Выступление на методическом объединении
материал (1 класс)

Тема доклада:

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у младших школьников»

К моменту поступления в первый класс дети уже умеют опыт общения. Но уровень развития этого навыка у каждого обучающегося индивидуален и, как правило, далек от желаемого. Развитие коммуникативных навыков младших школьников является актуальной проблемой, так как их сформированность влияет на успешность обучения детей, на процесс их социализации, на развитие личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_poromonova_i.v.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                                                                                   

 

Тема доклада:

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у младших школьников»

                                                                         Докладчик:

Педагог-психолог

Поромонова И.В.

                                                                                                       

                                             

Санкт-Петербург

2023

К моменту поступления в первый класс дети уже умеют опыт общения. Но уровень развития этого навыка у каждого обучающегося индивидуален и, как правило, далек от желаемого. Развитие коммуникативных навыков младших школьников является актуальной проблемой, так как их сформированность влияет на успешность обучения детей, на процесс их социализации, на развитие личности в целом.

Что же такое коммуникативные навыки и какого же их значение для младшего школьника?

Коммуникативные навыки - применительно к младшему школьному возрасту, можно определить как освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, находящиеся в зависимости от уровня сформированности коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечивающие им условия для формирования личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Составляющими коммуникативных умений являются:

  1. умение слушать другого человека;
  2. умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;
  3. умение понимать другого;
  4. умение сопереживать, сочувствовать;
  5. умение адекватно оценивать себя и других;
  6. умение принимать мнение другого;
  7. умение решать конфликт;
  8. умение взаимодействовать с членами коллектива.

   1. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

2. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.

           3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативные навыки у младших школьников, как правило, развиты недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству,— они любят читать, собирать конструктор, сидеть и размышлять. Часть детей в своих отношениях со сверстниками использует не слишком удачные социальные стратегии. Возраст 6-11 лет сензитивен для развития коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности.

Как развиваем коммуникативные навыки на занятиях. Активнее всего социально-коммуникативное развитие происходит у детей в следующих видах деятельности:

Сюжетно-ролевая игра - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.;

Соревнования;

Коллективная деятельность (работа в команде, группе);

Моделирование ситуаций с последующим обсуждением;

Просмотр и инсценировка воспитательных сказок;

Обсуждение и последующее установление правил поведения в группе.

1. На групповых коррекционных занятиях происходит обсуждение правил поведения, хорошие и плохие поступки, вежливые слова. Обсуждение проводится в виде небольших тренингов, с просмотром презентаций и видео по актуальной теме, моделирование ситуаций – допустим есть тема «что такое хорошо, что такое плохо», ребята придумывают различные ситуации, рисуют и рассказывают, почему это хорошо и плохо. Также для снятия напряжения используется такой материал, чтобы дети смогли перевоплотиться и проиграть какую-нибудь роль или сказку. Во время театрализованной деятельности формируются личностные нравственные качества; застенчивым, неуверенным в себе детям сказка помогает снять напряжение, поверить в собственные силы. Ситуации, создаваемые на уроках, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные определенным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации.

2.Интерактивная песочница, которая создает естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, снимается физическое и эмоциональное напряжение. И тут я расскажу про несколько режимов и игр. Наример, РЕЖИМ ВУЛКАН, в котором команда детей, объединившись, могут создать рельеф в песочнице, чтобы увидеть извержение вулкана. Формируются умения договариваться, стараться для общего дела, работать в команде слажено и быстро. Далее РЕЖИМ ГОРОД, ребятам предлагается построить свои города, придумать названия, провести друг другу экскурсии, рассказать, чем занимаются в городе люди.

3. Овладению коммуникативными умениями и навыками способствует игра, которая позволяет изучать себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, а также содействует формированию своего мировоззрения, системы оценок и ценностей. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей важной роли. Следовательно, работу по освоению коммуникативных навыков желательно проводить в игровой, увлекательной форме.

Необходимость использования игр как средства развития детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин:

- учащиеся, совестно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

- при решении коллективных задач используются различные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных товарищей. - совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

- в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

- каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознание пути достижения цели (нужно знать больше других).

- в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока. Уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

- ситуация успеха создает благоприятный фон для развития личности каждого ребенка.

Игры можно использовать во внеурочной деятельности, на переменах, во время физкультминуток, на групповых занятиях с педагогом-психологом.

 Различные игры для развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков:

1. «Веселый, грустный, злой»

2. «Покажи и угадай эмоцию! Весёлый, грустный, злой»

3. «Собери эмоцию!»

4. Настольная игра «Кто быстрее»

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...