Выступление на методическом объединении воспитателей «Формирование просоциального поведения у подростков с нарушениями зрения в условиях школы – интерната»
план-конспект

Сабитова Алла Владимировна

        Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой.

 Поэтому концептуально важным является проектирование воспитательной системы на развитие моральных, нравственных и социокультурных   качеств у детей и подростков, формирования  просоциального  поведения, направленное  на предупреждение преступлений и правонарушений среди воспитанников, на формирование здорового образа жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

"Общеобразовательная школа-интернат

для слепых и слабовидящих обучающихся" г. Троицка

Выступление  на  методическом

объединении воспитателей

 

«Формирование

просоциального поведения

у подростков  с нарушениями  зрения

в условиях школы – интерната»

                                                    

Подготовила:

воспитатель   Сабитова А.В.

г. Троицк

2019г.          

          Воспитание  является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, обществагосударства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех

ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

        Дети с нарушениями развития – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. А в некоторых нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация и т.д.

        Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой.

        Развитие механизмов адаптации у детей с проблемами зрения имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становится ведущим. Ребенок не имеет возможности осуществлять полноценный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников без проблем в развитии. Тем не менее, эмоциональная сфера этих детей более сохранна, чем у детей с проблемами, например, интеллектуального развития. Этот факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных способностей этой категории учащихся. Эти дети испытывают трудности в регуляции поведения. Интересно, что в строении их аффективной сферы сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость.

Ни для кого не секрет что дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, относятся к проблемным детям. Они склонны к асоциальному поведению и не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально – волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков. Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет стремление детей с ограниченными возможностями здоровья к зависимости от более взрослых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.

 Поэтому концептуально важным является проектирование воспитательной системы на развитие моральных, нравственных и социокультурных   качеств у детей и подростков, формирования  просоциального  поведения, направленное  на предупреждение преступлений и правонарушений среди воспитанников, на формирование здорового образа жизни.

В условиях школы - интерната  педагог имеет возможность направлять воспитание на выработку у детей умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем; формировать в их душах доброту, отзывчивость, благородство, патриотизм, сострадание и трудолюбие.

Правильная организация и планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Жизнь в образовательном учреждении строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек.

Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Следовательно, управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

Различают два вида управления: стихийное — результат воздействия на ребенка массы случайных единичных актов, и сознательное, осуществляемое на основе четко поставленной цели, продуманного содержания и предвидения конечного результата.

Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями — это сознательное управление, конечной целью которого является формирование устойчивой, полноценной личности, способной успешно взаимодействовать с окружающей социальной средой.

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе восемь воспитанников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я», все они такие замечательные!

 В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы и современные педагогические технологии: сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, коррекционные, ИКТ. В каждой организованной деятельности я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором. Необходимо, чтобы растущая личность была включена в «орбиту» ценностных отношений коллектива, так как нравственная личность формируется в деятельности.

 Воспитательную работу в классе планирую согласно режиму дня школы-интерната, циклограмме внеклассных занятий, ежедневному планированию.        Таким образом, главная цель коррекционно-воспитательной работы с детьми: создание условий для развития личности воспитанников с нарушениями зрения в условиях школы-интерната и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на данном возрастном этапе. И, как следствие, возможностей для развития, самовыражения и самореализации.

        Виды внеурочной деятельности, которые я использую в своей практической деятельности: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая, тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

        Чтобы достичь положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями зрения, необходимо многое знать и уметь, быть для воспитанников примером самодостаточной, уверенной в себе, но неравнодушной личностью, не боясь,  ошибаться,  сомневаться  и искать. Определяю свою практическую деятельность с воспитанниками такими понятиями, как: «педагогическая поддержка», «помощь и совместная деятельность»

 Выработался определенный стиль отношения с детьми:

- Не запрещать, а направлять;

- Не управлять, а соуправлять;

- Не принуждать, а убеждать;

- Не командовать, а организовывать;

- Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

        Исходя из выше сказанного, для работы были определены  основные задачи организации внеурочной деятельности:

 - выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей воспитанников к различным видам деятельности;

 -  оказание помощи в поисках «себя»;

 -  создание условий для индивидуального развития;

 - формирование системы знаний, умений, навыков в каждом виде деятельности;

 -  развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 - создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 -  развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 -  расширение рамок общения с социумом.

 - организовать внеурочную деятельность воспитанников, так, чтобы она являлась    одной из основ личностного становления каждого,

  - создать условия, где могут проявляться новые качества в личности воспитанника.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

- добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни воспитанников;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания;

- Создавать условия для самовыражения и самореализации каждого.

       Внеурочная деятельность продолжает оставаться весьма значимым звеном коррекционно-воспитательной работы с детьми  и юношеством, важным компонентом их социокультурного развития. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно его проводить. Все внеклассные  мероприятия, проводимые мною, были нацелены, на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего  свободного времени, особенно у имеющих нарушения зрительного восприятия.

        В процессе организации воспитательной работы с обучающимися в моей группе  интегрировались все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально полезной деятельности, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей детей, их личностное развитие и социализацию.

