Доклад на тему: "Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам»
статья

Попова Инна Викторовна

Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: "Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам»

       Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам.

     ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты, разработанные и утвержденные Минпросвещения. Они служат основой для учебников и методических пособий, а также полностью регулируют учебный процесс в современных школах.

    Обновлённые ФГОС начального (НОО), основного (ООО) и среднего (СОО) образования вступили в силу с начала 2022-2023 учебного года.

Это уже третье поколение подобных нормативных документов — первое было принято еще в начале 2000-х, а второе — в период с 2010 по 2012 годы. Сегодня внедрение обновленных стандартов продолжается.

Анализ ФГОС НОО третьего поколения позволяет понять его специфику и отличия от образовательных стандартов предыдущих поколений.

Особенности обновленных ФГОС начального образования

     ФГОС 2022 года — это усовершенствованные версии предыдущих образовательных стандартов, в которых более детально проработаны требования к процессу и итогам учебной деятельности. Следовать им должны все школы РФ.

     Новый стандарт для начальной школы, как и прежние ФГОС, представляет собой комплекс условий, которые необходимо выполнять в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования.

     Однако целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени.

    Отличительной особенностью нового стандарта является отказ от традиционной трактовки результатов обучения как набора ЗУН. На первый план вышли реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к моменту окончания начальной школы.

   Иными словами, теперь важно не само знание как таковое, а умение применить его на практике в дальнейшей учебной деятельности или в жизни.

Новый стандарт вводит и конкретизирует понятие универсальных учебных действий.        В рамках программы их формирования ученики осваивают постановку целей, выбор методов и средств для ее достижения, а также учатся самоанализу своей деятельности и эффективному взаимодействию в процессе учебы.

Выделяют 4 вида УУД:

1.   Личностные (направлены на понимание личной ответственности школьника за результат обучения).

2.   Регулятивные (учат постановке целей, выбору методов, средств и форм ее достижения, самоанализу и корректировке своей деятельности).

3.   Познавательные (направлены на формирование навыка поиска информации, ее анализа, классификации, выстраивания гипотез, нахождения причинно-следственных связей, доказательств и выводов).

4.   Коммуникативные (формируют навык эффективного сотрудничества школьников друг с другом и с наставником, принятия ответственности за те или иные решения, контроля и корректировки своего поведения).

     Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных школьных дисциплин.

     В основе новых ФГОС 2022 года как начального, так и остальных ступеней школьного образования лежит системно-деятельностный подход. Его суть заключается в том, что ученику отводится место равноправного участника познавательной деятельности.

   Для реализации данного принципа используется широкий спектр педагогических приемов, методов и технологий — в частности, метод проектов или метод проблемного обучения.

Активное участие школьников во всех этапах урока от целеполагания до рефлексии развивает их творческое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствуя тем самым становлению гармоничной личности.

Стандарт включает в себя требования к структуре учебного плана, к условиям его осуществления в современной школе, а также к результатам обучения. Программа начального общего образования рассчитана на 4 года.

      ФГОС НОО 2022 года разработан с учетом возраста и индивидуальных особенностей младших школьников и расценивает усвоенный ими материал как базу для образования на последующих ступенях.
Из требований к результатам обучения проистекают требования к структуре образовательной программы начального образования.

    Она включает в себя пояснительную записку, планируемые итоги освоения программы, базисный учебный план, программу формирования УУД, рабочие программы отдельных дисциплин и курсов и другие пункты.

Для разработки рабочих программ по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в помощь учителю на ресурсе edsoo.ru разработан конструктор рабочих программ.

     До 2022 года, когда вступили в силу новые образовательные стандарты, каждая школа вправе была самостоятельно выбирать программы по учебным дисциплинам, в то время как новые ФГОС НОО делают подготовку учащихся на всей территории России унифицированной.

В этом состоит их преимущество — предполагается, что благодаря такой унификации школьники не будут испытывать затруднений при переходе из одной школы в другую.

Кроме того, результаты образования привязаны к конкретным практическим навыкам и полностью отвечают требованиям времени.
Иными словами, выпускник начальной школы переходит на следующую ступень не просто с багажом информации в голове, но и умеет применять полученный опыт в дальнейшей учебной деятельности и в жизни.

Особенности внеурочной деятельности в новых ФГОС НОО

Анализ ФГОС начального общего образования должен включать в себя рассмотрение не только работы на уроках, но и внеурочной деятельности учеников начальной школы. Она в новых стандартах 2022 года реализуется по нескольким направлениям:

  • спорт и здоровье;
  • морально-нравственное развитие;
  • умственное совершенствование;
  • привитие общекультурных ценностей, и др.

При наполнении внеурочной деятельности содержанием необходимо учитывать мнение родителей учащихся.

В качестве внеурочной деятельности могут рассматриваться:

  • консультации со слабоуспевающими и одаренными детьми;
  • углубленное изучение той или иной дисциплины;
  • студии и секции по разным направлениям;
  • экскурсионные мероприятия;
  • мероприятия научно-практической направленности, творческие вечера;
  • олимпиады;
  • спортивные состязания;
  • внутришкольные творческие и научные объединения;
  • научно-исследовательская и проектная работа.

Вся работа по организации внеурочной деятельности должна найти отражение в образовательной программе учреждения.

Внеурочная деятельность, согласно новым стандартам, не должна входить в разрешенную нагрузку младших школьников, а ее чередование с основными уроками администрация школы должна согласовывать с родителями.

Требования к педагогическому персоналу

Анализ ФГОС НОО 2022 года показывает, что изменения в работе школ коснутся не только учеников и их родителей, но и педагогический персонал. Основное нововведение касается необходимости использовать в своей работе цифровые образовательные ресурсы.

Также учителя обязаны:

  • постоянно повышать свое мастерство и квалификацию путем прохождения онлайн-курсов;
  • активно использовать на уроках цифровой контент;
  • разрабатывать практические и лабораторные работы с использованием интерактивного электронного контента (симуляторов, виртуальных лабораторий и др.).

При том столь активное использование цифровых технологии обязательно должно быть обосновано в рабочих программах. Иными словами, все учебные методики должны быть приспособлены к IT, и это одно из главных профессиональных качеств современного педагогического работника.

В век цифровых технологий и искусственного интеллекта ограничиваться при разработке урока только лишь учебником, доской и мелом, как минимум, недальновидно. А инновации, которых вводит новый ФГОС, делают процесс обучения интересным и эффективным.
Активная работа с цифровыми технологиями, интернетом, информацией должна быть безопасной. Именно поэтому учитель должен стремиться привить своим подопечным навык безопасного поведения во Всемирной паутине, этики интернет-общения и толерантности.

Цифровые компетенции современного учителя выходят на первый план. Они очень важны, потому что позволяют принести пользу всем сторонам учебного процесса: учителю — усовершенствовать свою методическую базу, а ученикам — открыть множество новых возможностей для успешного освоения материала.

   Приготовила: ____/Попова И.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"

Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....

Доклад: "Требования к результатам начального образования в рамках стандарта нового поколения"

Участие в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Новые требования к результатам начального образования. Этапы усвоения обязательного программного материала...

Доклад на тему: «Отличие стандартов нового поколения».

Все школы перешли на стандарты 2 поколения, но штобы по ним работать, надо знать их отличие от старых....

Доклад по теме «Обновлённый ФГОС НОО III поколения. Основные черты и отличия от стандартов предыдущих поколений. Требования к педагогам»

Целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени....