Этот удивительный «Роботрек
учебно-методическое пособие

В со

В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных, в первую очередь, на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

Доклад на тему:

«Этот удивительный «Роботрек»

в рамках районного семинара

«STEM-образование в практике работы детского сада»

Подготовила:

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Калгушкина М.Ю.

п.Первомайский

2022г.

 


В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных, в первую очередь, на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-технологии.

Использование современных информационно-технических технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Игровые наборы «Робомышь» и «Умная Пчела» были специально разработаны для дошкольников 5-7 лет в качестве основы STEM-образования, которое активно набирает популярность.

Благодаря этим наборам формируются азы алгоритмики и программирования, что служит основой образовательной робототехники.

Лучшим средством познания и обучения для дошкольников является игра. Именно она способна превратить сложный процесс обучения детей в увлекательное занятие. Для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое оборудование, ведь игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. Именно такое современное оборудование мы используем в своей работе с детьми, реализуя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу технической направленности «Роботрек» для детей 5-7 лет.

Использование роботов «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития.

Программа рассчитана на 2 года. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд интересных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Отличительные особенности. Специфика предполагаемой деятельности детей представлена в виде практических занятий и ориентирована на изучение основ робототехники с применением программируемых устройств  и обучающих тематических ковриков. Преимущество данной программы выражено авторским воплощением замысла в автоматизированные модели и проекты, что особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская деятельность.

Цель программы:

Развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам технического конструирования и робототехники.  

Задачи делятся на образовательные, развивающие и воспитательные и реализуются в течение двух лет обучения методом «от простого к сложному». Занятия с роботами помогают дошкольникам осваивать алгоритмику и основы программирования. В свою очередь, алгоритмика и программирование, развивая логическое мышление, выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей. (более подробно задачи представлены на слайде)

ЛогоРоботы Пчёлка и Робомышь - это программируемые мини-роботы, разработанные специально для детей дошкольного возраста, предназначенные для формирования основ начального программирования. Мини - роботы выполняют элементарные команды, с помощью которых осуществляется движение в разных направлениях. Работа с мини-роботами учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.

С помощью мини-роботов юные программисты учатся первым азам в управлении техникой и создании последовательных программ для действия робота: логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию.

Принцип работы у мини-роботов одинаковый. Программа задается путём последовательного нажатия кнопок, каждая из которых соответствует определённой команде. Одно нажатие кнопки это одна команда: «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево». Каждая из команд «Вперед» или «Назад» дает задание на перемещение робота на один шаг, в определенном направлении. Один шаг пчелки равен 15 сантиметрам, мышки – 12 сантиметрам. При использовании команд «Вправо», «Влево» робот не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Команда «Пауза» вызывает остановку робота на 1 секунду. Нажатие кнопки «Пуск» дает роботу команду к началу выполнения заданной программы, при этом робот подает звуковой и световой сигналы и начинает выполнять команды. После завершения выполнения программы необходимо очистить память, в противном случае ЛогоРобот будет повторять ранее заданную программу. ЛогоРобот Пчёлка обладает памятью на 40 шагов, Робомышь - на 30, что позволяет создавать сложные алгоритмы.

В своей работе мы применяем дополнительное оборудование к мини-роботам. Это тематические игровые коврики для ЛогоРобота Пчелка, и игровые поля для Робомыши. Они делают игры с роботами сложнее и разнообразнее.

Хочу вас познакомить с ковриками, которые используются при работе с Умной пчелкой. Это простые плакаты, которые помогают решать образовательные задачи.

Коврик «Цвета и формы» Знакомит детей с геометрическими формами, цветом, размером и положением на плоскости, формирует способности различать и называть формы и цвета, развивает логическое мышление, позволяет в увлекательной игровой форме повторять основные признаки геометрических объектов.

Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур, способствует закреплению знаний детей о домашних животных и их детенышах. 

Коврик «Сказка» позволяет обобщить, закрепить и расширить знания детей о сказках, обогатить словарный запас, развить индивидуальные литературные предпочтения, кругозор детей с помощью игровой задачи; развивает психические процессы: речь, воображение, память, мышление; воспитывает интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Коврик «Город» помогает детям ориентироваться на местности с помощью составления алгоритма, программы управления роботом по определенному маршруту.

Коврик «Зоопарк» создает условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации.

Коврик «Космос» учит последовательному решению поставленной задачи, развивает пространственное мышление и ориентацию в системе координат, способствует увеличению словарного запаса.

