мастер-класс
план-конспект

Хмельникова Анжела Викторовна

Мастер-класс "Создание ситуаций успеха на уроках, как залог успешной социализации обучающихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Мастер-класс

« Создание ситуаций успеха на уроках,

 как залог успешной социализации обучающихся»

Аннотация мастер - класса по теме

«Создание ситуаций успеха на уроках , как залог успешной социализации обучающихся».

Данная методическая разработка мастер - класса посвящена приемам создания ситуаций успеха в начальной школе, как средство повышения мотивации к обучению учащихся на уроках. Актуальность мастер - класса обусловлена тем, что учение – серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.

Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах. Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.

Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служит слово педагога, его жесты, мимика, интонация. В ходе мастер-класса участники познакомятся с наиболее распространенными приемами и методами. Используя данные приемы и упражнения, участники мастер-класса поймут, что Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.

Также данный мастер-класс  предоставит возможность участникам активно

 взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом и просто хорошим настроением.

Мастер- класс «Создание ситуаций успеха на уроках, как залог успешной социализации обучающихся»»

Цель: повысить мотивацию педагогов к созданию ситуации успеха.

Задачи:

  • Проанализировать влияние ситуации успеха.
  • Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха.
  • Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

  -Добрый день, уважаемые коллеги.  Приятно видеть вас всех, и очень надеюсь , что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Каждому  приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас мы встанем в  круг и будем говорить друг другу комплименты, поворачиваясь к человеку, который справа от вас. Не забывайте говорить за комплименты «спасибо».

  • Вам понравилось это упражнение?
  • Почему?
  • Одинаковыми были комплименты  или разными?
  • Почему разные?

Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность.  

1. Деление на группы для работы (методика «Солнышко»)

У меня в ладонях лучики солнца, они разного цвета, они, как и вы индивидуальны и неповторимы.

Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где солнышко такого же цвета.

Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко. Вы – такие же, как  солнышко, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее.

  1. Определение  темы и целей мастер-класса

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности учителей.

Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Уважаемые коллеги, учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.

Что же такое успех? Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми?

 Для того чтобы ответить на поставленные вопросы нам необходимо разобраться с понятием «успех». Ваша задача составить цепочку понятий к слову успех и оформить его. Метод- кластер.

 Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа подписывает свое определение  на доске и комментирует его.)

- Вот видите, как много значений имеет понятие «успех». А вот какое определение успеха даётся в словаре Ожегова:

Успех 1. Удача  в достижении чего –нибудь.

             2. Общественное признание.

            3. Хорошие результаты в работе, учёбе.

        Успех - значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

        Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением». Каждый из нас старается сплотить детский коллектив, так как без взаимопонимания и взаимовыручки в коллективе невозможно создать ситуацию успеха.

Упражнение «Умение договариваться»

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.

- Скажите, что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?

- Давайте разберёмся,  так что делать, чтобы добиться успеха?  

Легко учиться, когда у тебя все получается, когда на твои достижения обращают внимания больше, чем на твои недостатки.

-Как нам ,учителям, обеспечить ту самую легкость в обучении?

Задание

-Для разминки я приглашаю трех добровольцев к доске.

1.Ваше задание будет перерисовать вот этот рисунок.

2.А ваше задание четко следовать инструкции №1( хвалите)

3.А ваше задание четко следовать инструкции №2(критиковать каждое движение, каждый шаг)

Итак, процесс пошел.

№1-рисует

№2- Молодец. У тебя все получится,  не переживай, рисуй лучше, умница, здорово, отлично, так держать, научи меня также рисовать красиво, мы гордимся тобой, великолепно, грандиозно

№3-Я вообще сомневаюсь, что у тебя что-то получится, у тебя нет никаких способностей к рисованию, посмотри, что у тебя получается, лучше бы другим делом занялась….

-Спасибо большое.

-Что вы чувствовали, когда вас критиковали? -А когда хвалили?

-То же самое чувствуют и наши ученики!

Игра "Незаконченные предложения"( на листочках каждой группе по высказыванию…)

Предлагается игра "Незаконченные предложения". Ответы ее участников по каждому вопросу сравниваются с типичными ответами детей.
1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что... меня похвалят родители; я хорошо знаю материал; учительница будет рада; у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.
2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что... у меня испортится настроение; меня накажут; учительница будет недовольна; я буду считаться плохим учеником; у меня пропадет интерес к учебе.
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе... меня уважают; обращают на меня внимание; меня хвалят; разговаривают со мной вежливо; доверяют мне; чувствуют, когда мне плохо; называют по имени; справедливо оценивают каждого.
4. Я чувствую себя уверенно, когда в школе... меня хвалят; ставят хорошие оценки; вызывают меня к доске; мне помогают; доброжелательны ко мне; меня понимают и поддерживают.

Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о тех

наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей

практике.

Для создания условий, способствующих удовлетворению, радости, расширению

спектра положительных эмоций у детей, необходимо использовать приемы

эмоционального вхождения в урок.

1. Прием. Поделись улыбкою своей.

Ребята, сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг

другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне и друг другу.

«Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она

поможет легко и радостно трудиться на уроке!

«Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и

пытается угадать наше настроение!»

2. Прием. Загадочное письмо.

Письмо с заданиями от сказочных героев прикреплено к доске или

обнаруживается на столе.

