ПК 4.4
материал

Зарипова Диана Аргинасова

Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Зарипова Диана Аргинасовна. Я приготовила выступление по педагогическому опыту в МБОУ «СОШ № 141 г. Челябинска».

Здание 141 школы Челябинска расположено на окраине Металлургического завода.

Неподалеку от школы находится интернат № 13 для детей, лишенных родительской опеки, интернат для инвалидов, санаторий для детей-инвалидов, приют и женская исправительная колония №5. Такое месторасположение школы создает ряд сложностей, связанных с атмосферой и обстановкой данного районного участка.

141 школа Челябинска начала свою общеобразовательную деятельность с февраля 1962-года. В настоящее время школа располагает библиотекой, спортивным залом, актовым залом, медицинским кабинетом, столовой и двадцатью семью функциональными учебными кабинетами. Так же имеются два компьютерных класса и мультимедийный.

Образовательная программа школы 141 включает: начальное образование, общее образование, среднее образование (или неполное).

В свою очередь, программа начальной школы включает в себя следующие направления: дошкольное образование («Школа будущего первоклассника»), «Школа России», коррекция и развития личности школьника, «Гармония», группа продленного дня и кадетское образование. Последнее отличает данное образовательное учреждение от ряда соответствующих, поскольку этот факт определяет принципы образовательного и воспитательного процесса.

Должность директора 141 школы Челябинска занимает ответственный и опытный педагог высшей категории – Марина Борисовна Донцова.

Школа 141 Челябинска может гордиться своими заслугами, так как на счету этого учебного заведения их немало. Благодаря качественному педагогическому составу, школа имеет массу наград за доблестный труд учителей. Лучшие учителя удостоены награды – «Отличник народного просвещения». Кроме того, каждый учитель школы получил грамоту и Благодарность от администрации Управления по делам образования г. Челябинска, а также от главы администрации Металлургического района и от администрации управления образования Металлургического района.

Из педагогического состава школы 141 особенно заслуживают признательности за вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения такие учителя.

Внедрение и испытание формы кадетского типа образования привело к появлению в 141 школе такого направления, как «Юные огнеборцы». Школа получила поддержку со стороны детского-юношеской школы «Металлург-спорт» и отдела пожарного надзора Металлургического района, благодаря чему облегчается процесс организации обучения детей в классах соответствующей направленности.

Учащиеся кадетского класса «Юный пожарный» школы № 141 принимают торжественную присягу на верность Родине на церемонии посвящения, в которой принимают участие администрация учебно-спасательного центра Уральского МЧС России, а так же другие значимые лица. Дети, которые обучаются в данных классах, кроме основной школьной программы, обязаны изучать дополнительные предметы. К ним относятся такие уроки, как «Пожарная безопасность», «Азбука здоровья».

Программу обучения разрабатывали учителя школы 141 и сотрудники Учебного центра областной противопожарной службы. Так же в программу обучения юных кадетов включены уроки биатлона и фехтования, что немало важно для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки, а также навыков, необходимых для настоящего будущего сотрудника МЧС.

В образовательную программу 141 школы внедрена экспериментальная прогрессивная методика, по которой учащиеся изучают английский язык. В основе методики - общение на английском языке с исключением употребления родной речи как способа выражения мыслей, просьб и пожеланий.

В период летних каникул на территории 141 школы Челябинска работает летний оздоровительный лагерь «Радуга».  Благодаря поддержке Управления социальной защиты населения Металлургиченского района у детей из малоимущих семей появилась возможность загородного летнего отдыха. Так же при школе 141 обеспечивается неуклонный контроль за учащимися, которые составляют группу риска.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Отделение заочного обучения

Зарипова Диана Аргинасовна

«Методические основы развития внимания у младших школьников через использование квестов на уроках литературного чтения»    

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.01

защите

 Преподавание в начальных классах

«_____» ____________ 2023 г.

Курс: 3, группа: 301НК

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Анищенко И.Л.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.05 Естествознание

с методикой преподавания

Курсовая работа защищена

высшей квалификационной категории

с оценкой___________________

«_____» ____________ 2023 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2023

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ        6

1.1 Сущность понятия «внимания» в психолого-педагогической литературе        6

1.2 Особенности развития внимания у младших школьников        11

1.3 Возможности использование квестов на уроках литературного чтения как средства развития внимания у младших школьников        18

Выводы по главе 1        23

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ        24

2.1 Диагностика уровня развития внимания младших школьников        24

2.2 Конспект урока литературного чтения с использованием квеста        32

Выводы по главе 2        38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        42

ПРИЛОЖЕНИЕ А        45


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. 

Проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста в сегодняшнем мире приобрела особую значимость и актуальность. Это связано, прежде всего, с высокой динамикой современной жизни и интенсивностью поступления информации из различных источников. Наряду с этим, растет число детей, потерявших интерес к учебе, имеющих сниженный интеллектуальный уровень, совершающих массовые ошибки при выполнении учебных заданий, причинами которых часто становятся несформированность способности к концентрации и устойчивости внимания, неумение распределять и переключать внимание.

Требования к результатам образовательной деятельности младших школьников, которые отображены во ФГОС НОО и направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, указывают, что для успешного их освоения у обучающихся нужно развивать определенные способности, такие как мышление, память, внимание и другие. Внимание – это базовая психическая функция личности, одно из главных условий успешной учебной деятельности. В то же время, именно в процессе учебной деятельности оно и развивается.

Внимание – это сосредоточенность на чем либо, умение выделить объект из массы других. Внимание включено в любой психический познавательный процесс (память, воображение, мышление, речь, восприятие) и рассматривается в качестве способности к организации психического процесса. Внимание включено в практическую деятельность и любые происходящие познавательные процессы, способствует повышению их эффективности. С помощью внимания выражаются интересы ребенка и направленность его личности.

С проблемой развития внимания, которая считается одной из наиболее сложных и важных проблем в педагогике и психологии, в ее практическом аспекте приходится регулярно сталкиваться любому современному педагогу. У младших школьников трудности в обучении в основном связаны с неумением или с неспособностью сосредоточиться на воспринимаемой информации и выполняемом задании.

В связи с этим теоретическое и практическое изучение развития внимания у детей младшего школьного приобретает особую значимость. Внимание обучающихся может развиваться на всех уроках,  в том числе литературного чтения. При этом если на уроках использовать новые образовательные технологии, по данный процесс становится значительно эффективным. Одной из таких технологий можно назвать квест-технологию. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой по определенному сюжету. Это технология, в которой процесс поиска становится формой организации познания мира: обучающиеся в процессе поиска открывают и приобретают новые знания, способы деятельности.

Исходя из вышеизложенного и в связи с потребностью общества в формировании внимания у детей начальной школы, а также в связи с недостатком разработанного методического обеспечения мы определили проблему исследования: каковы возможности уроков литературного чтения с использованием квест-технологий?

Различным аспектам процесса развития внимания учащихся начальной школы посвящены труды таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.П. Зубова, С.Л. Кабыльницкая, Т.К. Комарова, В.А. Крутецкий, Т.М. Матюлина и других. Проблема использования образовательного квеста рассмотрена в работах М. В. Андреевой, О. Л. Афанасьевой, Е. А. Багузиной, Я. С. Быховского, Н. В. Николаевой.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить использование квестов на уроках литературного чтения как средства развития внимания у младших школьников.

Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: квесты на уроках литературного чтения как средство развития внимания у младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  1. Раскрыть сущность понятия «внимания» в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучить особенности развития внимания у младших школьников.
  3. Проанализировать возможности использования квестов на уроках литературного чтения как средства развития внимания у младших школьников.
  4. Разработать конспект урока литературного чтения с использованием квеста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1 Сущность понятия «внимания» в психолого-педагогической литературе

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях [2, с. 250].

Проблеме изучения внимания, а также его видов и свойств уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И. Гербарт, Н.Ф. Добрынин, Л.Н. Леонтьев, Дж. Миль, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн.

Н.Ф. Добрынин считал внимание особым видом психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [6, с. 125].

С.Л. Рубинштейн определял внимание, как избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [15, с. 124].

Л.С. Выготский придавал существенное значение речи для внимания, так как посредством слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Ученый проследил историю развития внимания. Он считал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [4, с. 147].

 

Т. Рибо подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями и навызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он рассматривал особенно тесную зависимость [14, с. 75].

П.Я. Гальперин считал, что внимание – это идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [4, с. 90].

Существуют разные мнения о самостоятельности внимания, как психического процесса. Одни ученые считают, что внимание невозможно выделить, как самостоятельную форму психической деятельности, так как оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Однако, с другой стороны, некоторые ученые считают, что внимание – это самостоятельное психическое явление.

Также существуют разные мнения в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. С одной стороны ученые считают, что внимание – это познавательный психический процесс. С другой стороны внимание связывают с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий [3, с. 206].

Выделяют следующие характеристики внимания: сосредоточенность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем.

Под направленностью следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.

Под сосредоточенностью подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего [10, с. 207].

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда и других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности [7, с. 169].

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Концепция выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями [8, с. 168].

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно [8, с. 168].

Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинаковы у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта и каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на ней переключиться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств [8, с. 170].

Следующее свойство внимание – его объем. Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности. Важной особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал так, чтобы не перегружать объем внимания учащихся [8, с. 167].

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

Также ученые в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности. Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение

для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое в известном вызывает познавательный интерес.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредо- точение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях. Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. После- произвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.

Таким образом, мы рассмотрели понятие «внимание» и выяснили, что внимание – это психический процесс, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Также мы выяснили, что выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, а также пять свойств внимания: переключение, концентрация, объем, устойчивость, распределение, отвлекаемость.

1.2 Особенности развития внимания у младших школьников

Внимание имеет свою специфику на каждом возрастном этапе и при этом отличается индивидуальным своеобразием для каждого конкретного человека. У ребенка в младшем школьном возрасте доминирует непроизвольное внимание на основе ориентировочного рефлекса. Реакция детей на все необычное, яркое, новое очень развита в этом возрасте. Дети часто оказываются во власти внешних впечатлений и пока еще не научились управлять своим вниманием. Даже при сосредоточении на каком-либо задании дети могут не выделять главного и существенного из всего остального материала. Это объясняется особенностями мышления в данном возрасте.

По мнению П.Я. Гальперина, характер мыслительной деятельности младшего школьника – наглядно-образный, а это приводит к тому, что дети все свое внимание обращают на детали, которые «бросаются» в глаза и воспринимаются по отдельности. При этом сущность объекта не видна, не лежит для ребенка «на поверхности», а как будто «замаскирована», и ребенок очень часто просто ее не замечает. Причиной такой особенности внимания выступает интенсивность переживаний, развивающихся под воздействием возникающих у детей представлений, что тормозит умственные функции [5].

У обучающихся внимание может быть развито в разной степени. Некоторые школьники характеризуются плохой переключаемостью, но при этом имеют достаточно устойчивое внимание. Как следствие, такие дети относительно долго решают одну задачу, им бывает достаточно сложно перейти на другой вид деятельности.

Другая часть учащихся, наоборот, может довольно быстро переводить внимание с одного задания на другое, но при этом внимание таких учеников легко переключается и на дела, не имеющие отношения к заданиям.

У некоторых детей в данном возрасте высокая организованность внимания сочетается с малым объёмом. В целом, для большинства младших школьников, отличающихся невнимательностью, характерна сильная отвлекаемость, плохая концентрация и неустойчивость внимания.

