Мастер-класс "Прием моделирования как способ формирования читательской компетенции младших школьников"
статья

Бурдюг Галина Николаевна

Приоритетная цель обучения литературному чтению -  формирование читательской компетентности младшего школьника. Прием моделирования позволяет быстро  составить  характеристику героев, с помощью моделирования можно свести изучение от простого к сложному, от незнакомого- к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетной целью обучения литературному чтению ставится формирование читательской компетентности младшего школьника.

Читательская компетентность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников Слайд 2. Понятие читательской компетентности изучается в трудах И.В. Зимней, А.А. Вербицкого, А.В. Хуторского и Н.М. Ложкиной Слайд 3.

В современной науке методика обучения чтению показывает, что накопленного опыта преподавания недостаточно для решения противоречия между необходимостью изменений в процессе обучения младших школьников читать и отсутствием развития педагогических условий для формирования читательской компетентности младших школьников.

Моделирование до недавнего времени успешно применялось главным образом в технических исследованиях, однако сейчас без использования этого метода становится немыслимым изучение многих явлений и процессов в других областях знания. В последнее время применение моделирования в обучении приобретает особое значение. В. В. Давыдов отмечал, что: Слайд 4 Модель — это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов. Моделирование — это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. С помощью моделирования можно свести изучение от простого к сложному, от незнакомого- к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

Представим комплекс заданий на моделирование для формирования читательской компетентности младших школьников (см. табл. 1). Слайд 5.

Таблица 1

 Комплекс заданий на моделирование для формирования читательской компетентности младших школьников.

Тема урока

Приемы моделирования

1

Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1. Цепочка событий

2. Обложка книги

3. Блок - схема

2

Тема: В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1. Модель-описания

2. Синквейн

3. Обложка книги

3

Тема: В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

  1. Кластер
  2.  Модель-рассуждение

3. Обложка книги

Прием моделирования активно используется мной на уроках чтения Слайд 6. Также этот прием помог мне добиться следующего результата.  Слайд 7. 

Чтобы расширить свои знания в этом вопросе я стала участником вебинаров на платформе «Я – класс»: «Как научить детей понимать текст», «Техника активно-продуктивного чтения». Также я стала победителем всероссийской олимпиады «Подари знания», получила диплом 3 степени в номинации «Современные педагогические технологии для реализации требований ФГОС». Слайд 8-9

Данный прием можно использовать не только в учебном процессе, но и в воспитательном. Рассмотрим фрагмент классного часа в 4 классе, где мной был использован один из видов моделирования.

Тема: «Делу время – потехе час». Цель: формирование умения использовать свободное время с пользой.  

Модель-описания. Данная модель использовалась на этапе актуализации знаний. Учащиеся вспомнили произведение «Главные реки» и описали героя произведения, затем сделали вывод.

Теперь я предлагаю вам составить модель «Обложка книги». Слайд 10.

Какие выводы можно сделать Слайд 11: 

  1. понятие читательская компетентность как интегративная характеристика личности, складывается из способности к чтению и наличию отношения к произведениям.
  2. Прием моделирования можно использовать не только в учебной деятельности, но и в воспитательной, и во внеурочной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

Читательская компетентность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников.

Слайд 3

Понятие читательской компетентности изучается в трудах И.В. Зимней, А.А. Вербицкого, А.В. Хуторского и Н.М. Ложкиной.

Слайд 4

Модель — это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов. Моделирование — это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.

Слайд 5

№ Тема урока Приемы моделирования 1 Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 1. Цепочка событий 2. Обложка книги 3. Блок - схема 2 Тема: В. Ю. Драгунский «Главные реки» Блок - схема Синквейн Обложка книги 3 Тема: В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Кластер Модель-рассуждение Обложка книги План проведения комплекса заданий на моделирование для формирования читательской компетентности младших школьников

Слайд 7

Результаты использования приема моделирования, которые позволили достичь следующих результатов в диагностической работе: Умеют читать текст и понимать его содержания – 75% учащихся. Восстанавливать план в соответствии с сюжетом – 50% учащихся. Высказывать, письменно оформлять свое мнение по рассказам – 75% учащихся. Общий уровень выполнения работы – 62%.

Слайд 11

Выводы: понятие читательская компетентность как интегративная характеристика личности, складывается из способности к чтению и наличию отношения к произведениям. Прием моделирования можно использовать не только в учебной деятельности, но и в воспитательной, и во внеурочной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx

Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...