Инновационные методы обучения на уроках в начальных классах
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс)

Мазуренко Мария Александровна

Инновационные методы обучения в школе - не просто овладение некоторым объёмом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, научение ребёнка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впоследствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способность эффективно действовать.В данной работе представлен опыт работы на уроках в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie_innovats.docx36.16 КБ
Файл innovats.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы обучения на уроках

в начальных классах

       Инновационные методы обучения в школе – не просто овладение некоторым объемом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, научение ребенка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впоследствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способность эффективно действовать.

Инновационные методы, применяемые в обучении включают активные и интерактивные формы. (слайд)

 

Традиционные

Инновационные

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные.

Групповые, коллективные.

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные.

Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

Ведущий тип деятельности

Репродуктивный, воспроизводящий.

Продуктивный, творческий, проблемный.

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций.

Организатор сотрудничества. консультант

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

      Если провести сравнительный анализ  методов обучения, то бесспорно, выясняется, что инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными.  Они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений, способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.

Методы обучения разделяют на три группы: (слайд)

Методы организации.

  1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
  2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
  3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы

Методы контроля.

1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

Методы стимулирования.

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

Одно из ведущих мест занимает 

Проблемно-диалогическая технология (слайд).

Она включает в себя использование проблемных методов.

Это может быть:

Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

(слайд). Эти методы можно использовать на разных этапах урока. Я В своей практике я тоже использую проблемные методы. Допустим на уроке

       Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.

      Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.    

      Эти методы можно использовать на разных этапах урока.  В своей практике я тоже использую проблемные методы. Допустим на уроке русского языка в 4 классе (слайд)

      Или на уроке математики.  Учащимся предлагается практическое  задание  , с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание  не похоже на предыдущие.

     1) Например,  при ознакомлении с решением примеров с переходом через десяток в 1 классе на этапе актуализации знаний или во время устного счёта можно предложить детям решить цепочку примеров. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?» 

2)- На  доске дан ряд чисел. (слайд)

- Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

(дети легко справляются с этим заданием, способ выполнения которого уже известен).

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

 (дети испытывают затруднение).

- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же это задание не получилось?

- Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия).

- Какова же будет тема нашего урока?

Ученики:

Умножение двузначного числа на однозначное.

Следующий метод  проектов

Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью

Основные этапы проектной деятельности

  • Выбор темы проекта.
  • Работа с разными источниками.
  • Выбор формы предъявления проекта.
  • Работа над проектом.
  • Оформление результатов.
  • Защита проектов.

        В своей практике , начиная с первого класса. также использую метод проектов.

              Первые  проекты  моих первоклассников были  посвящены темам «Моя семья», «Мои домашние питомцы». «Загадки». Защита проходила в присутствии своих одноклассников.  Проекты оформляли по - разному, кто - то в бумажном варианте, а кто-то использовал страницы  печатной рабочей тетради. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набираются опыта, развивается их речь, память, учатся  оценивать себя и выступление одноклассников.  После изучения алфавита мы выполнили коллективный проект «Живая азбука».  Дети делали портрет любимой буквы. Подбирали слова на эту букву, придумывали предложения. Каждый из них представил свою букву.  Ко Дню Защитников отечества дети выполнили индивидуальные проекты «Мой папа в армии служил» (слайд)

Метод дискуссии

  • Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака Допустим, на уроке чтения

Метод незаконченного рассказа. Его можно использовать в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Как дальше будут развиваться события

.

Прием технологии критического мышления"Кубик Блума"

  • разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.           
  •     Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
  • Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
  •          Назови.          
  •          Почему.
  •          Объясни.
  •          Предложи.
  •          Придумай.
  •          Поделись.
  • Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
  • Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»: 
  • А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;
  • Б) беседа по содержанию сказки;
  • В) «кубик Блума»:   
  • НАЗОВИ              главных героев сказки
  • ПОЧЕМУ            старик отпустил золотую рыбку?
  • СРАВНИ              старуху и рыбку
  • ПРЕДЛОЖИ       как поступить старухе  после того, как она опять осталась
  •                                у разбитого корыта?
  • ПРИДУМАЙ       имена старухе и старику
  • ПОДЕЛИСЬ        какие чувства у тебя вызывает  старик?

Вывод    урок, проведенный с применением инновационных технологий, методов, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и,  самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные методы обучения на уроках в начальных классах

Слайд 2

Традиционные Инновационные Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем Формы организации Фронтальные, индивидуальные. Групповые, коллективные. Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные. Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный. Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций. Организатор сотрудничества. консультант Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Слайд 4

Проблемно-диалогическая технология Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений

Слайд 7

6, 8, 9, 5, 13 Умножить на 7

Слайд 8

метод проектов Основные этапы проектной деятельности Выбор темы проекта. Работа с разными источниками. Выбор формы предъявления проекта. Работа над проектом. Оформление результатов. Защита проектов

Слайд 10

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Слайд 11

Работа в группах

Слайд 12

Методы начала урока Метод дискуссии Метод незаконченного рассказа Игровые технологии Проектная деятельность Технология развития критического мышления ИКТ технологии Здоровье-сберегающие технологии Методы подведения итогов

Слайд 13

ВЫВОД: Урок, проведённый с применением инновационных технологий, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их самостоятельную работу и, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы обучения в УМК "Планета знаний"

Статья о инновационных методах обучения используемых в учебно методическом комплекте "Планета знаний"....

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.

Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....

Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению

В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов  выведения в образы учебного материала....

Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.

Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проек...

Выступление на тему "Инновационные методы обучения"

В материале представлены современные методы обучения в начальной школе....

Технология «Перевёрнутый класс» - инновационный метод обучения

Из пассивного участника получения знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я са...