«Технологии обучения здоровому образу жизни. Дислексия- болезнь творческих людей»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

Выступление на ШМО  учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО  учителей начальных классов:

на тему «Технологии обучения здоровому образу жизни. Дислексия- болезнь творческих людей»

     Этим неврологическим заболеванием страдают до 17% людей по всему миру. Она влияет на способность мозга обрабатывать графические символы и звучание слов. Однако жизнь с дислексией не является приговором. Чем она отличается от других нарушений и как помочь человеку с этим заболеванием.

Дислексия — болезнь творческих людей. В чем секрет выдающихся художников, композиторов? Что делает человека талантливым или даже гениальным? Однозначно на этот вопрос пока не ответили ни медики, ни психологи, ни философы. Зато мы любим придумывать тайные признаки, по которым якобы можно распознать гения в себе или знакомых.

 Один из них дислексия, которую принято считать болезнью творческих людей. Так ли это на самом деле? Что такое дислексия и как она проявляется?

Так почему же физически и психически здоровые люди с развитым интеллектом не могут обучиться элементарным вещам, доступным любому двоечнику. Однозначного ответа нет и на этот вопрос.

Дислексия: что это?

Данное заболевание является неврологическим и влияет на то, как мозг человека воспринимает письменные материалы, затрудняя распознавание и написание слов. Люди с таким нарушением испытывают трудности с чтением и письмом, им трудно это делать без ошибок. Кроме этого, они могут не понимать, что читают. Обычно это начинает проявляться в детстве: ребенок путает местами слоги, не узнает буквы, которые вроде бы уже выучил, больше угадывает чем читает. Как бы ни бились родители, учителя и даже сам бедняга — прогресса нет. Дислексик перепрыгивает со строчки на строчку, не может увидеть слово целиком и уловить смысл прочитанного. Сплошная мука. Тоже самое бывает и с письмом. Это нарушение называется дисграфией. Такое нарушение почти всегда идет в паре с дисграфией. Дисграфики путают Ш и М, пишут буквы зеркально, почерк у них ужасный, а про грамотность и говорить нечего — ошибка на ошибке.

Дислексию по началу считали своеобразной формой аутизма, но сейчас стало понятно, что люди с этой проблемой не испытываю никаких других трудностей: зрение, слух и речь, а так же воображение и ассоциативное мышление, а так же коэффициент интеллекта, как правило, в норме. Однако несмотря на это, при правильном подходе человек с дислексией способен научиться писать или читать.

Дислексия может передаваться по наследству. Она не является последствием неправильного обучения или воспитания. Кроме этого, заболевание может возникнуть из-за травмы головного мозга. Существует  несколько теорий. Одни ученые считают что дело в мозжечке. Якобы из-за проблем в этой части мозга человек не может соединить буквенный символ и звук . Другие говорят, что сбой происходит на уровне сообщения правого и левого полушария. Третьи грешат на зрение (вдруг дислексик не умеет видеть двумя глазами одновременно?). И еще таким людям сложно концентрироваться, ведь дислекия часто сопровождается гиперактивностью. Но все эти теории сходятся в одной точке — дислексию необходимо лечить и корректировать.

Как распознать дислексию?

Заболевания могут диагностировать в любом возрасте, однако чаще всего это происходит в детстве.

Ребенку с дислексией может потребоваться больше времени, чтобы научиться говорить, к тому же, он может неправильно произносить слова или не различать звуки разных слов. Когда ребенок учится читать, также возникают проблемы. Ему трудно сопоставить буквы со звуками, он не понимает прочитанного. Проблема в том, что иногда взрослые не замечают такую проблему, а считают, что ребенок просто не хочет учиться. На письме ребенок может путать местами буквы или цифры и даже не осознавать этого.

Кроме очевидных признаков, человек с дислексией может иметь проблемы с координацией. Например, ребенку сложно поймать мяч в отличие от его сверстников. Такие дети могут путать правую и левую сторону.

Также людям с данным неврологическим заболеванием бывает трудно сконцентрироваться. А после нескольких попыток что-то прочитать или написать они чувствуют себя морально истощенными.

Что касается последовательности в выражении своих мыслей, то дети с дислексией часто делают это без логики, от чего другим бывает сложно их понять.

Типы дислексии:

Врачи выделяют три основных типа дислексии.

Первичная дислексия передается по наследственности или через новые генетические мутации и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Ее проявления никак не меняются с возрастом. Человек испытывать серьезные трудности с чтением, письмом и правописанием на протяжении всей своей взрослой жизни.

Вторичную дислексию еще называют дислексией развития. Она уменьшается по мере взросления ребенка.

Травматическая дислексия возникает как последствие травмы головного мозга, если задеты зоны, отвечающие за чтение и письмо. Этот тип встречается реже всего.

Кроме трех основных, выделяют еще несколько нарушений, связанных со способностью к обучению. Например, зрительную дислексию. Этот термин используют для обозначения расстройства обработки зрительной информации, состояния, при котором мозг неправильно интерпретирует зрительные сигналы. Также существует слуховая дислексия, при которой у человека возникают трудности с обработкой звуков и речи. Кроме этого, различают дисграфию, когда ребенку трудно держать ручку и управлять им во время письма.

Возможно ли вылечить дислексию?

Лекарств от дислексии нет, однако это состояние можно контролировать и корректировать. Поэтому очень важно диагностировать его вовремя. Можно заранее проконсультироваться с врачами, а также расспросить учителей или воспитателей вашего ребенка об его успехах в чтении и письме.

Если у ребенка диагностировали дислексию, стоит обратиться к специалисту, который составит соответствующую программу обучения. При этом по желанию ученик сможет обучаться как в специализированном учреждении, так и в обычной школе.

Во время обучения можно использовать современные технологии, например, преобразовывать текст в аудиофайлы. Выполнять домашние задания лучше в тихом месте, где нет отвлекающих факторов, а при необходимости использовать беруши. Это поможет решить проблему с концентрацией.

Однако среди дислексиков огромное количество талантливых и известных людей, добившихся успеха и признания в самых разных областях. Ханс Кристиан Андерсон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Владимир Маяковский, Стив Джобс, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Кира Найтли — и что всех их надо было лечить? А зачем если они и так умны и талантливы! Тут стоит обратиться к самой любопытной теории, которая связана не с тем почему возникает дислексия, а с тем, зачем она нужна. О чем она сигнализирует. По мнению некоторых нейробиологов дислексия — это докозательство того, что ты крут с точки зрения эволюции.

Существует мнение, что читать для человека в принципе противоестественно, и если вдуматься это звучит логично. Люди начали разговаривать гораздо раньше чем писать. И наше сознание до сих пор оперирует образами, а не словами. И уж тем более не печатными символами. 2000 лет назад все нормальные люди думали о том, как накормить голодных отпрысков, как убить буйвола и не попасть в пасть ко льву, т.е. о самом насущном — о выживании. И по одной из версии мозг дислексика просто отвергает чтение или письмо как бессмысленное занятие, он занят более сложными задачами. Но не стоит расстраиваться если вам не даются книжки, попробуйте например заняться физикой или писать картины и помните, что эволюция любит вас.

Одним из самых важных аспектов плана лечения является поддержка ребенка. Он не должен думать, что с ним что-то не так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).

  Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения  - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...

Методы и технологии формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус...

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Предмет: окружающий мир.Тема урока: Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. УМК: Школа России 3 класс...

Технологии формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. С одной стороны, в текущем периоде происходит значи...