Интегрированные уроки в начальной школе
статья

Полчанинова Светлана Леонидовна

 Одно из  направлений  обучения в начальной школе – организация и проведении интегрированных уроков. Интеграция является сущностной характеристикой  учебно  – методического комплекта «Начальная школа XXI века». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_uroki_v_nachalnoy_shkole.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки в начальной школе

Полчанинова С.Л.

 Одним из  направлений  обучения в начальной школе – организация и проведении интегрированных уроков. Педагогическая интеграция  - структурная целесообразно организованная  связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию учащихся. Интеграция является сущностной характеристикой  учебно  – методического комплекта «Начальная школа XXI века». Интеграция позволяет:    

  • сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи  всех его явлений и объектов;
  • объединить  усилия различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника;
  • обеспечить возможности  установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника, создать  условия для усиления значения разнообразной деятельности как способа познания разных сторон окружающей действительности.

По уровням различают внутрипредметную и междпредметную интеграцию.

Внутрипредметная интеграция является отличительной особенностью курса «Окружающий мир». При изучении этого предмета младший школьник устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни. Он осознаёт необходимость соблюдения правил поведения.  Приобретает начальные навыки экологической культуры. Подходит к пониманию себя как личности, осознаёт возможности изменять себя, понимает и принимает важность здорового образа жизни.  Благодаря интегрированному построению курса «Окружающий мир» младший школьник подготавливается к изучению базовых предметов  в основной школе.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Межпредметные связи позволяют исключить повторы  в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Межпредметная интеграция формирует целостную картину мира в сознании учащихся.

Помимо уровней интеграции выделяют и её виды: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной интеграцией понимают объединение сходного содержания ряда предметов (симметрия в математике, рисовании, окружающем мире). Под вертикальным интегрированием понимают объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение на определённой теме воспитания (воспитание любви к малой родине на краеведческом материале).

Я провожу интегрированные уроки с использованием следующих технологий:

  • технологии  личностно – ориентированного обучения: технология уровней дифференциации, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения;
  • информационная технология;
  • здоровьесберегающая технология.

     Учебный процесс приспосабливается к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности. Учащиеся на уроках работают в статических парах, в парах сменного состава. В процессе взаимного общения включается  память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, совершенствуются навыки логического мышления, каждый чувствует себя раскованно, работает в  индивидуальном темпе. Мои ученики сами ищут   ответы  на  поставленные  вопросы, я  лишь  помогаю,  разъясняю  проблему.  

      Интегрированные уроки формируют общеучебные умения и навыки  (ключевые компетенции):

  • учебно – познавательную;
  • общекультурную;
  • коммуникативную;
  • информационную.

Интеграция  в начальной школе способствует формированию интереса к предметам и развитию младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"...

«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....

Интегрированные уроки в начальной школе.

Выступление на педчтениях. Презинтация и план выступления....

Интегрированный урок в начальной школе.

Методический материал и разработка интегрированного урока в 3 классе по теме "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."...