Коврик «Алфавит» знакомит детей с буквами и звуками; развивает фонематический слух, внимание, память, мышление; формирует навык в подборе слов на заданную букву.

Но самый вариативный коврик, это базовый. На нём нет изображений, но он разделён на сектора. Один сектор, это 1 шаг Пчёлки. Возможности этого коврика безграничны: он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике.

Набор «Робомышь» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями.

Физическое развитие – построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.

Познавательное развитие – навыки решения задач;

Художественно-эстетическое развитие - пространственное воображение.

Социально-коммуникативное развитие - навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.

Речевое развитие – используется во всех играх с набором.

Робомышь может совершать маневры на любой поверхности. Дети с большим интересом программируют и самостоятельно составляют маршруты для робомыши. Она легка в управлении.

Предлагаю познакомиться с особенностями управления этой игрушкой. Давайте рассмотрим её яркие кнопки управления:

- голубая стрелка - вперед;

- фиолетовая - вправо;

- оранжевая - влево;

- желтая – назад;

- зеленая кнопка– старт;

- красная – звук;

- жёлтая - очистка всех запрограммированных шагов.

 Набор также включает в себя: пластмассовые плитки зеленого цвета для создания игрового поля, арки-туннели, кусочки сыра, перегородки для формирования лабиринта, карты-инструкции с изображением схем лабиринтов, карточки с направлениями движения для создания последовательности пути мыши.

Красочные карты кодирования помогают отслеживать каждый шаг в последовательности. На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота. Карты согласованы по цвету, чтобы соответствовать кнопкам мыши.

Ребенок может играть с роботом как один, так и совместно с другими детьми, что создает условия и для развития коммуникативных навыков.

Цель каждой игры - составить нажатием кнопок управления на корпусе программу для мышонка, позволяющую ему найти, например, заветный сыр.

Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, наши воспитанники учатся ориентироваться в окружающем пространстве. Ведь только правильно направив робота, ребята достигают желаемого результата.

Игры с ЛогоРоботами мы используем как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельную игру.

На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели.

На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. Дети быстро осваивают принцип работы.

И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с Пчелкой и Мышкой, дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

Вывод

Занятия по робототехнике с наборами «Умная Пчела» и «Робомышь» обеспечивают реальное SТЕМ обучение для детей дошкольного возраста, позволяют заинтересовать и увлечь детей с юных лет такими областями науки, как технология, инженерия и математика.

Дети поэтапно знакомятся с техническим творчеством: от элементарного конструирования постепенно переходят к алгоритмике, а только потом - к программированию.

Зачем это детям? Польза алгоритмизации для детского развития очевидна. Это:

  • умение планировать этапы и время своей деятельности;
  •  умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;
  •  мотивация к глубинному пониманию современных «гаджетов»;
  • навыки рассуждения и коммуникации;
  •  становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий.

Роботы помогают детям развивать речь, улучшать математические навыки и умение ориентироваться в пространстве. Применение ЛогоРоботов возможно в любой образовательной области и зависит лишь от поставленной образовательной цели педагога и конечного результата, на который будет направлена работа с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Этот удивительный мир рыб"

Исследовательский проект учащегося 3 класса. Тема исследования: изучение строения и особенностей рыб. Во время работы ребёнок проводил опыты, наблюдения, участвовал в экологических акциях....

"Этот удивительный мир бумаги."

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов. Отчет о работе кружков: "Умелые пальчики" и "Веселая мастерская."...

Этот удивительный треугольник

В течении года мы с ребятами проводили исследования на различные темы. Одной из тем была "Этот удивительный треугольник".На протяжении месяца они находили треугольник везде и итогом стал классный час ...

Этот удивительный русский язык

Внеклассная работа по русскому языку в 3-ем классе. Здесь подобран богатый и интересный материал....

Урок окружающего мира в 1 классе с использованием ЭОР «Этот удивительный мир»

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: окружающий мир, предметы и объекты живой и неживой природы.Задачи: Научить выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их ...

Клубный час на тему: "Этот удивительный и неизученный мир - космос".

Занятие проводится в группе продлённого дня. Оно посвящено истории освоения космического пространства, знакомит с основоположниками космонавтики. В конце клубного часа ребята принимают участие в конку...

Клубный час на тему: "Этот удивительный и неизученный мир - космос".

Это занятие проводится в группе продлённого дня. Оно посвящено истории освоения космического пространства, основоположникам космонавтики. В конце занятия ребята принимают участие в конкурсах викторины...