В дальнейшем у младших школьников возрастает способность к сосредоточению своего внимания на изучаемой информации или объектах, на их существенных признаках и основных параметрах.

А.А. Михалева отмечает что, характерным для учащиеся младших классов является также и то, что в этом возрасте они пока еще не могут сосредоточить свое внимание на чем-то им непонятном и неясном. Дети могут очень быстро отвлекаться от задания и начать заниматься своими делами. Поэтому для педагога очень важно сделать все непонятное и трудное доступным и простым. Важно научить детей развивать волевое усилие, и как следствие этого усилия, произвольное внимание [21].

А.Н. Неустроева считает, что несмотря на возникающие трудности, развитие произвольного внимания в начальных классах происходит достаточно быстро при условии грамотного управления данным процессом. Решающую роль здесь принадлежит развитию у учащихся навыков самостоятельной работы. Учитель ставит перед школьником цель и впоследствии оказывает посильную, необходимую и достаточную помощь в их достижении. При этом наивысшей степенью развития произвольного внимания становится умение личности самостоятельно руководствоваться поставленной целью. Совершенствование данного вида внимания идет по пути достижения поставленных взрослыми целей к самостоятельной постановке целей ребенком и самостоятельному же контролю за процессом их достижения [26].

А.А. Михалева отмечает, что у детей младшего школьного возраста развитие внимания также напрямую связано с развитием ответственности за усвоение знаний. Дети, у которых развито волевое усилие, могут проявить настойчивость и заставить себя внимательно выполнять задание, будь оно интересным или не интересным. Дети, у которых способность к волевому усилию развита еще недостаточно, могут работать внимательно только с материалом, вызывающим у них интерес. Именно поэтому педагогу важно воспитывать у детей чувство ответственности, волевые качества [21].

По мнению А.А. Марковой, наряду с произвольным, параллельно на протяжении всего младшего школьного возраста продолжает проявляться и непроизвольное внимание. Значительную роль здесь играет доминирующий мотив. Дети молниеносно реагируют на то, что их увлекает и интересует, что соответствует в данный период времени их потребностям. Например, у ребенка, увлекшегося чтением книги, непроизвольное внимание будет устойчивым на некоторое время, что определяется формированием в коре головного мозга стабильного доминирующего очага возбуждения в [20].

Ребенок младшего школьного возраста отличается меньшим, чем у взрослых, объемом внимания и более слабым развитием свойства его распределения. Так, школьник, читающий учебник и параллельно слушающий своего соседа по парте, также читающего те же строчки, еще не способен оптимально распределить свое внимание и, как следствие, он начинает забегать вперед или, напротив, отставать, сбивается с темпа, ритма чтения. Именно неумение ребенка распределять свое внимание при чтении определяет сложности при понимании смысла прочитанного теста, поскольку все внимание сосредотачивают в основном на самом процессе чтения, а не на его понимании.

Кроме того, у детей младшего школьного возраста внимание отличается недостаточной устойчивостью, отвлекаемостью. Причиной неустойчивости внимания является то, что у детей возбуждение преобладает над торможением. Возможно отвлечение внимания также из-за новизны обстановки, при неправильном использовании педагогом демонстрационного материала, либо в силу действия ориентировочного рефлекса и так далее.

В связи с тем, что младшие школьники достаточно быстро утомляются, они не могут заниматься одним и тем же делом продолжительное время. Поэтому педагогу важно чаще вносить разнообразие в деятельность учеников. Современный динамичный образ жизни учащихся начальных классов держит их в постоянном умственном напряжении. При этом на развитие внимания у детей младшего школьного возраста направлены разнообразные методы и средства, используемые учителями в процессе работы на уроке, на занятиях в различных кружках и так далее. Педагогу важно научить детей управлять собой, своими чувствами. И в дальнейшем, постепенно, ребенок научится поддерживать четкий рабочий темп, у детей развивается устойчивость внимания.

Эффективный метод развития внимания разработан П.Я. Гальпериным. Ученый рассматривает внимание в качестве действия контроля, которое имеете автоматизированный характер и проходит в своем формировании следующие этапы устойчивость [5]:

  • ребенок предварительно знакомится с действием; здесь ставится и поясняется его цель, рассказывается, на чем конкретно нужно заострить внимание при его выполнении;
  • ребенок совершает действие и систематически сравнивает образец и собственный результат; данный этап предполагает относительно развитые распределение, устойчивость и объем внимания;
  • ребенок проговаривает вслух все совершаемые им операции, чем концентрирует свое внимание на процессе деятельности;
  • ребенок проговаривает «про себя» все совершаемые им операции, сосредотачивая свое внимание на характере действий, их последовательности ход работы комментируется самим ребенком.

Метод поэтапного формирования умственных действий направлен на развитии произвольности внимание, а также таких его свойств, как концентрация и устойчивость [5].

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова считают, педагог должен учитывать и такую особенность внимания младших школьников как неумение оперативно переключать свое внимание с одного задания на другое [13]. Но при правильной организации педагогом учебной деятельности качество внимания детей возрастает, постепенно совершенствуется. И в дальнейшем, если педагог неожиданно для детей меняет задание, учащиеся могут свободно переключиться с одного действия на другое.

На уроке в начальных классах педагогу важно удерживать внимание обучающихся. Дети этого возраста бывают внимательными и сосредоточенными на какой-либо деятельности тогда, когда эта деятельность требует максимума умственной либо двигательной активности. Например, ребенку сложно заставить себя быть внимательным к тому, что не может вызвать у него внутренней или внешней активности, и наоборот, когда учащиеся рассматривают какой-либо предмет и при этом имеют возможность взаимодействовать с ним, то в данном случае они становятся очень внимательны. Однако существуют явления и предметы, которые, подчас вопреки нашему желанию, приковывают внимание детей. Следовательно, в одном случае явление или предмет сам по себе привлекает внимание, как бы вынуждает на себя смотреть либо слушать, а в другом ребенку необходимо прикладывать усилие, чтобы быть внимательным. Здесь идет речь о непроизвольном и произвольном внимании.

Еще один действенный способ развития внимания – выделение существенных признаков предметов, классификация по группам, анализ и сравнение предметов и признаков, вычленение основного из прочитанного материала, установление причинно-следственных связей. С одной стороны, осуществление этих видов мыслительной деятельности недостижимо без углубленного внимания на соответствующих явлениях и предметах, а с другой – внимание развивается в процессе подобной деятельности.

На уроках литературного чтения применяется смысловое чтение, способствующее пониманию информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель такого подхода – максимально точное и полное понимание школьниками содержания текста, умение внимательно выделить все детали и осмыслить учебную информацию. При заинтересованном, вдумчивом чтении у ребенка работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими «внутренними образами», следовательно, обостряется внимание.

А.Н. Неустроена отмечает, что внимание младших школьников напрямую связано с чувствами и эмоциями. Их внимание приковывает все то, что способно вызвать у них сильные впечатления и переживания. Дети внимательно, с большим интересом могут слушать рассказ педагога и не отвлекаться на другие дела на протяжении длительного времени. С целью развития произвольного внимания педагоги часто и успешно используют различные упражнения и игры, вызывающие у ребят эмоционально-положительный отклик. Например, на уроках русского языка можно использовать упражнение «Найди слово», когда детям предлагается найти определенные слова среди хаотично, без пробелов напечатанных слов. Успешным бывает и упражнение «Поиск отличий», когда детям предлагается выявить и перечислить как можно больше отличий в словах, записанных на доске, или в схожих на первый взгляд картинках [26].

Как мы уже подчеркивали выше, преобладающим видом внимания школьников в начальной школе выступает внимание непроизвольное, «работающее» по принципу ориентировочного рефлекса «что такое?». При этом внимание детей направлено на несущественные детали объекта, это происходит из-за характерной для детей данного возраста ситуативности, поскольку дети пока еще не научились выделять главное в рассматриваемом материале, анализировать и устанавливать существенные связи. Младшим школьникам достаточно сложно обратить свое внимание на существенные, главные элементы объектов. При осуществлении учебного процесса внимание детей зачастую переключается с важных для исполнения условий на несущественные, второстепенные свойства предметов и явлений, которые обладают значительной яркостью или эмоциональной притягательностью.

По мнению Л.Е. Тарасовой, увеличивающаяся произвольность внимания влияет на развитие других свойств внимания. Характерной возрастной особенностью детей младшего школьного возраста является высокая стойкость внимания при осуществлении ими внешних действий и наоборот более низкая при осуществлении внутренних. Это вызывает необходимость целесообразного чередования педагогом на занятиях умственных и двигательных действий. Поскольку дети этого возраста во многих случаях отвлекаются при выполнении, казалось бы, простой, но монотонной деятельности, чем при решении трудных задач, которые требуют от учащихся использования разного рода способов и приемов работы [24].

Недостаточно развито у детей младшего школьного возраста и переключение внимания. В какой- то мере это обусловлено тем, что в первые годы обучения у детей еще не сложились учебные умения и навыки, именно этот аспект и мешает детям быстро переключиться с одной формы учебных занятий на другую. В тоже время с формированием произвольного внимания происходит формирование и непроизвольного внимания, которое в большей степени начинает быть связанно уже не с яркостью и привлекательностью предметов, а с потребностями, чувствами, мотивами и интересами детей, появляющимися в процессе учебной деятельности, все эти мотивы, чувства и потребности и начинают обусловливать тенденцию внимания. Именно поэтому развитие у детей младшего школьного возраста непреднамеренного и преднамеренного видов внимания тесным образом взаимосвязано с их личностным развитием. Произвольное внимание предполагает строгое следование определенному алгоритму действий. Младшие школьники относительно готовы к большему сосредоточению внимания, но, к сожалению, для них характерна низкая продолжительность такой концентрации, в связи с этим одним из главных условий развития устойчивости и сосредоточения внимания является отсутствие монотонности и разновидность деятельности.

Младший школьный возраст богат неограниченными возможностями развития и педагогу важно способствовать поддержанию этих возможностей. У детей в этом возрасте закладывается, а затем культивируется фундамент многих психических качеств, в том числе и внимание. Если при поступлении в школу для детей в большей степени характерно непроизвольное внимание, но при организации педагогом систематических занятий внимание детей постепенно меняется на произвольное, происходят также изменения во взаимосвязях между процессами торможения и возбуждения. Хотя склонность к возбуждению по-прежнему довольно высока, что отражается в непоседливости детей этого возраста.

1.3 Возможности использование квестов на уроках литературного чтения как средства развития внимания у младших школьников

Нет такого учителя, кто не задавался бы вопросом, какими способами можно успешно развивать у обучающихся интерес к открытию знаний. Согласно последним нововведениям в сфере образования, учитель, принимая во внимание возрастные, психологические особенности и здоровье обучающихся, должен создавать на уроке ситуации, дающие возможность обучающимся самим найти ответы и решения к поставленным задачам.

Развитие психических процессов, в том числе и внимания возможно осуществить с помощью активных методов обучения, которые являются основой педагогических технологий, в том числе и новой образовательной квест-технологии. Проследим, как трактуется зарубежными и отечественными исследователями данное понятие.

Слово «квест» произошло от англ. Quest – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», имеет значение поиска с определенной целью. Первоначально название «квест» было использовано в названии некоторых компьютерных игр, разработанных компанией Sierra On-Line: King's Quest, Space Quest, Police Quest. Позднее квестом стали именовать разновидность активных экстремальных и интеллектуальных игр. В 1995 году преподавателем университета в Сан-Диего Берне Доджем была презентована модель веб-квеста как метода для наиболее удачного использования сети Интернет на уроках [25].

По мнению И.Н. Сокол, квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации учащихся, развитие их как активных участников педагогического процесса  [27].

О.Ю. Писнова считает, что отличается квест-технология от традиционных игр в педагогике  заданиями проблемного характера и поиском информации в сети Интернет. Для веб-квестов характерно глубокое «погружение» в открытое информационное пространство (презентация итогов квеста в сети Интернет на сайтах или в социальных сетях, использование специального программного обеспечения) [23].

В образовательном процессе, по мнению исследователей С. А. Осяк, Т. В. Захаровой, квест – это «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся ведут поиск информации по указанным местам (в реальности), включающий и поиск этих мест или других объектов, людей, заданий…» [22].

Образовательный квест – это проблемная форма проведения учебного занятия, соединяющая проблемные, исследовательские, игровые и информационно-коммуникационные методы обучения, сочетающая целенаправленный поиск, в основе которого лежит выполнение поэтапных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету и позволяющая обеспечить самовоспитание и саморазвитие ребенка. Прочную основу образовательного квеста составляет проблемная ситуация, в течение решения которой учащиеся усваивают новые знания, умения и навыки [23].

С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова предложили структуру веб-квеста, которую можно представить таким образом: красочное вступление, ключевое задание, список ресурсов для получения информации, описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому обучающемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы, станции); инструкция, как организовать и представить собранную информацию; заключение, в котором суммируется опыт, который получили, саморефлексия. Б. Додж еще прибавляет к этой структуре комментарии и методические материалы для учителей, которые будут проводить данный квест [22].

И. Н. Сокол классифицировала образовательные квесты таким образом:

‒ по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные);

‒ по режиму проведения (в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме);

‒ по сроку реализации (краткосрочные; долгосрочные);

‒ по форме работы (групповые; индивидуальные);

‒ по предметному содержанию (моноквест; межпредметный квест);

‒ по структуре сюжетов (линейные; нелинейные; кольцевые);

‒ по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда или виртуальная образовательная среда) [27].

Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая разработали технологическую карту, с помощью которой можно успешно проектировать образовательный квест:

‒ название,

‒ направленность квеста,

‒ цель и задачи,

‒ продолжительность,

‒ возраст обучающихся (целевая группа),

‒ легенда,

‒ герои или роли в квесте,

‒ основное задание (идея),

‒ сюжет и продвижение,

‒ задания и препятствия,

‒ навигаторы, ресурсы,

‒ критерии оценивания,

‒ итоги квеста,

‒ образовательный продукт,

‒ требования к разработке образовательного квеста [25].

Е.А. Игумнова считает, что первостепенная цель технологии –  самостоятельный поиск нужной для обучения информации, делающий обучающихся из пассивных объектов учебной деятельности ее активными субъектами - повышает как мотивацию к процессу «добывания» знаний, так и ответственность за результаты этой деятельности и их представление, что является одним из планируемых результатов овладения основной образовательной программой начального общего образования.

Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы, лучше всего подходит для работы в небольших группах, но существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельно взятого обучающегося [25].

Дополнительно мотивировать обучающихся при прохождении веб-квеста можно, предложив им самим выбрать роли (например, путешественник, детектив, археолог, корреспондент, историк и т.п.) и вести себя согласно своей роли. Веб-квест можно проектировать по одному предмету или сразу по нескольким одновременно, тогда он будет межпредметный. Профессор Берни Додж выделил следующие формы веб-квеста:

‒ создание базы данных по проблеме, все ветви которой подготавливают ученики;

‒ создание микромира, в котором учащиеся смогут перемещаться при помощи гиперссылок, формируя физическое пространство;

‒ написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого нужно указать два-три возможных направления);

‒ создание документа, дающего разбор какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов;

‒ интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются обучающимися, глубоко изучившими выбранный персонаж [9]. Этот вариант работы лучше всего поручать не отдельным ученикам, а небольшой группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.

Профессором Берни Доджем квесты выделены по срокам проведения: долговременные и кратковременные. Время проведения варьируется от получаса до нескольких месяцев.  Целью кратковременных квестов считается получение знаний и добавление их в свою копилку знаний. По времени работа над такими квестами может занимать от одного до трёх занятий. Они могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.

Долгосрочные квесты предполагают расширение и уточнение понятий. По прохождении долгосрочного квеста ученик должен уметь анализировать обретенные знания, быть способен их преобразовывать, овладеть материалом настолько, чтобы создавать самому подобные задания для работы по теме. Работа над долгосрочным квестом может идти от одной недели до месяца, а может продолжаться на четверть или даже учебный год.

Исследователь Том Марч определил следующие требования к организационным особенностям:

‒ мотивированность участников;

‒ безопасность;

‒ многообразие заданий;

‒ оригинальность;

‒ спонтанность развития событий;

‒ логичность;

‒ целостность;

‒ подчинённость поставленным дидактическим задачам [11].

Таким образом, возможности квеста как средства формирования внимания у младших школьников достаточно велики. Внесение элементов игры, использование активных методов обучения и форм работы c младшими школьниками будут эффективны для расширения их кругозора, активного применения знаний и умений, вовлечения учащихся в образовательную среду.

Выводы по главе 1

Мы рассмотрели понятие «внимание» и выяснили, что внимание – это психический процесс, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, а также пять свойств внимания: переключение, концентрация, объем, устойчивость, распределение, отвлекаемость.

