Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся
статья

Леоненко Кира Владимировна

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад23.98 КБ

Предварительный просмотр:

"Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что работа с текстом  не влияет на развитие речи ребёнка?

7.  Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

На сегодняшний день отмечается низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Россия занимает 27 место среди 32-х исследуемых стран. т.е., большая часть школьников на сегодняшний день считается нечитающей аудиторией.

Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место и является ключом к другим видам функциональной грамотности.

Работа с текстом проводится на разных предметных уроках образовательного процесса.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

СЛАЙД 2 «Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею обучения смысловому чтению.

Ученые установили, что навык чтения - это один из факторов, влияющий на успеваемость школьников сильнее всех. Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, в начальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегда понимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушие к прочитанному, а иногда и неприязнь к книге.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической и смысловой.

Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) заставили педагогов начальной школы изменить традиционную систему обучения. Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить приемы работы с текстом, понимать прочитанное и прослушанное произведение. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.  

Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

СЛАЙД 3  Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

СЛАЙД 4 В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

- понимать текст;

- анализировать;

- сравнивать;

- видоизменять;

- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Для обучения смысловому чтению в своей работе я использую следующие методы и приемы:

  1. Какой приём я использовала в начале нашей беседы?             СЛАЙД 5
  • Приём «Верите ли вы…»

 Этот прием может стать нетрадиционным началом урока .Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

СЛАЙД 6

  1. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

    СЛАЙД 7

 3.  Прием «Мозаика»

Детям дается задание: Текст рассыпался на части, нужно собрать его и прочитать получившийся текст.

СЛАЙД 8

  1. Прием «Фишбоун» Рыбная кость

На верхней косточке записывается формулировка проблемы, а на нижней факты, подтверждающие, что данная проблема существует. СЛАЙД 9  Эта работа (исследование) может проводиться индивидуально и по группам.

СЛАЙД 10

  1. Приём «Тонкие и толстые вопросы». 

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока .

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;

«толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

СЛАЙД 11

  1. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

СЛАЙД 12

  1. Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

СЛАЙД 13

  1. Приём “Шкатулка”.
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
    Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему

СЛАЙД 14

  1. Лови ошибку

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

СЛАЙД 15

  1. Интеллект – карты

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по возможности нужно использовать интеллект - карты при повторении пройденного материала, при изучении  нового, при проверке изученного, т.е. практически на всех этапах урока. СЛАЙД 16 Составление интеллект карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

СЛАЙД 17 Интеллект-карты очень хороший метод на любом предмете, где нужно работать с текстом.

СЛАЙД 18 Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. СЛАЙД 19  Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.

СЛАЙД 20 Ученики читают статью в учебнике, определяют основные пункты, затем составляют интеллект - карты. СЛАЙД 21  Сначала намечается только структура будущей карты, а на следующих уроках - завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней

СЛАЙД 22 Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении.

СЛАЙД 23

  1. Читательский дневник

На уроках литературного чтения я использую работу над читательскими дневниками.

СЛАЙД 24 Построение работы над читательскими дневниками   учащимися помогает раскрыть все богатство мира детской и художественной литературы. СЛАЙД 25  При помощи читательского дневника ученик учится думать и выражать свои мысли, трен6ирует навыки грамотной и красивой речи, учится пересказу, а также осуществляет контроль над тем, как он понял текст.

СЛАЙД 26

  1. Проверочные по литературному чтению

По итогам каждой четверти, чтобы проверить насколько ребенок научился осмысленно читать. Я провожу проверочные работы по литературному чтению. В этом мне помогают пособия Ольги Борисовны Панковой «Проверочные по литературному чтению», разработанные для каждого класса.

СЛАЙД 27

Предлагаются тексты для безошибочного чтения, после них идут вопросы, на которые ребенку необходимо ответить после чтения текста.

СЛАЙД 28

Далее выставляются определенные баллы по каждому виду работ и все результаты вносятся в таблицу, благодаря которой мы можем увидеть уровень ребенка работы с текстом.

СЛАЙД 29

И в заключении мне бы хотелось сказать

Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.

СЛАЙД 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.

Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»

Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности  учащихся на уровне начального общего образования»...

Статья "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению....

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...

Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно завоёвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений.В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны не только...

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности

В статье описаны приёмы формирования функциональной грамотности на разных этапах урока в начальной школе...