Трудности на начало пути молодого специалиста
методическая разработка (1 класс)

Кулеш Полина Витальевна
Особая трудность молодого учителя – это психологический контакт с
учениками, в особенности, с трудными детьми. Также проблемы в
установлении контакта с родителями. Молодые специалисты часто теряются,
не знают, как выйти из трудных, конфликтных ситуаций. Здесь важно
отметить, что наладить взаимоотношения с учениками и их родителями
помогает совместная внеклассная работа и помощь наставника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_na_nachalo_puti_molodogo_spetsialista.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности на начало пути молодого специалиста.

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества.

Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает. 

Для молодого учителя важно умение понимать себя, осознавать и умело использовать собственные резервы, грамотно определять перспективы самоопределения и самопродвижения, в профессиональных ситуациях использовать имеющиеся знания о себе как о личности педагога. Прежде всего, следует научиться владеть собой, правильно распределять время и усилия, постоянно заниматься самосовершенствованием и самообразованием. 

В начале своей профессиональной деятельности, я как молодой специалист, столкнулась с такими трудностями как: конфликты с родителями. Так как молодой учитель в наше время для родителей не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей. Зачастую учителю трудно сдержать напор родителей, желающих отслеживать каждый миг, который их дети проводят в школе, даже посещать уроки и организовывать дисциплину на них. С моей точки зрения это неверно! Организацией дисциплины и работой с классным коллективом должен заниматься только классный руководитель. Не следует обращаться к кому-либо за советом или просьбой приструнить детей. Если учитель ищет помощи на стороне, он автоматически перестает быть авторитетом в глазах детей, в такой ситуации отношения коллектива и классного руководителя / учителя обречены на провал. 

Следующая трудность, которая возникла у меня это: дисциплина в классе.

Не все дети с радостью идут на уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать учителя, мешают вести урок, отвлекают других. Другие противоречия могут быть связаны с тем, что с одной стороны, существуют требования, предъявляемые профессией педагога к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям человека. С другой стороны, каждый человек имеет свои индивидуально-психологические особенности, свою психофизиологическую конституцию, располагает своим здоровьем и способностями.

Такая проблема как, как реагировать на неуместные или провокационные высказывания учащихся, как удерживать временной регламент в структуре урока. Учитель может прекрасно подготовиться к уроку, но кто-то из ребят нарушает дисциплину в классе и дети не воспринимают новый материал. Такие ситуации могут вызывать у молодого педагога самые различные переживания, от отчаяния и тревоги, потери уверенности в себе, до злости и раздражения на учеников-провокаторов. Это можно объяснить тем, что определенные личностные особенности учителя, его черты характера, отчасти способствуют возникновению таких ситуаций. Педагог может испытывать излишнее волнение, которое охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и начинают «проверять» педагога «на стойкость». Или же, напротив, учитель может намеренно пытаться быть чрезмерно строгим тогда, когда на самом деле это противоречит его характеру. Кроме того, некоторые дети могут нарушать учебный процесс не намеренно, а в силу своих психологических особенностей, таких как, например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и других. Учитель ошибочно может воспринимать «плохое» поведение таких детей следствием недостаточного воспитания или же принимать его на свой счет, что ребенок ведет себя так специально, будто бы назло.

Неоценимую помощь оказывает в данных трудностях, опытные коллеги, которые, также, как и я, начинали свой путь «методом проб и ошибок».  А главным помощником для меня является мой опытный наставник, которого закрепляют за каждым вновь прибывшим на работу молодым специалистом.

Вопросы, которые у меня возникают в процессе работы, я обсуждаю со своим наставником, она всегда грамотно оценивает ситуацию и помогает мне выйти из данных трудностей. Вместе мы приходим к общему решению.

При поддержке наставника я начала внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми. Наставник помогает мне овладеть искусством общения, найти подход к любому ребенку, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение коллег.

В целях эффективности становления меня, как молодого специалиста, мы с наставником используем в своей работе различные формы и методы работы, для решения возникших трудностей.

Это индивидуальная работа, здесь мы в одной группе с наставником, который на личном примере меня обучает. У наставника и молодого специалиста появляется, больше времени пообщаться, у нас возникают общие интересы и дела по группе.

Также мы используем коллективную форму работы, когда несколько наставников, опытных педагогов участвуют в процессе.

Это технология сотрудничества, главное в этой технологии обучение в команде. Мы проводим деловые и ролевые игры, круглый стол.

В своей практике мы широко используем и нетрадиционные методы работы, например - коучинг.

Этот метод скорее помогает обучаться, чем учит чему-либо.

Он состоит из трех этапов, это:

 -сотрудничество;

- раскрытие индивидуальности;

- результат.

Строится он на консультировании, дискуссии, где я как, молодой специалист не получаю советов, а отвечаю на вопросы и тем самым нахожу решение проблем.

Можно проводить кейс метод, это не игровой метод, обучающий, который учит анализировать и решать различные ситуации, которые возникают на практике. Этот метод помогает мне справляться с различными ситуациями, которые могут возникать во время работы с детьми, при общении с родителями, стать увереннее.

Эффективная форма методической работы, которую проводит наставник для меня — это открытые просмотры. Она позволяет увидеть, как работают другие педагоги, использовать их опыт. Такая форма работы учит проводить анализ образовательного процесса, видеть и оценивать ошибки и положительный опыт.

Использование системного подхода, различных форм и методов работы, доброжелательного отношения, помогает мне быстрее адаптироваться в коллективе, побороть чувство неуверенности в своих силах и раскрыть свою индивидуальность.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы молодым специалистам

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ СОВЕТЫ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ 1.Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке. 2.Изучи материал этого раздела. 3.Проанализируй учебн...

Советы молодым специалистам. Статья "Как научиться маленьким секретам обучения чтению".

Как научиться маленьким секретам обучения чтению.             Когда наступил новый учебный год, ко мне на курсы пришли очередные...

Для молодого специалиста

программа развития Асмолова...

Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС НОО (материал конференции молодых специалистов)

Истоки системно-деятельностного метода, его характерные черты и способы внедрения на уроках в начальной школе....