Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха
материал (4 класс)

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания детей. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад

на тему:

«Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания детей. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Виссарион Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласиться со словами В.Г.Белинкого, так как художественно слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей. Произведения художественной литературы способствует формированию у детей нравственных мотивов культурного, поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть детям сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступком. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Формирование нравственных представлений у глухих и слабослышащих детей затруднено из-за ограниченности речевого общения, поэтому практический нравственный опыт обучающихся необходимо формировать в тесной связи с развитием их речи. Для детей с нарушением слуха восприятие рассказа протекает с большими затруднениями.

Целью обучения школьника с нарушением слуха в первую очередь становится формирование его мышления и речи, воспитание у него бытовых навыков. Формированию простых, жизненно необходимых представлений, отражающих взаимоотношения людей, отношение к природе, животным, элементарные понятия о добре, справедливости, дружбе, развитию эмоциональной восприимчивости неслышащего ребенка уделяется недостаточно внимания. Это наносит ущерб процессу становления личности, ее нравственному воспитанию.

Роль чтения для детей с нарушением слуха как важнейшего средства их нравственного воспитания подчеркивала Бронислава Корсунская. Созданные ею тексты (книги для чтения, адресованные детям с нарушением слуха, «Читаю сам», ч. 1-3) отражают различные сюжеты, связанные с деятельностью детей и взрослых и направленные на формирование понимания поведения взрослых и детей, его оценки, овладения такими понятиями, как «добрый», «заботливый», «трудолюбивый», «обманщик», «жадный».

Программа формирования речи детей с нарушением слуха предусматривает обучение чтению с трёхлетнего возраста. Именно самостоятельное чтение, понимание контекстной речи в значительной мере призваны восполнить ребенку то, что лишает его нарушение слуха.

Рекомендуется выделять повышением или понижением голоса опорные слова текста. Даже в том случае, если дети не воспринимают эти слова на слух, несколько изменившаяся артикуляция. Необходимо привлекать и так называемые естественные жесты. Жесты должны быть понятны детям. Сюжетный рассказ выступает в качестве основного средства в сложном процессе формирования нравственных представлений, на основе которых формируется и культура поведения ребенка. Основной словарь текста должен быть знаком детям. Педагог может проверить знание детьми необходимого минимума слов с помощью различных дидактических игр, на разных занятиях и непосредственно в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Лепбук как средство экологического воспитания обучающихся с нарушениями слуха»

Комплекс экологических знаний осваивается без особых усилий, если знания преподносятся в увлекательной форме....

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, по...

Доклад «Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»

laquo;Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»...

Использование мелодраматизированных сказок как одно из средств формирования у обучающихся с нарушениями слуха социально-личностных компетенций.

Особое место в формировании социально-личностных компетенций у младших школьников с ОВЗ занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают:-  навыки этических норм...

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха»

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха» разработана д...