Внимание имеет свою специфику на каждом возрастном этапе и при этом отличается индивидуальным своеобразием для каждого конкретного человека. У ребенка в младшем школьном возрасте доминирует непроизвольное внимание на основе ориентировочного рефлекса. У детей младшего школьного возраста развитие внимания также напрямую связано с развитием ответственности за усвоение знаний. Дети, у которых развито волевое усилие, могут проявить настойчивость и заставить себя внимательно выполнять задание, будь оно интересным или не интересным.

Возможности квеста как средства формирования внимания у младших   школьников достаточно велики. Внесение элементов игры, использование активных методов обучения и форм работы c младшими школьниками будут эффективны для расширения их кругозора, активного применения знаний и умений, вовлечения учащихся в образовательную среду.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2.1 Диагностика уровня развития внимания младших школьников

Целью диагностики являлось выявление имеющегося уровня развития внимания младших школьников, обучающихся в 4 «Г» классе, а также получение начального материала для организации формирующего этапа эксперимента.

Для оценки уровня развития внимания младших школьников были использованы следующие компоненты: избирательность внимания, устойчивость внимания, объем внимания, концентрация внимания и произвольное внимание. Поскольку именно данные компоненты оказывают большое влияние на общий уровень развития внимания младшего школьника.

Для оценивания развития каждого из вышеперечисленных критериев были выбраны сопутствующие методики: методика П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, направленная на диагностику общего уровня развитости произвольного внимания; тест Г. Мюнстерберга, определяющий уровень избирательности внимания; методика «Перепутанные линии», диагностирующая устойчивость внимания; методика «Запомни и расставь точки», которая помогает оценить объем внимания человека; тест Пьерона- Рузера, который направлен на диагностику концентрации внимания.

При диагностике по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой испытуемому предлагается текст, который содержит 10 ошибок: недописанные и пропущенные слова или ошибочное их написание, необходимо найти и исправить как можно большее количество ошибок. Результат по методике интерпретируется следующим образом: каждая найденная ошибка оценивается в 10 баллов, а в конце результат суммируется и оценивается по шкале от 0 до 100, где 0 – 59 баллов – низкий уровень развития произвольного внимания, 60 - 79 баллов средний уровень развития произвольного внимания, 80 – 100 высокий уровень развития произвольного внимания.

Тест Мюнстерберга представляет собой бланк с хаотично расставленными буквами, среди которых необходимо за 120 секунд найти 25 слов. За каждое найденное слово к результату прибавляется 4 балла, в конце результат оценивается по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 – 59 баллов – низкий уровень развития избирательности внимания, 60 - 79 баллов средний уровень развития избирательности внимания, 80 – 100 высокий уровень развития избирательности внимания.

При использовании методики «Перепутанные линии» испытуемому необходимо взглядом найти конец каждой из 25 извилистых и переплетенных линий за 10 минут. При каждом правильном варианте ответа испытуемому дается 4 балла, в конце результат оценивается по шкале от 0 до

100 баллов, где 0 – 59 баллов – низкий уровень развития устойчивости внимания, 60 - 79 баллов средний уровень развития устойчивости внимания, 80 – 100 высокий уровень развития устойчивости внимания.

Особенностью методики «Запомни и расставь точки» является то, что испытуемому необходимо последовательно заполнить 8 карточек, в каждой из которых необходимо расставить определённое количество точек с образца по памяти в определенном порядке. При интерпретации результатов выбирается та, карточка, на которой безошибочно воспроизведено максимальное количество точек. В данном случае за каждую точку начисляется 20 баллов, то есть в 80-100 баллов оценивается результат высокого уровня развития объема внимания – 4 точки и больше, в 60 – 79 баллов оценивается результат среднего уровня развития объема внимания - 3 точки, в 0-59 баллов оценивается результат низкого уровня объема внимания 1-2 точки.

При проведении диагностики с помощью теста Пьерона-Рузера испытуемому предлагается за 60 секунд заполнить фигуры в бланке определенными знаками: в квадрат - плюс, в треугольник - минус, круг остается пустым, а в ромбе ставится точка. Каждая правильно заполненная фигура оценивается в 1 балл. Результата в 80-100 фигур оценивается как высокий уровень концентрации внимания, результат в 60-79 фигур означает, что у испытуемого средний уровень развития концентрации внимания, результат в 0-59 фигур свидетельствует о низком уровне развития концентрации внимания испытуемого.

Итак, для исследования были выбраны вышеперечисленные методики, результат каждой из которых оценивается по стобальной шкале, где 80-100 – высокий уровень исследуемого показателя, 60-79 – средний уровень показателя, 0-59 низкий уровень показателя, а среднее арифметическое по результатам данных методик показывает общий уровень развития внимания испытуемого.

Высокий уровень развития внимания означает, что младший школьник способен обращать свое внимание в зависимости от цели деятельности в определенном направлении. У младшего школьника с высоким уровнем внимания хорошо развиты произвольное внимание и процесс саморегуляции. Устойчивость внимания характеризуется постоянством и управляемостью, также стабильностью, даже при воздействии внешнего отвлекающего фактора. Объем внимания характеризуется способностью удерживать одновременно в зоне активного внимания 4-5 объектов, которые ребенок может группировать и систематизировать по определенным признакам. Концентрация внимания позволяет не отвлекаться от объекта деятельности на посторонние раздражители, при условии что эти раздражители не относятся лично к ребенку. Избирательность при высоком уровне развития

внимания проявляется способностью быстро и качественно выделять из ряда объектов необходимые для достижения актуальной цели [16].

