Статья "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"
статья

Загороднева Маргарита Александровна

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smyslovoe_chtenie.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Загороднева Маргарита Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Смысловое чтение как эффективный способ

формирования функциональной грамотности учащихся

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Как говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский «Чтение –окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». На сегодняшний день отмечается низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Россия занимает 27 место среди 32-х исследуемых стран. т.е., большая часть школьников на сегодняшний день считается нечитающей аудиторией.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности. Можно согласиться со словами французского просветителя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.  Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,  осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

 Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на овладение навыками смыслового чтения, является применение современных образовательных технологий, среди которых хочется выделить технологию развития критического мышления. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, рассуждать на заданные темы, писать тексты, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. С помощью этой технологии мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Существуют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на уроках и во внеурочной деятельности,   формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, формируют читательскую грамотность. На разных этапах уроков и занятий используются разные приемы ТРКМ.                                                         Некоторые из них представлены в таблице.

Виды чтения

Приёмы обучения

Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Приём «Инсерт»

Приём «Кластеры»

Приём «Чтение с остановками и вопросы Блума»

Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Ознакомительное — чтение, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Приём «Постановка «толстых» и «тонких» вопросов»

Стратегия интеллект-карта

Приём «Диалог с текстом»

Приёмы «Озаглавливание текста»

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Приём «Таблица: Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Конспект

Приём «Опорные сигналы»

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Синквейн, сочинение, эссе, сводная таблица

       Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления работы с текстами разных видов, а также включает способы организации индивидуальной работы и её сочетания с парной и групповой работой. Все эти приемы универсальные, их можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, а также во внеурочной деятельности. Они позволяют активно развивать мыслительные способности человека.  Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться. Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, выращивайте  дерево предсказаний и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что ваши ученики стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения. Таким образом, технология развития критического мышления - эффективный способ формирования и развития навыков смыслового чтения у  младшего школьника.

В 19 веке К.Д. Ушинский писал: «Читать - ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело». В 20 веке С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. И сейчас, в 21 веке, можно быть спокойным за будущее детей, только если заложить в их детстве основы культуры чтения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение раз...