как показывают наблюдения  за старшеклассниками, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

        Вот почему так важно научить детей соединять развлечения с развитием, делать свое свободное время содержательным, направленным на совершенствование личности и формирование просоциального поведения.

        Коллективные творческие дела - это основа организации  внеурочной деятельности  в условиях школы-интерната. Воспитанники с желанием принимают участие  в мероприятиях которые отражают традиции школы:  День учителя,  календарные праздники – 23 февраля, 8 марта,  9 мая,  осенний конкурс творчества воспитанников, новогодние конкурсы,  концерты, фестиваль талантов,  день именинника.

    Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает ее родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, учился и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Во время подготовки этих мероприятий происходит единение детей, педагогов, родителей и это способствует формированию единого коллектива. Стараюсь учить детей правильному отношению к общечеловеческим ценностям, воспитывать в них гражданственность.

 У нас в группе уже сложились свои традиции. Мы проводим  ежегодные сентябрьские походы. Совместно с родителями и детьми отдыхаем на природе. Играем в подвижные игры, интеллектуальные, общаемся и готовим на костре.

  Большое значение имеет сформированность классного коллектива, взаимоотношения между воспитанниками в группе. Создаю условия для формирования положительного микроклимата в детском коллективе.  Мои воспитанники принимают активное участие в общешкольных и групповых мероприятиях. Это связано с потребностью самовыражения, желанием демонстрировать свои достижения в творчестве. Эти мероприятия востребованы как воспитанниками, так и родителями и педагогами. Они позволяют реализовать индивидуальные задатки и творческие способности подросткака в области художественного творчества, сформировать эстетический вкус детей, опыт социального взаимодействия, чувство коллективизма и взаимовыручки; сформировать потребности ребенка в здоровом образе жизни. Кроме этого они позволяют развить творческий и интеллектуальный потенциал и коммуникативные навыки  учащихся.

       С интересом и  желанием  совершаем экскурсии за пределы города. Посещаем театры, музеи и другие культурные учреждения г.Челябинска.

       В своей работе использую как традиционные формы проведения мероприятий, так и новые формы и воспитательные технологии. Это позволяет:  создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

 показать ребенку результаты его внеурочной деятельности;  создать условия для сплочения коллектива; формировать у детей стремление радовать окружающих доступными  им способами;  расширить границы учебного процесса.

          Большое внимание уделяю работе с родителями. Вместе с классным  руководителем  за четыре прошедших учебных года было проведено 11 родительских собраний по проблемам семейного воспитания. Вместе с детьми приняли участие в оформлении  стенгазеты «Семейные традиции», совместно с родителями провели час общения «Всему начало отчий дом»  

Формированием просоциального поведения в условиях школы – интерната, является  вовлечение ребенка и подростка в специально организованную деятельность с целью удовлетворения потребности в общении и в самоутверждении.

 Включение  подростков в различные  виды деятельности и положительные просоциальные группы позволяет им изменить свой неблагоприятный статус и, тем самым, закрепить возникшее положительное состояние и новый тип поведения. При этом целесообразно выбирать наиболее эффективную с точки зрения воспитательных возможностей и возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья  форму ее организации.

Так, для формирования навыков общения, выработки навыков взаимодействия со сверстниками полезными могут быть задания, требующие парного или группового выполнения. Групповая деятельность значительно расширяет деловое общение детей, увеличивает возможности для оказания взаимопомощи, развивает чувство доброжелательности.

Детям следует доверять и выполнение других важных дел: дежурство, подготовку отдельных мероприятий, подведение итогов коллективных дел и многое другое. Причем подмечено, что успех такого подхода бывает более эффективным, если на начальном этапе учитывается желание ребенка взаимодействовать или находиться вместе с каким-то определенным человеком.

На основе оценки окружающих взрослых, сверстников, а также на базе оценки результатов собственной деятельности, у подростков  постепенно формируется самооценка. Особенно заметна ее роль при завышенной или заниженной самооценке. При завышенной самооценке у подростка, например, часто возникают конфликты с окружающими, трудности при выборе друга или подруги, его по этой причине могут не принимать в свои компании сверстники. При заниженной самооценке у ребенка возникает зависимость от других сверстников, появляются такие черты, как неуверенность в своих силах, недовольство собой и др.

Самооценка является не только регулятором поведения, но и существенным фактором формирования личности школьника. Сравнивая себя с другими детьми, подросток посредством самооценки критически оценивает свои возможности и определяет программу самовоспитания.

На результатах самовоспитания существенно сказывается появление у ребенка идеала, к которому он стремится. Удачно или неудачно выбранный идеал во многом определяется его самооценкой. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как самокритичность, высокая требовательность к себе, настойчивость, уверенность в себе. При формировании просоциального поведения важным является пример и поддержка  педагога. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

—  забыть о прошлых ошибках и неудачах подростка;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

—  если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

— очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.

Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Педагогическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната....

Открытое мероприятие на методическом объединении воспитателей "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната"

Сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться....

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

Данный материал будет полезен классным руководителям и воспитателям....

"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Выступление на методическом объединении воспитателей...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...

Доклад на тему «Роль воспитателя в формировании у детей и подростков семейных ценностей в условиях школы-интерната»

      Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений...