Самообразование. Доклад "Эффективные методы и приемы способствующие формированию осознанного и выразительного чтения".
статья

Бурдюг Галина Николаевна

В данной работе подчеркивается важность развития навыка  правильного чтения. Материал содержит различные упражнения для развития навыка осознанного и выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»

Эффективные

приемы и методы работы, способствующие формированию осознанного выразительного чтения

Учитель начальных классов

Бурдюг Г.Н.

2021-2022

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПО ВЫРАБОТКЕ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.   Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня.

Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы – желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.

Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание.

Итак, предмет речевой деятельности – мысль, а результат – ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:

1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.

2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.

3. Просмотровое (ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.

Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее.

Необходимо учитывать и функции чтения

- познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);

- регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);

Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.

 Основные характеристики процесса выразительного чтения

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения.

Хорошо воспринимаются детьми чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений.

Как уже было указано, в техническую сторону входит и правильность чтения. Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускает ошибки

Формирование беглого и правильного чтения

Для выработки навыка беглого и правильного чтения используются разные приемы и упражнения. Работу необходимо начинать с отработки чистого произношения звуков. Использую на уроках фонетические и артикуляционные упражнения, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развиваю умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей:

Фонетическая зарядка

Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает,  о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? ( А-а-а...) или как дрожат от холода? (В-в-в...).Какой звук издает машина при движении?

Игра "Кто больше?"

Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б] (береза, булка, баран, батон, бабочка).

Игра "Кто внимательный?"

Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

«Доскажи строчку»

Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить.

 Ло-ло-ло - как на улице .... (светло)

Ул-ул-ул - у меня сломался .... (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не ... .(любила)

«Тексты с пропущенными буквами и словами»

Над городом низко повисли снеговые _______. Вечером началась ________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл, как дикий ________. На конце пустынной и глухой _________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно _________. Она продвигалась медленно вперёд, валенки свалились с ног и ________ ей идти.

«Тексты с ошибками в содержании или несуразицами»

Например: Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.

Такие фразы с несуразицами можно придумать самим. Важно, чтобы ребёнок прочитал и, осознав смысл прочитанного, догадался, в чём ошибка. Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания. Вообще работа над развитием антиципации очень связана с работой по развитию речи.

Упражнения, направленные на развитие навыка периферического зрения

Игра «Фотографирование предметов»

Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом предупредить детей о том, чтобы они смотрели внимательно. После даю команды: "Приготовились! Внимание! Фотографируем!"

«Путешествие со словами»

Последняя буква одного слова является началом следующего

Упражнения, которые устраняют регрессию

Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрессии. Могут быть использованы следующие упражнения, которые устраняют это явление.

«Постепенное наращивание слова»

Лес - лесок - лесник - лесоруб - лесосплав

Лист - листок - листочек –листопады

«Чтение слов  с разновеликим шрифтом» 

СГребали

взДУРилась

ТетеРЕвоЧЕК

«Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями»

При - бин - то  - вал

При / бин / то / вал

Развитие осознанного чтения

По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения - это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста. Проверку осознанности чтения обычно проводится в ходе беседы по прочитанному тексту. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

1 уровень - фактическое содержание.

2 уровень - понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

3 уровень - собственная оценка действующих лиц, их поступков.

Виды заданий для отработки понимания смысла текста:

1) Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2) Подбор заголовка текста.

3) Деление текста на части, составление плана.

4) Определение темы текста, главной мысли.

5) Определение типа текста.

6) Подбор иллюстрации к тексту.

7) Прогнозирование.

8) Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и так далее.

9) «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. 

Совершенствование выразительного чтения

Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность – один из видов творческой деятельности. Научиться читать выразительно достаточно сложно. И полноценное выразительное чтение возможно лишь, когда техника чтения автоматизирована.Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся. И потому педагог должен говорить громко, ясно и четко, эмоционально.  Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Начать эту работу необходимо с формирования трёх умений:

  • развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения;
  • выбирать нужный темп чтения - быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетания;
  • ставить логическое ударение в предложении.

Для отработки этих умений использовали материал из учебника «Аз, буки потом науки» О. В. Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения. Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений:

«Задуть свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза). Почувствовать восхитительный аромат цветущих растений.

«Выдох со счетом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка, (до полного выдоха).

«На одном дыхании»

Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам

Как уже было сказано выше, скорость чтения вслух тормозится напряжением речевого аппарата.

Ребенок старается читать громко и выразительно, при этом речевой аппарат напрягается, скорость замедляется. Следовательно, чтобы устранить это препятствие, нужно расслабить речевой аппарат при чтении вслух.

Необходимы упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу

«Ленивый язычок»

При таком способе чтения, язык сам находит удобное положение в полости рта и может работать в нужном темпе.  При выполнении этого упражнения дети получают задание:  «Не стараться и лениться!». То есть читать ленивым язычком.

Здесь целесообразно использовать рекомендованное В.Н.Зайцевым жужжащее чтение, но с измененной установкой. Естественно, что при таком чтении не может стоять задача читать выразительно. При кажущемся не старании, дети прочитывают текст гораздо быстрее.

Так же для формирования навыков выразительного чтения можно использовать следующие упражнения:

«Эхо»

Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. «Ускорение»

Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

Чтение по ролям

Инсценирование

Упражнения, направленные на развитие дикции

Применяются следующие упражнения: 

«Чтение шепотом и медленно»

Да-да-да - из трубы бежит вода.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.

Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

 «Чтение громко и уверенно»

гарь - парь - жарь дверь - зверь – червь

«Читай слова четко и быстро»

гАз - гОд - гОл - гУл – гУсь

вол - вой - волк

ВОЛ - ВЕЛ - ВАЛ - ВАР

вес - весь - весть – вещь

Люди обладают различным темпом речи, который зависит и от темперамента, и от особенностей артикуляции.

Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами. Цель этих заданий, научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи.

«Чтение скороговорок»

Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно). При прохождении серьезных тем скороговорки не вписываются в урок, поэтому целесообразно применять их при прохождении тем по устному народному творчеству.Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Использование выше перечисленных методов и приемов содействует развитию беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения. Учителю необходимо воспитывать такого ученика, который находил бы интерес в чтении книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы, методы и технологии, способствующие формированию УУД

Материал содержит презентацию и доклад к педсовету....

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)...

Методы и приемы, способствующие повышению техники чтения

Научить ребенка читать и привить ему любовь к книге - моя основная задача, как учителя начальных классов. Ведь чтение - это не только, чему обучают младших школьников, но и посредством чего их воспиты...

Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения

Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения...

Самообразование "Методы и приемы беглого и осознанного чтения"

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.               К. Д. Ушински...