Доклад на заседании ШМО на тему: " Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
учебно-методический материал (3 класс)

Елена Андреевна Чебанова

Доклад на тему: " Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на ШМО 32.04 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Сергиево - Посадский г.о. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15»

ДОКЛАД

на тему:

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

Подготовил: учитель начальных классов

Чебанова Е. А.

2022 г.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

С внедрением в систему образования ФГОС НОО изменились цели и задачи стоящие перед учителем. Современное образование ориентировано на формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную задачу, формулировать алгоритм её решения, оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. ФГОС ставит задачу формирования у младших школьников учебной мотивации, развитие у них универсальных учебных действий, что предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

В педагогической литературе учебно-познавательная деятельность рассматривается как взаимопроникновение учебной и познавательной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Основной чертой учебно-познавательной деятельности является то, что она требует научения знаниям, умениям и мышлению.

В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты:

- сосредоточение внимания ученика на учебной ситуации;

- ориентировка его в деятельности;

- постановка цели деятельности;

- выполнение учебных действий;

- контроль и корректировка учебных действий;

- оценка полученных результатов.

С первых учебных дней школьники включаются в учебно - познавательную деятельность, при организации которой важно: привить младшему школьнику потребности и навыки самостоятельного пополнения знаний; развитие умений и навыков логически рассуждать; развитие познавательных способностей учеников и умений использования всех источников познания.

Таким образом, перед нами стоит задача: организовать такие условия, чтобы учебно-познавательная деятельность младших школьников осуществлялась полноценно, и, способствовала развитию всех сфер. Очевидно, что прочные знания, умения и навыки формируются у младших школьников только при наличии определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос о том, как процесс обучения сделать ярким, увлекательным, без принуждения.

Педагог-новатор В. В. Волина утверждает, что «когда учиться интересно, легко учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал…» Очевидно, что для осуществления этих задач целесообразно учебно-познавательную деятельность использовать во взаимодействии с игровой деятельностью, которая позволяет возбуждать интерес к знаниям, делает обучение увлекательным.

При подборе и проведении игр необходимо учитывать следующие требования:

  • Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  • Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей
  • Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения
  • Необходима продуманность системы оценивания за участие и результат игры
  • При проведении игры большое значение имеет динамичность, эмоциональная привлекательность.
  • Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
  • Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
  • По окончании игры необходимо проведение обсуждения хода игры и ее итогов.
  • Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.

По характеру различают обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, творческие, коммуникативные профориентационные игры;

По количеству участников – индивидуальные, парные, коллективные, массовые игры;

По виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, психологические игры;

По форме – путешествия, поручения, соревнования, предположения, загадки, беседы, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, предметные, коллективные дидактические, компьютерные игры;

Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игровых действиях, становится близким ребенку, радуют его. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. В них используются всевозможные способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью.

Игры – поручения проще по содержанию и короче по продолжительности. Игровая задача и игровой действие в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино вставить пропущенные буквы», «Помоги Незнайке найти закравшиеся ошибки», «Научи Дракошу отличать живые и неживые природные богатства» и т.д.

Игры – предположения «Что было бы?», «Подорожник – сорное или лекарственное растение?», «Компьютер – друг или враг?», «Шоколад - вредно или полезно?». Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Ученики высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Эти игры способствуют развитию интереса к исследовательской работе.

В основе игры-беседы лежит общение детей с педагогом, её ценность заключается в предъявлении требований к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Чаще всего игры-беседы проводятся на уроках литературного чтения и окружающего мира. Они воспитывают умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Основным средством игры-беседы является слово, результатом – удовольствие, полученное детьми.

В силу своих возрастных особенностей ученики начальной школы очень любят игры-соревнования: конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов. Самыми распространёнными являются викторины: «По страницам произведений», «В сказочной стране», «Однажды Лебедь, Рак и Щука», «Геометрическое ассорти» и т.д.

Виды игр для детей очень разнообразны. В учебной деятельности они могут применяться в качестве самостоятельной технологии, как элемент общей технологии, в качестве урока, о чем я говорила выше или на определенном этапе урока. Это разного вида «Логические разминки», игры «Да – нет», «Магические квадраты», «Картинные диктанты», ребусы, кроссворды, «Кто быстрее», «Назови целое» и т.д.

Достоинства игровых технологий неоспоримы:

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
  • игра повышает прочность полученных знаний, практически у всех учащихся класса повышает интерес к предмету;
  • игра позволяет развить специальные способности к знаниям, гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания;

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной.

Преобладая на всех уроках в начальной школе, игровая деятельность формирует познавательный интерес к уроку.

Интересно проходят уроки соревнования, когда класс делится на группы, а я предлагаю детям различные конкурсы с определенными условиями. Так в игре «Раз – словечко, два – словечко» ребята называли одним словом словосочетания, объясняли афоризмы, вставляли в слова пропущенные буквы, составляли по теме как можно больше слов, определяли из 5 слов лишнее, по наводящим вопросам угадывали слово «Устами младенца», исправляли ошибки в пословицах. Завершилась игра конкурсом «Обгонялки».

«Литературная баталия в Читай-городе по произведениям Н. Носова» развивала логическое мышление, внимание, память, акцентировала внимание на деталях прочитанных произведений. Класс разделился на 4 команды, каждая группа получила отличительные знаки. Задача игры – пройти все рубежи, отмеченные на карте «Читай – города», дойти до площади Знатоков и установить флажок своей команды. Ребята прошли Библиотеку, улицу Кроссвордную, парк Литературных героев, музей Забытых вещей, Дом творчества, замок Незнайки и попали на площадь Знатоков произведений Носова. Здесь на штурм пошли самые активные члены команд. Команда-победительница прикрепила свой флажок и была награждена и Дипломами, а лучший знаток произведений получил медаль и сертификат.

Повторить нумерацию чисел в пределах 20, развивать умения составлять выражения и находить их значение, составлять и решать составные задачи несколькими способами, чертить и различать фигуры по их признакам, - дети смогли, соревнуясь по пути к домикам поросят: Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа, чтобы спасти их от Серого волка.

В «Магазине Головоломок» продукцию можно было купить в обмен на знания. «Продукция» была разложена по отделам. Каждая группа посетила все отделы, выбирала понравившуюся продукцию, но оставить себе могла, если правильно выполнила задание.

«Счастливый случай», «Математическая лихорадка», «Орфографический бой» - вот далеко не весь перечень проводимых мною игр-соревнований. Игры-соревнования – это всегда праздники, когда активны все ученики, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные связи. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету.

В качестве современных средств обучения начинаю применять в своей практике компьютерные игры. Вызвала огромный интерес у детей компьютерная игра «В гостях у феи Осенины», «Умники и умницы» по творчеству Г. Х. Андерсена. Игровые программы основаны на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового, соревновательности. Быстродействие, большая емкость памяти, легкость использования предоставляемой информации, делают компьютерные технологии идеальным средством для дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. И...

Доклад на тему «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»...

Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме  Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»....