Скорочтение
тренажёр (2 класс)

Ярошко Елена Васильевна

Приемы скорочтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Ярошко

преподаватель  начальных классов

МБОУ «ОЦ №1, Майкопского района»

Приёмы скорочтения  или «Как помочь ребёнку научиться быстро и правильно читать».

Скорочтение — это уникальная методика чтения, она позволяет в несколько раз быстрее воспринимать прочитанную информацию. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения усовершенствуется память и внимание. Именно от этих двух показателей, зависит умственная работоспособность ученика, объем усваиваемого материла на уроках, успеваемость. Поэтому навык быстрого чтения должен быть сформирован еще в начальных классах. Этому навыку можно научить  каждого ученика. При обучении учащихся скорочтению, необходимо учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому обязательно корректируем обучение.

Чтение требует огромных усилий и времени для закрепления, как и любой другой навык. Для этого следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Времени, отведенного на уроках литературного чтения, катастрофически недостаточно. Для закрепления навыка чтения, ребенок нуждается в ежедневных, систематических упражнениях. При выполнении специальных упражнений улучшается внимание, расширяется поле зрения, активируются оба полушария.

В результате обучения по программе скорочтения, обучающиеся увеличивают темп чтения, улучшают качество запоминания текстов, стихов, дат, словарных слов, правил, определений, учатся быстрее мыслить, а также сокращают время на  выполнение домашних заданий.

Чтобы приступить к тренингу, необходимо изучить упражнения, объяснить ученикам методику их выполнения. Только после этого, приступаем к прохождению тренинга. Следим за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, именно в этом заключается эффективность этого тренинга. На первом занятии проверяем технику чтения учащихся, на последнем — конечную. Это важно. После прочтения текста, ученики отвечает на вопросы. Чтобы ученики привыкли к занятиям, проводим их в одно и то же время на внеурочной деятельности.

Уверена, что не открою новые приемы для скорочтения, но постараюсь выделить именно те упражнения, которые прививают детям внимание,  развивают зрительное и логическое восприятие, расширяют поле зрения. Отрабатывая приемы, появляется интерес к произведениям и любовь к  чтению.

Первое упражнение  основано на различиях зрительного и логического восприятия цвета - это  «Струп-тест». На карточках расположена последовательность слов, описывающие основные  цвета. Учащиеся должны называть тот цвет, которым  написано слово (цвет шрифта), а не тот, что написан. Читать следует слева направо. Усложнение упражнения заключается в добавлении цветов на карточках.

Второе упражнение для тренировки внимания - это «Лабиринты». На карточках рисуем лабиринты в прямом и в обратном порядке. Ученик при помощи глаз ищет выход из лабиринта, при этом, не помогая себе пальцем или указкой. Лабиринты повторяются, что развивает зрительную память.

Третье упражнение, для быстрого переключения внимания это - «Большие и малые числа». На карточках написаны числа разным шрифтом, размером, шириной, высотой. Задача учеников найти цифры от 1 до 99, то в прямом, то в обратном порядке. Одной карточкой можно пользоваться бесконечное количество раз.

Четвертое упражнение на расширение поля зрения это - «Пятно ясного видения». Для этого упражнения воспользуемся таблицей Шульте. Делаем карточки от 4х4 и 5х5 см. Располагаем таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то расстояние до карточки должно составить 30-40 см. Ученик концентрирует внимание на центр таблицы, а боковым зрением находит цифры от 1 до 25. Такой карточкой пользуемся 3-4 раза, затем меняем расположение цифр.

Пятое упражнение на синхронизацию обоих полушарий мозга это - «Рисование обеими руками». Левое полушарие отвечает за последовательность, логику и структуру, правое полушарие - это интуиция, воображение, образы. Ученику предлагаем нарисовать рисунок одновременно двумя руками. Если у него получается на 30%, 40% или 50%, то это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.

Шестое упражнение на увеличение скорости при чтении - «Эх, раз! Еще раз!». Потребуется секундомер и незнакомый текст, который будем читать. Текст читаем в течение 1 минуты. Обращаем особое внимание на скорость чтения, а выразительность пока не берем в счет. После прочтения за минуту, делаем отметку, где остановились. Отдыхаем и читаем этот же текст еще раз. И так повторяем 3-4 раза. С каждым прочитанным разом, количество слов увеличивается, этим, и мотивируем ученика.

Седьмое упражнение развивает предугадывание, представление - «Пол-арбуза». Проводим эксперимент со словами. Берем книгу и непрозрачную линейку. Прикрываем линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача ученика - прочитать данную строку, видя только верхушки букв. Усложняем задачу, перемещаем линейку выше и показываем только нижнюю часть слов.

Следующие упражнения для отработки дикции. 1.Предлагаем ученикам сделать глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор, пока не закончится воздух. 2.Ученикам раздаются карточки с напечатанными буквами. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают с карточки 15 согласных. 3.Обязательно применяем скороговорки и чистоговорки. Сначала читаем скороговорку или чистоговорку медленно, затем с каждым разом увеличиваем темп.

Если хотите улучшить успеваемость ребёнка в школе, то воспользуйтесь данными упражнениями по  скорочтению, которые помогут освоить школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей, сформирют полезные умения и качества.
                                                        Литература:

1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.

2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с

3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.

4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»

г. Челябинск, 2011г

5.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г

6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

SpeedReader - программа развивающая навыки скорочтения

Skorost_chtenija_442x332.jpgSpeedReader - программа, которая поможет Вам быстро и комфортно развивать навыки скорочтения. Читая тексты с высокой скоростью, Вы сможете избавиться от проговаривания сло...

Памятка "В помощь родителям" о скорочтении

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился?Учёные доказали, что скорость чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость. При низкой скорости чтения ухудшает...

Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...

Статья, презентация "От чтения до скорочтения"

Статья, презентация "От чтения до скорочтения" ( Секреты быстрого, беглого чтения)...

Основы обучения ребенка скорочтению

P { margin-bottom: 0.21cm; } Как известно «сначала было слово», а затем его стали изображать и писать, печатать и у человечества уже одной проблемой больше. Как научить ребенка читать с меньшими ...

Календарно - тематическое планирование. 3 класс Кружок « Учимся скорочтению»

Кружок по литературному чтению " Учимся скорочтению". 3 классКалендарно - тематическое планирование по литературному чтению.«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека —есть на...