Я письмо сейчас открою.

Содержание раскрою.

Отвечая, не спешите,

Ум, смекалку покажите

И фантазию включите.

На уроке отвечайте

И пятерки получайте.

С помощью этого конверта мы с вами определим тему урока.

Рыбка в сказке есть у нас,
Золотой ее окрас.
Кто желанье загадает,
Все вмиг от нее получает.
(Золотая)

На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает особого успеха:

- удачно ответил на трудный вопрос;

- высказал интересную мысль;

- нашел необычное решение.

Такого ребенка обязательно нужно отметить.

- Артем, ты сегодня был на высоте, решил такую сложную задачу!

- Ребята, давайте поаплодируем Полине, она справилась с очень интересным и трудным заданием.

- Ребята, как вы считаете, Данил заслужил сегодня нашу похвалу и улыбки? Улыбнемся Даниле и громко скажем «Молодец»!

- Ребята, оцените труд своего товарища.

3 Прием. Эмоциональные поглаживания.

- «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.

4. Анонсирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».

Анонсирование  твердая убежденность в том, что  ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. “У вас обязательно получится”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.)

5. "Эврика"

 Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

6.  «Похвала»

 Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

7. Прием «Даю шанс»

При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.

8. Прием «Умышленная ошибка»

Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале.

Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.

9. Прием «Внесение мотива»

Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

10. Прием «Персональная исключительность»

- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.

- «Алёша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку картинки о дружбе людей и животных. Хорошо?», «Варя, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку.»

Это прием «Персональная исключительность». Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.

Упражнение «Калоши счастья»

Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»:

Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

С Вас сняли часовую нагрузку, и оставили минимум.

Есть возможность попробовать свои силы в работе по совместительству.
У меня появилось больше свободного времени.

Большинство Ваших воспитанников написали итоговую работу очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.
Заняться наконец-то своим здоровьем.

Перенесли сроки прохождения аттестации на более ранние.

Это ужасно, но зато потом 5 лет можно работать уверенно и с категорией.
Зарплату раньше начислят по категории.

Вы переехали в новый дом, дальше от места вашей работы.

Мне придётся дальше идти, что способствует поддержанию фигуры.

Не утвердили образовательную программу.

Её можно доработать и подать на экспертный совет.

Вывод: Оказывается, уважаемые педагоги, почувствовать себя счастливым возможно в любой ситуации, при этом достаточно лишь найти правильный способ.

Желательно мыслить позитивно и избегать мыслей, которые тормозят движение вперед.

Какие методы я использую в своей работе при создании ситуации

успеха ребенка в школе?

Активно применяю метод дифференцированного обучения. Этот метод позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.

Для выбора предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Данные методы, которые я использую в своей практике, могут создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха ребенка в школе.

В заключении хочется отметить - ситуация успеха – это длительный и кропотливый процесс. Но это самое эффективное средство формирования положительного отношения к учению.

Вывод:

- Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

И закончить наше занятие мне хочется словами  притчи..

          Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои крылья.

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.

Чтобы не уйти с мастер-класса с пустыми руками, я дарю вам  памятку « Золотые правила учительской похвалы». Благодарю вас за желание работать,  общаться, делиться опытом.

Анализ мастер – класс.

« Создание ситуаций успеха на уроках, как залог успешной социализации обучающихся»

     Представленный мастер-класс был актуален, имел практическую направленность для учителей начальных классов, так как приобретенные знания помогут педагогам разнообразить учебный процесс, а именно, систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на уроке и внеурочной деятельности, содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

     На мастер-классе раскрывались последовательность действий педагогов, способы вовлечения учащихся в учебную деятельность через ситуацию успеха, активизации и повышения работоспособности учащихся. 

    Новизной рассматриваемого вопроса стали оригинальные приемы создания ситуаций успеха в начальной школе, как средство повышения мотивации к обучению учащихся на уроках. Мастер-класс имел информативный, практико-ориентированный характер, который прослеживался через проведение упражнений, игр, заданий и рефлексии.

    Для интереса слушателей педагог делился своим опытом работы, своими приёмами и правилами. Учитель рассказала о том, что существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно.

      Проводя мастер-класс, учительница старалась задействовать участников в процесс. Все предложенные задания были направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Слушатели выполняли предложенные задания, изучали приёмы и под руководством, и самостоятельно.

Материалы, которые были представлены на мастер-классе, имели по содержанию методическую информацию.

        При проведении мастер-класса педагог предоставил теоретические знания, наличие навыков коммуникации и атмосферы заинтересованности слушателей. Ярко прослеживалось преподавателем наличие индивидуального подхода к слушателям, осуществлялась обратная связь.  

     Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, побывать в роли детей. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.

 Спасибо, Вам,  большое за  мастер-класс,  получилось интересное и полезное мероприятие!

                                                                                                       

                                                                                         

                                                                                                       Приложение 1

                         Золотые правила учительской похвалы

  1. Хвалите действия, а не личность! В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение.
  2. Четко обозначайте, за что хвалите! Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.
  3. Хвалите в меру и по делу! Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия.
  4. Хвалите не только «любимчиков»!
  5. Останавливайтесь на хорошем! Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.
  6. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
  7. Хвалите без сравнений! Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников.
  8. Подкрепляйте похвалу! Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.
  9. Запаситесь «Я-посланиями»! Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...