометодические методы- грамматическое конструирование, решение грамм.  и орфогр. задач, лекс. разбор, редактирование, творческие упражнения)

         Структура урока: актуализация прежних знаний- возникновение интеллектуального затруднения – осознание проблемы учащимися – свободная дискуссия – проверка высказанных гипотез и обоснование истинной – словесное оформление вывода и фиксация его – применение полученных знаний на практике – введение нового языкового материала – цепочка микроисследований – выводы.

  1. Можно исследовать маршруты движения муравьёв, проектировать жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок, влияние места расположения ученика в классе , как размещать учеников на уроке, чтобы они учились хорошо.

 Знаменитые люди нашего района, личные коллекции учителей нашей школы, мусор нашего села, наш дом, наш школьный двор, наша безопасность, наши имена, организация помощи одинокой пожилой женщине, откуда пришли комнатные растения, школьные традиции.

Поиграть: индивидуальные и коллективные игры, которые активизируют исследовательскую деятельность, помогают при освоении первичных навыков проведения самостоятельных исследований.

Из двух этапов: 1.тренировочные занятия

                           2. самостоятельное исследование.

Литература:

  1. Практика административной работы в школе №2-2004 с.35.Методика организаций игр исследований с младшими школьникамиА.И. Савенков.
  2. Учитель №2 -2002/ Исследования ведут учащиеся. С.Герасимова.
  3. Начальная школа плюс до и после №6-2004 урок-лингвистическое исследование в начальных классах- Любовь Дмитиевна Мали
  4. Начальная школа плюс до и после №7-2003 Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения . Ирина Юрьевна Кокаева.

Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. №6,7 2003

1 этап. Тренировочные занятия.

Өөредиглиг шинчилел ажылының методиказы-биле уругларны таныштырарда 2-3 фронталдыг, белеткел-өөредиглиг кичээлдерни класс-биле эттирерШинчилел ажылының техниказы-биле таныштырарда.

Кичээлге белеткел

Шинчилел ажылын чорударынга ажыглаар методтар, темалар бижээн картон карточкалар.

Шинчилелдин темазы болгаш методтарын шилиири.

Дойду.

Силе рам шупту эртемденнер болур силер. Ынчангаш эртемденнер болганынарда шинчилел ажылын боттарынар чорудар силер. Күзелдиг өөреникчини шилиир.

Силе рам бо дойдунун дугайында бичи дыннадыгны белеткээр силер.Дыннадыгны белеткээрде бо куштун дугайында бар-чок силерге чедингир чүүлдү чыггаш, обработказын кылыр силер. Ону канчаар кылып болурул?

- Кандыг-бир чүүл дугайында дыннадыгны чыырда чуну канчаар ужурлуг бис? Эртемден Кижи шинчилел ажылын чуден эгелээр деп бодап тур силер (кандыг дыннадыг херегил деп боданыр) (подумать)

- Дойду дугайында кайыын били пап болур бис.(подумать, спросить, понаблюдать, провести эксперимент, книги, Интернет…)

Силернин бодунарнын шыдаарынар методтарны шилип алыр силер.

Информацияны чыыры.

Методтар бижээн карточкалар дээрге-ле шинчилел ажылынын планы болур. Чыып алган чуулунерни дораан демдеглеп алыр ужурлуг силер (кыска бижилге, схема, чурук)

  1. подумать

Кайда чурттап турар

Чуглери кандыгыл?

Мага-боду айы-хирел?

  1. Спросить у другого человека (бот-боттарынга айтырыглар салып тургаш дыннадыгны чыыр)
  2. Получить информацию из книг (энц, справ.)
  3. Наблюдение и эксперимент (аялга дыннаарынга ынак бе? Канчаар удуурул? Чуну чиирил?)
  4. нити туннелди ундурери (обощение информации)

анализтээш, нити туннелди ундурер. Шупту чыып алган чуулдерин бижээн саазынны столга салыр. Солун болгаш чаа чуну билип алдынар, чоргускан шинчилел ажылынын туннелинде чуну чугаалап болур силер? (кол идеяларныылгап ооренир, дидим болурунга ооредир)

Шинчилелдин туннелдери-биле дынадыглар

Мактаар, кол схемазы-биле танышкан.

2 этап. Самостоятельные исследования.

Шинчилел ажылынга белеткенири.

Карточки и специальная папка исследователя. Каждому ребёнку. Кармашки с изображениями методов исследования. Получить неограниченное колическтво маленьких листочков, ручку, карандаш, фломастеры.

Шинчилел ажылын чорудары.

Весь класс. Консультант.

  1. выбор тем (классатн дашкаар азы кичээл уезинде темага хамаарыштыр)
  2. получает папку и листочки (планны тургузары албан эвес)
  3. каждый ученик(пара или группа) начинает действовать самостоятельно. Нужно собрать нужные сведения, используя возможности всех возможных источников и подготовить доклад по результатам исследования. Шойбес.Чангыс кичээл дургузунда уе иштинде.
  4. найденную инф. Фиксирует на листочках и вкладывает в кармашки папки. Именно в тот кармашек откуда найден источник.
  5. краткое сообщение на основе собранных листочков:кол чуулду тодарадыр, кол понятиелерге определениелерни бээр(тодарадылгаларны), солун чуулдерни болгаш манавааны туннелдерни ангылаар.

Дынадыг

Айтырыгларны салып ооредир. Мактаар шаннаар эки илеткел дээш, эки айтырыг дээш, айтырыгга харыылап база ооредир.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа младших школьников

Проектно-исследовательская работа в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины. Организация проектной деятельности учащихся становит...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Динамика формирования учебно-исследовательских умений младшего школьника

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск ин...

Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе

В представленной статье описывается построение модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...

Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Проект«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»...

Статья Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся"

Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихсяМодель 1. «Обучение исследованию».Модель 2. «Приглашение к исследованию».Модель 3. «Систематическое иссл...