"Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
статья

Агаркова Алёна Александровна

Доклад на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий "ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Докладчик:     Агаркова А.А., учитель первой квалификационной категории

«МБОУ СОШ №39 г. Челябинска»

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Слайд1.

Определение ИКТ в образовании:

Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно- технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.

Формирование  ИКТ- компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Слайд 2.

Методы использования ИКТ:

  1. Метод проектов;
  2. Методы управления образовательным процессом;
  3. Обще-дидактические методы.

Если ранее при подготовке  внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Если ранее при подготовке  внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный учитель способен свободно, уместно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Во  внеурочной деятельности учитель использует  проектор, цифровой фотоаппарат,  видеокамеру.

Слайд 3.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Слайд 4.

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

  1. Повышают качество педагогического труда.

Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

  1. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям  можно назвать создание мультимедийных презентаций  (представление). Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Слайд 5.

Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Рекомендации к оформлению презентаций:

1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2. Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

3. Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

4. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Очень активно использую презентации во внеклассной на работе.Почему именно презентация? Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Слайд 6.

  1. Презентации для классных часов.

- Среди них интеллектуальные игры, тематические презентации к важным датам, презентации, содержащие вопросы по ПДД, ПТБ и др.

- «Мама - лучший друг»

-«Моя малая Родина»

  1. Презентации для родительских собраний по темам:

- «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- «Как помочь ребенку учиться»

- Родительское собрание по правилам дорожного движения

«Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

  1. Презентации для внеклассных мероприятий по темам:

– «О Родине, о подвигах, о славе»

- «Здоровое питание»

– «Покормите птиц зимой»

Слайд 7.

Полезную информацию можно найти на страницах интернет сайтов:

http://www.rusedu.ru/

http://pedsovet.org/forum/

http://pedmir.ru/

http://www.proshkolu.ru/

Федеральные образовательные порталы:

Этот сайт можно порекомендовать детям начальной школы: http://potomy.ru/

Презентации для детей (для самых маленьких):

http://www.7ya.ru/pub/presentation/

Портал для детей и любящих их взрослых:

http://www.solnet.ee/

Пригодится для подготовки к праздникам.

ttp://www.shram.kiev.ua/univer/presentation/

Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/

Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm

Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/

Планета школа - множество интересного для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/

Материалы для классных руководителей, завучей школ и других заинтересованных специалистов, работающих с семьями учеников:

http://www.interpedagogika.ru/shapka.p ... =-1&page=1

Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся  школы, а для учителей становятся нормой работы – это  один из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Слайд 8.

   Но давайте не будем забывать, что ни одна даже суперсовременная техника не заменит человеческой души и сердца. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью. Вот тогда мы увидим ещё много тёплых солнечных лучиков !!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов" Подготовила учитель начальных классов А.А. Агаркова

Слайд 2

Определение ИКТ в образовании: Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно- технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.

Слайд 3

Методы использования ИКТ: Метод проектов; Методы управления образовательным процессом; Обще-дидактические методы. Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Слайд 4

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса: • для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.); • средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы); • средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио); • средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности); • средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища); • средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Слайд 5

Достоинства ИКТ: Воспитательный процесс более современный; Расширяют возможности предъявления воспитательной информации; Оказывают комплексное воздействие на восприятие, память; Обеспечивают наглядность; Процесс воспитания более привлекательный для детей; Способствуют адаптации ребенка в современном информационном; пространстве ; 7. Используются в различных формах воспитательных мероприятий; 8. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики; 9. Повышают качество педагогического труда; 10. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Слайд 6

Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Рекомендации к оформлению презентаций: 1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2. Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 3. Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе). 4. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Слайд 7

Примеры презентаций Презентации для классных часов. 2.Презентации для родительских собраний 3.Презентации для внеклассных мероприятий

Слайд 8

Полезную информацию можно найти на страницах интернет сайтов: http://www.rusedu.ru/ http://pedsovet.org/forum/ http://pedmir.ru/ http://www.proshkolu.ru/ Федеральные образовательные порталы: Этот сайт можно порекомендовать детям начальной школы: http://potomy.ru/ Презентации для детей (для самых маленьких): http://www.7ya.ru/pub/presentation/ Портал для детей и любящих их взрослых: http://www.solnet.ee/ Пригодится для подготовки к праздникам. Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/ Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm Сценарии : http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/ Планета школа - множество интересного для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/ Материалы для классных руководителей, завучей школ и других заинтересованных специалистов, работающих с семьями учеников: http://www.interpedagogika.ru/shapka.p ... =-1&page=1 Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/

Слайд 9

Но давайте не будем забывать, что ни одна даже суперсовременная техника не заменит человеческой души и сердца. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью. Вот тогда мы увидим ещё много тёплых солнечных лучиков !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АН...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов»

Статья  на тему Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов...

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов .

В статье освещены вопросы о инновационных педагогических технологиях в практике работы учителя в свете подготовки к работе по ФГОС 3 поколения ....

«Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов»

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства  в здоровьесберегающем образовании.Одной из приоритетных задач реформирования сист...