Консультация «Здоровьесберегающие технологии с детьми школьного возраста для формирование ЗОЖ»
консультация (1 класс)

Солдатова Раиса Николаевна
Школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2023.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Частное Образовательное Учреждения

РЖД Лицей№10

Консультация

«Здоровьесберегающие технологии с детьми школьного возраста для формирование ЗОЖ»

                                                                           

                                                                            Выполнила: Солдатова Р.Н

                                                                2023г

                                                                                               

«Здоровьесберегающие технологии с детьми школьного возраста для формирование ЗОЖ»

Школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей школьника.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Задачи:

1. Формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

2. Воспитать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.

3. Создать здоровьесберегающую среду на уроках.

4. Обеспечить преемственность дошкольного и семейного воспитания путём активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс (приобщение родителей к традициям в школы).

В своей работе я использую разные формы здоровьесберегающих технологий: утреннею гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассажа, физкультминутки, подвижные игры, гимнастика после сна, пальчиковые игры, динамические паузы и т. д.

Виды здоровьесберегающих технологий в школьном образовании:

  • Медико-профилактические;
  • Физкультурно-оздоровительные;
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • Валеологического просвещения родителей;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе.

Медико-профилактические технологии в школьном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала школы в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

  1. организация мониторинга здоровья школьников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  2. организация и контроль питания детей .
  3.  физического развития школьников, закаливания;
  4. организация профилактических мероприятий в школе.
  5. организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды в школе.

Физкультурно-оздоровительные технологии в школьном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья школьников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры школьников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья школьников.

Цель: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка -технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка школьника.

Основная задача этих технологий-обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе школы.

Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий обеспечение валеологической образованности родителей  и учеников  школы.

Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Физкультминутки - повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Проводятся мной по мере во время самоподготовки, занимательной беседы( киноурок и т,д). Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений по типу логоритмики, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, в виде танцевальных движений и игровых упражнений. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры - как часть физкультуры, на улице, в спортивном зале - малой, средней и высокой степени подвижности.

Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика - повышает работоспособность головного мозга; развивает внимание, память, воображение; способствует развитию пространственного мышления; снимает тревожность.

 Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). 

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с дошкольного возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Это один из приемов оздоровления детей, целью является профилактика нарушений зрения школьников, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей школьного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Гимнастика после сна( с ночующими детьми) - которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Ежедневно, по окончании ночного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.

Утренняя гимнастика - цель утренней гимнастики - создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, хождение на пятках, на внутренней стороне стопы. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут.

Внедрения здоровьесберегающих технологий в свою работу я разделила на три этапа:

Этапы реализации:

1. Подготовительный (теоретический)

2. Практический (реализация)

3.Образовательная деятельность с детьми

4. Обобщающий (подведение итогов) 

Проводим с детьми уроки здоровья, на которых дети учатся заботиться о своем здоровье, у детей формируется представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни, что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его нужно беречь, сохранять и поддерживать, при этом развивается познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать и делать умозаключение.

 У меня в группе имеется картотеки игр и упражнений здоровьесберегающих технологий: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей дошкольного возраста», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры».

Проводились разные образовательные деятельности:

Открытое развлечение «Путешествие в Африку»

Разработка конспекта «Полезные и вредные продукты»

Физкультурное развлечение «Путешествие в Страну здоровья»

Подборка и оформление дидактических и сюжетно-ролевых игр.

         Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч», « Футбол» «Найди флажок», «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Через ручеек»; игры с метанием: «Целься точнее» и др.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у школьников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, в своей работе широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений:

  • Бег и ходьба;
  • Прыжки;
  • Метание, бросание и ловля мяча;
  • Упражнения на полосе препятствий.

     Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физического развития, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

Для поддержания микроклимата в нашем классе постоянно проводится кратковременное проветривание перед уроками, влажная уборка и сквозное проветривание в отсутствие детей.

Работа с родителями

Ни для кого не секрет, что семья и школа - две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Одна из проблем с которой сталкиваюсь в своей работе это то, что все воздействия по физическому оздоровлению ребенка в школе теряют свою эффективность в период длительного пребывания детей дома. Особенно остро данная проблема стоит в праздничные дни, в отпускной период:, сокращается ночной сон в связи с просмотром телепередач, игр с компьютером и другими гаджетами и т.п. Редко в какой семье имеется хотя бы маленький спортивный уголок. Дети мало общаются со сверстниками, мало играют в подвижные игры во дворе, редко бывают на природе. Всё это создаёт предпосылки к перенапряжению нервной системы, а хроническое недосыпание, утомление отрицательно влияет на физическое и нервно-психическое развитие школьников.

Если заболевают дети в моём классе, то я замечаю, что в большей части это происходит после выходных дней. Все эти проблемы требуют большой разъяснительной и просветительской работы с родителями.

Для повышения родительской компетентности я провожу беседы с родителями о профилактике здорового образа жизни школьников. Н страницах вайбера  располагаю статьи о формировании гигиенических навыков у детей, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала папки передвижки, консультации для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания в реке на море.

  • Индивидуальные беседы с родителями по ЗОЖ.
  •  В  вайбер:консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в школе».
  • Выставка литературы и наглядного материала для внедрения                              здоровьесберегающих технологий.
  • Индивидуальные беседы «Что нужно знать о закаливании?».
  • Родительское собрание «ЗОЖ».

Таким образом, ценности здоровьесберегающих технологий можно рассматривать как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. Так же можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические приёмы коррекционной работы с детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Характеристики педагогических методов и приемов в коррекционной работе с школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми школьного возраста

Повторение нумерации чисел в пределах 1000 и соответствующих случаев сложения и вычитания...

Развивающие возможности технологии ЛЕГО - конструирования в работе с детьми школьного возраста в условиях реализации обновленного ФГОС

Выступление на августовской конференции. Данный доклад показывает о необходимости развивать детей с помощью конструктора "Лего"....