При среднем уровне развития внимания младший школьник не всегда может направить его в соответствии с нынешними потребностями. Процесс саморегуляции в основном успешен, но при сильном отвлекающем воздействии со стороны произвольное внимание переходит в непроизвольное. Объем внимания позволяет одновременно удерживать в зоне активного внимания 2-3 объекта, при их объединении и систематизации могут возникать трудности. Устойчивость внимания при монотонной деятельности и переутомлении слабеет и теряет постоянность, но при наличии интереса к объекту может способствовать переходу произвольного внимания в послепроизвольное. Концентрация внимания имеет определенную стабильность, которая может нарушится при изменениях окружающей среды. Избирательность внимания способствует грамотному выбору среди окружающего информационного потока лишь того, что нужно в данный момент [16].

При низком уровне внимания его произвольность почти не сформирована. Младший школьник подвержен отвлечению. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Устойчивость внимания можно поддержать только внешними раздражителями извне. При однообразности и повторяемости заданий на уроке ребенок достаточно быстро переутомляется и теряет устойчивость внимания. Объем внимания характеризуется узостью. Младший школьник с низким уровнем внимания одновременно может удерживать в зоне активного внимания только 1 объект. Концентрация внимания также развита очень слабо, любой посторонний раздражитель может отвлечь от деятельности или достижения определенной цели. Избирательности внимания из-за сильной подверженности отвлекающим факторам может быть затруднена, младший школьник достаточно проблемно находит нужные объекты среди окружающих, встречаются ошибки систематизации и восприятия информации [16].

Далее рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования. Подробные результаты по учащимся 4 «Г» класса и по каждой из методик представлены в Приложении 1.

Рисунок 1 – Результаты диагностики избирательности внимания младших школьников

На Рисунке 1 представлены результаты диагностики 4 «Г» классов с помощью теста Г. Мюнстерберга, определяющего уровень развития избирательности внимания. По данному рисунку мы видим, что у 4 «Г» преобладает низкий уровень развития избирательности – 67%. Средний уровень развития 4 «Г» класса составляет 25%. На высоком уровне развития находятся 8% учеников 4 «Г» класса. Это свидетельствует о том, что низкий уровень развития является основным среди уровня развития избирательности учеников в 4 «Г» классе, то это указывает на возникновение трудностей при восприятии информации как под воздействием объекта, способствующего отвлечению, так и без него.

Рисунок 2 – Результаты диагностики устойчивости внимания младших школьников

Рисунок 2 наглядно демонстрирует результаты диагностики 4 «Г» класса по определению уровня устойчивости внимания с помощью методики «Перепутанные линии». На высоком уровне находятся 50% учеников 4 «Г» класса, то есть данные ученики способны стабильность внимания достаточно длительное время. Средний уровень у учеников 4 «Г» класса – 12%. При этом низкий уровень у учеников 4 «Г» - 38 %, которые в большей степени страдают отвлекаемостью.

Рис. 3. Результаты диагностики объема внимания младших школьников

С помощью Рисунка 3 мы можем сравнить результаты по уровню развития объема внимания, полученные при диагностике с помощью методики «Запомни и расставь точки». В 4 «Г» классе большинство учеников 96% могут уже удерживать 4-5 объектов и единовременно их осознавать. На среднем уровне находятся 4% в 4 «Г» классе. Данные ученики одновременно могут одновременно осознавать меньшее количество объектов. Низкий уровень в данном классе не наблюдается

Рисунок 4 – Результаты диагностики концентрации внимания младших школьников

На Рисунке 4 мы видим результаты диагностики уровня развития концентрации внимания у учеников 4 «Г» класса с помощью методики теста Пьерона-Рузера. Низкий уровень преобладает у 16%учащихся 4 «Г» класса. Нахождение на этом уровне демонстрирует отсутствии способности к полному абстрагированию от внешних раздражителей при выполнении определенных действий. На высоком уровне развития концентрации в 4 «Г» классе находятся 42% учеников. Ученики, имеющие средний уровень развития концентрации внимания, в 4 «Г» 42%, могут углубится в деятельность, но при этом сохраняют достаточную чувствительность к посторонним раздражителям.

Рисунок 5 – Результаты диагностики уровня развития произвольного внимания младших школьников

С помощью Рисунка 5 мы можем проанализировать уровни развития произвольного внимания учащихся 4 «Г» класса, полученные в процессе диагностики по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой. Низкий уровень у у 4 «Г» - 37%. Средний уровень у учеников 4 «Г» - 50%. Высокий уровень 4 «Г» класса – 13%. Значит, в среднем у учеников данного класса произвольное внимание проявляется под воздействием как внутренним, так и внешним, а для привлечения к деятельности ученикам необходима сильная мотивация.

Рисунок 6 – Результаты диагностики общего уровня развития внимания младших школьников

Рисунок 6 нам показывает общий уровень развития внимания у учеников 4 «Г» класса. Стоит отметить, что в 4 «Г» классе показатели отличаются следующим образом: низкий уровень – 25%, средний уровень – 67%, высокий уровень – 8%. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что большинство учеников управляют своим произвольным внимания, но при наличии фактора, представляющего интерес, преобладающим становится непроизвольное.

Рисунок 7 – Результаты диагностики показателей уровня развития внимания младших школьников

Рисунок 7 показывает среднее значение показателей уровня развития внимания учеников 4 «Г» класса. Самым большим значением обладают такие качества как объем (90,8%), концентрация (76,2%), устойчивость (68,7%). Хуже развиты такие качества как избирательность (50,3%), произвольное внимание (59,6%). Общий уровень развития внимания составляет 69,1%

Итак, полученные данные дали нам представление об имеющемся уровне развития внимания у младших школьников. В связи с этим, нами будет запланирована дальнейшая работа по определенных качеств внимания в 4 «Г» классе.

