ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись»
проект
Проект направлен на переход от классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ |
Номинация Конкурса | Молодые учителя | |||
Наименование проекта | Модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись» | |||
Автор проекта | Вшивкова Александра Васильевна | |||
671260, Прибайкальский район, с.Турунтаево ул.Спортивная д.5 «а» | ||||
89085966239 | ||||
vshivkova.alex@mail.ru | ||||
География проекта | Прибайкальский район | |||
Срок реализации проекта | 1 год, с возможность циклического повторения | |||
сентябрь 2022 г. | ||||
август 2023 г. | ||||
1. Краткая аннотация | Проект направлен на переход от классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита. Такие модели являются нетрадиционными и имеют тенденции к существованию не только в нашем районе, но и по всей республике Бурятия. | |||
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Актуальность проекта для молодежи (не более 1 страницы) | 2023 год объявлен в Российской Федерации годом «Педагога и наставника». В настоящий момент в Прибайкальском районе работает 299 педагогов, их них молодых педагогов в возрасте до 35 лет – 88 человек. (Диаграмма 1) За каждым молодым педагогом закреплен наставник. В большинстве случаев это методисты с педагогическим стажем от 20 лет и выше, имеющие первую и высшую квалификационную категорию. На диаграмме 2 представлены данные МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Всего –32. Из них молодых педагогов – 10. Но в то же время, исследование компетенций педагогов показывает, что у педагогов-стажистов наблюдается тенденция, чем старше педагог, тем более вероятно то, что он не успевает за техническим информационным прогрессом, в отличие от молодых специалистов. (Диаграмма 3) Молодые педагоги, в свою очередь, испытывают трудности в методическом становлении, в процессе организации урока, выборе форм и методов обучения. Анализируя эти данные, мы видим проблему, в том, что классическая система наставничества малоэффективна. Требуются новые формы взаимодействия, которые позволят повысить уровень информационной компетентности «возрастных» педагогов и при этом будут способствовать росту профессионального мастерства молодых педагогов. Решить данную проблему поможет изменение классического метода наставничестваи внедрение в школе модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись». Переход от наставничества «Молодой←стажист» к «Молодой↔стажист».Молодой специалист становится наставником опытного работника по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий, а опытный педагог становится наставником молодого специалиста в вопросах методики преподавания и передаче накопленного педагогического опыта. | |||
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект | 1. Молодые педагоги в возрасте до 35 лет, стаж работы которых менее 5 лет 2. Педагоги – стажисты, испытывающие педагогический голод в области IT- компетенций | |||
4. Основная цель проекта | Организация работающей модели реверсивного наставничества «Учи-Учись» в МОУ «Турунтаевская районная гимназия», обеспечивающего преодоление профессиональных трудностей в педагогической деятельности и мотивацию профессионального роста педагогов. | |||
5. Задачи проекта |
| |||
| ||||
| ||||
6. Календарный план реализации проекта | ||||
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) | ||||
NN п/п | Мероприятие | Сроки (мм.гг.) | Количественные показатели реализации | |
Организационные мероприятия | ||||
1. | Анализ теоретических материалов, оформление педагогического проекта | сентябрь 2022 | SWOT-анализ педагогических кадров МОУ «Турунтаевская районная гимназия». | |
2. | выявить профессиональные дефициты и затруднения в педагогической практике | сентябрь 2022 | Составление ИОМов педагогов, определение методических тем самообразования. | |
3 | Определение индивидуальных наставников в соответствии с категорией наставляемых | сентябрь 2022 | Созданы группы реверсивного наставничества | |
4. | Разработка детального Плана тематических мероприятий проекта (консультации, мастер – классы, взаимопосещение занятий и т.д.) | сентябрь -октябрь 2022 | Увеличение количества проведенных тематических мероприятий с 1 в четверть, до 4 –в четверть | |
Тематические мероприятия | ||||
Методическое объединение «Секреты мастерства» | ноябрь 2022 | Увеличение количества открытых уроков с 1-2 в четверть до 4 в четверть. Методические рекомендации к урокам от наставников. | ||
2. | Мастер-класс «Работа с медиа-ресурсами» | декабрь 2022 | Повышение уровня IT – компетенций с 10% до 30% | |
3. | Составление обучающих проектов для детей с использованием интерактивных технологий. | январь 2023 | Продукт: Образовательный проект - виртуальная экскурсия «Культурное наследие России» | |
4. | Практикум «Методика проведения совместных мероприятий и праздников» | февраль 2023 | Организация и проведение тематической недели по русскому языку «Ехал Грека через реку» молодым педагогом | |
5. | Педагогические мастерские «Работа с современными образовательными ресурсами» | март 2023 | Поиск и применение коллекций электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе. Практикум по работе с интерактивной платформой «Сферум», Яндекс-Учебник. Охват педагогов - 100% | |
6. | Неделя молодого специалиста | апрель 2023 | Самодиагностика профессиональной деятельности: рост профессионального мастерства. | |
7. | Квест – игра «Инновационные технологии в воспитательной работе» | май 2023 | Охват участников – не менее 80% | |
8. | Фестиваль педагогов и наставников «Учи - Учись» | август 2023 | Выпуск методического сборника. | |
Контрольно – оценочные мероприятия | ||||
1 | Анализ результатов внедрения Программы наставничества | август 2023 | Положительная динамика | |
2 | Круглый стол | август 2023 | Создание перспективного плана | |
3 | Диссеминация педагогического опыта | сентябрь 2023 | Не менее 2 публикаций в СМИ, не менее 3 видеороликов. | |
7. Ожидаемые результаты | ||||
| ||||
8. Бюджет проекта Стимулирование реализации Программы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную. Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность определить размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности; нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников. | ||||
9. Опыт реализованных проектов 1. https://nsportal.ru/node/5898447 2. https://nsportal.ru/node/5900809 ; https://nsportal.ru/node/5900811 |
Приложение 1
Диаграмма 1 «Возрастная градация педагогов Прибайкальского района»
Диаграмма 2 «Возрастная градация педагогов МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Диаграмма 3 «Уровень освоения ИКТ компетенций педагогов Турунтаевской районной гимназии»
Приложение 2
SWOT – анализ педагогических кадров МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/28/picture-1331.jpg)
Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы
В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-6080-1405754471.jpg)
Модель "Портфолио" как системная оценка качества образования
В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования...
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/30/picture-5596.jpg)
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Пустыни».
В данной работе разработана модель обучения на основе планируемых результатов....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/01/picture-5623.jpg)
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Тундра».
Модель-конструктор урок окружающего мира в 4 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/25/picture-2089-1532518119.jpg)
Модель урока русского языка
Представлена модель урока русского языка во 2-ом классе по теме "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-114212-1349343315.jpg)
«От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НОШ»
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат ...