«Проблемы современной начальной школы»
статья

       Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами   воспитания  призван учитель. Каждый учитель должен отчетливо понимать свою главную функцию и предоставлять малышам больше самостоятельности, инициативы, свободы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_sovremennoy_nachalnoy_shkoly.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

        

         

«Проблемы современной начальной школы»

                                 

         

 

   Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.).

       Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами   воспитания  призван учитель. Каждый учитель должен отчетливо понимать свою главную функцию и предоставлять малышам больше самостоятельности, инициативы, свободы.

Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.       Поэтому  учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. Конечная цель педагогической деятельности  любого педагога – помочь ученикам стать творческими личностями, чтобы быть более востребованными в современном обществе. Ведь если раньше в обществе был заказ на хорошего исполнителя, то сейчас – это должна быть творческая свободная, ответственная, гуманная личность, способная к дальнейшему саморазвитию. Перед современной школой стоят задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности: учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, т. е. школа должна перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности. Это  определяет необходимость создать условия для обучающихся не   использовать. 

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок.

            Что же можно сделать в этой ситуации? Принятие стандартов третьего поколения обусловили дальнейшую тенденцию перехода от традиционного подхода к инновационному, представляющему собой систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальную основу для оформления эффективного управления системой образования. Принятие стандартов нового поколения насущная потребность современного российского общества. Начальной школе принадлежит ключевая роль в формировании универсального средства – «умения учиться».

Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. Психологические особенности учеников младших классов могут значительно изменяться в соответствии с условиями, в частности от программы и методов школьного образования. Выяснилось, что ученики младших классов не только способны усвоить сложный теоретический материал, но усваивают его значительно легче, быстрее, чем типовые для этого возраста образовательные программы. Поисково-исследовательская учебная деятельность дает возможность ученику реализовать себя как субъекта учения. Поэтому с самого начала учебной деятельности стимулирует учащегося инициативно включаться в процесс выполнения учебных упражнений. 

В России за последнее десятилетие резко изменились характеристики нового поколения, идущего в школу. Прежде всего, ухудшилось здоровье учащихся. Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья. По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.  Решение проблемы  в изучении учителями методик У. Г. Бейтса,  В. Ф. Базарного,  В. А. Ковалева,  Э.С. Аветисова, Н. Исаевой.      

           Начальная школа – это стартовая площадка для творческого развития личности. И от того, какой будет дан старт, зависит весь жизненный путь человека. Поэтому, решение проблем начального образования необходимо считать первоочередными. При этом следует помнить, что основным показателем всей системы должно стать состояние души ребенка. 

   

         Литература.

  1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя». М.АРТИ, 2003
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические  таблицы. Коррекционные упражнения. Издательство: Ось-89. 1997

  1. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого- педагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5–6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Перед современной школой стоят задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности: учить детей использова...

Эссе "Современная начальная школа: проблемы и перспективы"

  Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять у...

Статья: "Проблемы современной начальной школы"

Начальная школа внастоящее время переживает глубокие изменения. в образование внедряются новые образовательные стандарты, анализируются результаты участия российских младших школьников в международных...

Современная начальная школа: проблемы и перспективы

Проблемы начальной школы, начальная школа, ФГОС...

Сборник "Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы"

Представлены материалы по основным направлеия деятельности...