«Оценка деятельности общеучебных умений и навыков для детей с овз»
статья (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования м развития «Особый ребенок» город Смоленска»

 

 

 

 

 

Выступление на методическом объединении учителей надомного обучения

«Оценка деятельности общеучебных умений и навыков для детей с овз»

 

 

 

 

доклад подготовила

учитель первой категории

Епифанова Т.А..

 

 

 

 

 

 

 

                                               Смоленск 2021

 

  

  Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

    Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

   Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

        Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д.                                

Препятствием  созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему

должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Преемственность - это связь между предыдущими и последующими этапами образования с сохранением прошлого опыта. Создание системы непрерывного обучения для детей с ОВЗ - задача важная, так как обусловлена особенностью психических нарушений обучающихся.

Основные принципы, положенные в основу построения преемственности в обучении детей с ОВЗ:

-принцип интеграции содержания дошкольного образования в начальное и начального в среднее образование;

-принцип гуманизации, означающий личностно - ориентированный подход к детям с ОВЗ;

-принцип системности, означающий непрерывность по реализации учебных программ;

-принцип учета индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ;

-принцип преемственности дошкольной ступени образования, начальной школы и средней школы, позволяющий безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой.

             Преемственность в системе коррекционных учреждений.

Преемственность с точки зрения ДО-это ориентация на требования школы: формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. В дошкольных коррекционных учреждениях- это еще и коррекция недостатков психических процессов развития и физических недостатков воспитанников.

Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. Подготовка дошкольника к школе – комплексная задача. В коллективе работают квалифицированные специалисты: педагоги, психологи, логопеды, обеспечивающие базисное развитие способностей ребенка с ОВЗ, и все равно поступление дошкольника с ОВЗ в школу является большим стрессом для ребенка. Начальная школа, используя опыт детского сада способствует дальнейшему его обучению и воспитанию. Школа – преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с нуля, а подхватывает умение дошкольника, организуя его обучение и воспитание.

Цель преемственности КОУ:

-объединение усилий педагогического коллектива для снижения дезадаптации у школьников с ОВЗ;

-повышение их эмоционального благополучия;

-сохранения здоровья;

- дальнейшая коррекция недостатков развития.

Преемственность в коррекционном образовательном учреждении ( КОУ) Решает следующие задачи:

-осуществление выполнения непрерывности образовательных программ. (Для учащихся с ОВЗ 8 вида существует «сквозная программа» для младшего, среднего и старшего возраста под редакцией Воронковой).;

- формирования структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

- осуществление единых требований к структуре урока;

- организации преемственности между педагогами-предметниками КОУ;

- организации работы с родителями.

Обучение детей в начальной школе проводится, как правило, в основном одним учителем, в хорошо оборудованном кабинете. Обучающиеся с ОВЗ характеризуется стойкими нарушениями и недоразвитием психических процессов. У них недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей, завышена самооценка, у многих детей есть физические недостатки. В начальной школе созданы все условия для успешного развития обучающихся (медицинское сопровождение, занятия с логопедами и психологами, посещение развивающих кружков и секций) – это способствует корректировки умственных и физических нарушений.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы является одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Не следует забывать, что пятиклассники – это уже не младшие школьники, а младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить с учетом этого возрастного периода.

Для осуществления преемственности- начальная школа – средняя школа предполагаются следующие мероприятия:

-входная диагностика;

-ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода в пятом классе;

-выявление психологических проблем класса;

-изучение индивидуальных особенностей учащихся.

Что делается учителем-предметником, для того чтобы смягчить переход учащихся с ОВЗ в среднюю школу? Подготовка учителя-предметника к приему детей должна начинаться со знакомства с учителем начальной школы. На протяжении всего учебного года изучаются психологические возможности детей 4 класса. Кроме этого осуществляются знакомства с личными делами, совместно с учителем начальной школы составляется психолого-педагогические характеристики на каждого ученика, разрабатывается программа на адаптационный период, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Желательно периодически посещать уроки в 4 классе, составить единый орфографический режим в оформлении письменных работ.

В 5 классе проводится родительское собрание «Адаптация обучающихся в средней школе». Традиционно проводится осенний педсовет по вопросам преемственности.

Очень важным представляется взаимное сотрудничество среди педагогов-предметников, работающих классах 8 вида, и оказание им помощи в вопросах понимания особенностей психических процессов детей с ОВЗ. Коррекция деятельности педагогов среднего звена должна быть направлена на создание комфортных условий обучения учащихся с ОВЗ.

В конце учебного года проводится родительское собрание с участием педагогов, работающих в 5 классе для подведения итогов по преемственности, определения трудностей и путей и их решения.

Сегодня понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность же в работе педагогов является одним из факторов повышения эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.


 

Литература

  1. «Концепция образования детей с ОВЗ в образовательном пространстве Санкт – Петербурга» от 05.05.2012г.
  2. Перова М.Н. «Преподавание математики в коррекционной школе», Москва, « Просвещение», 2013г.
  3. Письмо МО и науки РФ от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Общеучебные умения и навыки школьников

Представленный материал содержит классификацию ОУУН школьников, рекомендации по развитию ОУУН....

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую инфо...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...