Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя начальных классов МОУ «Архангельская СШ» Шатковского района Нижегородской области Мартемьяновой Е.И.

На тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка.

Задачи:

Обучающие:

раскрыть значимость приемов «Ассоциации»,  «Значение слова», «Речевая разминка», «Синонимы»,  «Тема в разных позициях», «Отсроченная загадка», «Доскажи словечко» ; 

  • дать рекомендации педагогам по использованию данных приемов на разных этапах урока русского языка.

Развивающие:

  • популяризировать инновационные идеи, технологии, находки педагога;
  • повышать эффективность образовательного процесса, путём использования приемов работы.

Воспитательные:

  • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: 

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение педагогами представления о творческих приемах по формированию читательской грамотности;
  • внедрение в образовательный процесс преподавателей методов и приёмов активизации речевых способностей детей на уроке русского языка.

Ход мастер–класса

       Слайд 1    При использовании на уроках литературного чтения и русского языка различных  форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, являющиеся важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовыми предметами  для этого являются уроки литературного чтения и русского языка.

     Мною были изучены разные приёмы формирования читательской грамотности.

    Слайд 2 Покажу это  на примере одного  урока русского языка при изучении раздела «Слово в языке и речи» тема «Однозначные и многозначные слова» 2 кл. УМК «Школа России»( скан страницы 2 кл.стр.47-48

Слайд 3 (ассоциации) Первый прием «АССОЦИАЦИИ» Применение данного приема на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления детей. 

Слайд 4 ( страница учебника) Уважаемые коллеги, закройте, пож-та,  глаза и представьте себе ассоциации, которые возникнуть при назывании  слова ЕЛКА

-Что вы себе представили, когда услышали это слово?

-Правильно, ёлку в лесу, елку красиво украшенную  на празднике, елку у дороги и тд.

-А как можно ее назвать другим словом? (дерево.

-Т.е. во всех примерах мы представили Дерево, значит у слова ЁЛКА сколько значений? -одно значение.

 А теперь еще раз закройте глаза и представьте Иглы. А теперь, что вы себе представили?  

-Да,  иглой  мы шьем, иглы  есть у елки, иглы на спине у  ежика.

-В этом случае, как вы считаете,  эти иглы, которые вы мне назвали, они все имеют одинаковые значения? Нет, иглы для шитья – инструмент, иглы у ели -хвоинки, а иглы у ежа-колючий панцирь, который защищает зверька от опасности.

-Как тогда называются такие слова,  у которых много значений?      Многозначные.

-  Прочтите, пож-та, слово, которое у меня в руках: КОРЕНЬ

-Что вы представили себе, когда прочитали это слово? В Математике-кв.корень, в русском-корень слова, в окружающем мире-корень растения

-Какой большой ассоциативный ряд получился.

-В любом классе есть дети, на которых учитель может опереться, я их называю «Палочки-выручалочки»-они же занимают позицию Экспертов при выполнении сложных заданий. -Поэтому  разбор слова Шляпка предлагаю выполнить Экспертам -является ли это слово многозначным и почему словом ШЛЯПКА названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и часть гвоздя.

Слайд 5 (копилка слов)- При выполнении следующего   задания (упр.60 ,  мы затронули прием

 Слайд 6 «КОПИЛКА СЛОВ»- упражнения, направленные на значение слова, позволяющие расширить знания учащихся о разнообразии лексики русского языка.

Представляю вашему вниманию фрагмент урока с данным приемом.

 ( гиперссылка  

Слайд 7. Упражнения с «СИНОНИМАМИ »- позволяют избежать повторения в речи одних и тех же слов

-Среди слов синонимичного ряда дети не назвали еще одно, не подскажете его? Подумайте, мы часто называем дорогу еще  одним словом, встречается это слово часто в известной скороговорке про Сашу? (ШОССЕ

-Давайте произнесем эту скороговорку  все вместе с утвердительной  интонацией:

Слайд 8  (речевая разминка) Шла Саша по ШОССЕ и сосала сушку

-Мы использовали еще один  речевой прием «РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА»- любимый прием  детей, цель которых -организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.

 

-Чтобы урок   стал продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции.

Слайд 9 Представляю вашему вниманию прием -«ТЕМА В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ», он заключается в организации работы учащихся в парах или небольших группах

- Занятие с фокус группой

Слайд 10- Я попрошу образовать  фокус группу и  разделиться для  выполнения  задания по упр.61.

1 группа-  «Художники»-прочитайте предложения под цифрой 1, найдите многозначные слова и сделайте к ним рисунки.(листы, фломастеры, учебник

2 группа- «Аналитики»-прочитайте предложения под цифрой 2, найдите   многозначные слова, определите их лексическое значение и проверьте себя  по толковому словарю (учебник.

3  группа - «Эксперты»- прочитайте предложения под цифрой 3, найдите   многозначные слова, определите их лексическое значение и запишите еще свои предложения с этим словом , но с другим лексическим значением.(тетрадные листы, учебник

Работа с залом: по произведению М. Зощенко

-А пока моя фокус группа работает, я хочу поговорить вот о чем.  

Не секрет, что современные дети мало читают, они больше заинтересованы современными гаджетами и телефонами, а это напрямую влияет на речевые возможности детей. Чтобы заинтересовать их чтением книг, я использую прием «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА».

-Разберем ее на примере одного  рассказа

Слайд 11 (отрывок рассказа

Когда я был маленький,  (предлагайте свои варианты продолжения фразы)… Щелчок ………….я очень любил мороженое.

И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, ……….у меня прямо начиналось головокружение:……………. до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.

И мы с ней мечтали,………… что вот, когда вырастем большие, будем ……….. кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день.

Но наша мама не позволяла нам его есть……….. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. ..

И вот однажды…

-И что же было дальше вы узнаете, если прочитаете рассказ М.Зощенко «Мороженое и калоши».

Слайд 12. Проверим, как  справились мои помощники фокус группы с заданием.

Художники, прочитайте первое предложение и покажите свой рисунок. Назовите лексическое значение слова Колокольчик в этом предложении (это цветок Щелчок

-Правильно, Это травянистое растение по форме похожее на маленький колокол. 

-Прочитайте второе предложение и покажите свой рисунок. Назовите лексическое значение слова Колокольчик в этом предложении (это медный  звонок Щелчок

-Молодцы, Колокольчик -ударный музыкальный инструмент.

-Аналитики,  какое многозначное слово вы разбирали? (пушистый Щелчок

- Прочитайте первое предложение и какое лексическое значение слова 1 или 2 подходит?

 ( 2-очень мягкий, легкий

Хорошо, и второе предложение прочитайте и объясните (1-покрытый мягким пухом, мягкой шерстью

Слайд13.  Молодцы.И группа Экспертов- какое многозначное слово вы разбирали? (Звезда

-Прочитайте первое (второе) предложение и назовите значение слова Звезда. Щелчок

Звезда-небесное тело, звезда-поделка

 -А теперь ваши предложения с другими значениями (звезда- морская,кремлевская, на пагонах, звезда сцены  Щелчок. .

-Сочетание рассмотренных приёмов и заданий  позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Слайд 14  Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя,  задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».

Слайд 15  В нашей школе ведется кружок функциональная грамотность. Учителями начальных классов была разработана программа, реализовать которую помогают рабочие тетради авторов Буряк М.В., Шейкиной С.А.

Слайд  16  а также берем задания на электронных платформах Яндекс учебника и Учи.ру

 Слайд  17    Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения

Международная программа по оценке качества обучения PISA -  это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем...

Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»

Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности  учащихся на уровне начального общего образования»...

Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности.

В данной статье говорится, что  читательская грамотность является неотъемлемым навыком функциональной грамотности....