2.2 Конспект урока литературного чтения с использованием квест-технологии

Согласно полученным эмпирическим данным нами был разработан  конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием квест-технологии

Тема: Литературный квест «В поисках потерянного времени»

Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, формировать умение анализировать прочитанное, учить выделять главное в тексте, помочь учащимся осознать последствия потерянного времени, познакомить с разделами читального зала. Развивать внимание, связную речь, учебно-познавательный интерес, умение работать в группе, искать пути решения проблемы, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков. Воспитывать бережное отношение к своему времени и времени окружающих; воспитывать ответственное отношение к учебе, к своим обязанностям.

Оборудование. Модель часов, листы с заданиями, портрет Е. Л. Шварца, выставка книг писателя, пословица для демонстрации на доске, названия команд.

Ход урока:

I. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

II. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня у нас необычный урок – литературный квест. «Квест» – слово английское и обозначает – «поиск». Это понятие пришло к нам издалека и обозначало долгое и трудное путешествие героя за волшебным предметом, ценностями. На пути героя встречались препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.

- Отгадайте загадку и узнайте, главную ценность человека.

Чего нельзя купить

Ни за какие сокровища? (Время) 

Время – это главная ценность человека. Чем больше мы учимся экономить время, тем выше наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Злые волшебники забрали себе потерянное ребятами время. Что же делать? Неужели не вернуть ребятам потерянной молодости?

- Чтобы найти «потерянное» время, предлагаю вам объединиться в команды «Минута» и «Секунда», выполнить дружно все задания. Цель нашего квеста - собрать пословицу, которая поможет нам в жизни не терять напрасно времени. На каждом этапе квеста за правильные ответы будете получать одно слово из пословицы. Следить за нашим путешествием будут…

Усатое Солнышко

Спряталось за стёклышко.

Шевелит усами

Зовут… (Часами)

- Когда стрелки на часах сходятся в цифре 12, обычно происходит какое - то чудо. Как во многих сказках, у нас тоже произойдет чудо...

Правила работы в команде

1. Будь  доброжелательным к товарищам. Помни, что Вы делаете общее дело.

2. Четко  высказывай предлагаемый способ решения.

3. Умей слушать других.

4. Если не согласен с мнением других, не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми словами.

5.  Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты  можешь оказаться в таком же положении.

Интересные факты о времени:

  1. У кошек сердце бьётся чаще, чем у людей, поэтому время для них идёт быстрее. У слонов пульс равняется в среднем 25-ти ударам в минуту, поэтому с точки зрения человека их время тянется медленнее. 
  2. Часы идут по часовой стрелке — слева направо — потому что именно в этом направлении движется тень солнечных часов.
  3. Небольшое азиатское государство Непал отгородилось от своих индийских соседей не только границами, но и временем: несмотря на то, что Непал и Индия находятся в одном часовом поясе, временная разница между ними составляет 15 минут.
  4. Оказывается, иногда в минуте насчитывается 61 секунда. Это происходит в некоторые годы 30 июня или 31 декабря, когда Международная служба вращения Земли прибавляет к времени "високосную" секунду. Делается это для того, чтобы всемирное время точнее соответствовало солнечному.
  5. Согласно средневековым законам, промежуток времени "момент" равнялся полутора минутам.
  6. В одном году 31 536 000 секунд.

III. Работа над темой урока

- Мы начинаем. Соберите буквы и узнаете, где можно найти много книг.

ЛИОБИБКАТЕ (Библиотека)

- Итак, не будем терять ни минуты.

1 задание командам

Прочитайте и ответьте на вопросы.

В городе Казани, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Он был великим тружеником. Писал сказки, пересказывал в своих пьесах сказки Г. Х. Андерсена, Ш. Перро. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в его сказке ленивые школьники.

Сколько лет в этом году отмечаем Е. Л. Шварцу? (126 лет)

Е. Шварц написал «Сказку о потерянном времени в 44 года. В каком году была написана сказка? (1940)

Решите пример 100 – 7 * 10 и узнаете, сколько примерно написал писатель сказок и пьес. (30)

За правильный ответ команды получают слова –       на      

2 задание

Блиц – турнир.

(Вопросы задаются поочерёдно командам)

К какому виду сказок относится данное произведение?  (Литературная сказка)

Как звали главного героя? (Петя Зубов)

В каком классе учился Петя?(3)

Что говорил Петя Зубов в конце первой четверти? (Успею)

По каким предметам отставал Петя? (Русский язык, письмо, арифметика, пение)

Что сделали злые волшебники с детьми? (Превратили в стариков)

При помощи какого предмета волшебники подсчитывали время? (Счеты)

Сколько оборотов нужно сделать на часах, чтобы вернуть ребятам прежний облик? (77)

За правильный ответ получают слова –         то, что можешь

Физминутка

Все часы идут вот так:

Тик - так, тик – так. (Наклоны головы в стороны)

Смотри скорей, который час:

Тик - так, тик - так. (Раскачиваться в такт, руки в противоположную сторону)

Налево - раз, направо - раз:

Тик - так, тик — так. (Повороты в стороны)

Мы тоже с вами можем так:

Тик - так, тик - так.

3 задание

Найдите в толковом словаре значение слова.

Команда «Минутка» – ходики. (Небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.)

Команда «Секунда» – пенсия. (Регулярно выдаваемое денежное пособие, выплачиваемое гражданам из общественных фондов в старости и в  других случаях.)

Объясните значение фразеологизмов из сказки.

Команда «Минутка»

пошёл куда глаза глядят (В неопределённом направлении, неизвестно куда)

терять время понапрасну (Бездельничать) 

держать ухо востро (Быть очень осторожным, осмотрительным)

Команда «Секунда»

как сквозь землю провалился (Исчез, скрылся куда-то)

и в ус не дует (Не обращает никакого внимания)

не терять времени даром (Не заниматься бесполезными делами)

За правильный ответ получают слова –       сделать

4 задание

  Восстановите последовательность событий в сказке. (Обозначают цифрами очередность пунктов).

- В лесном домике.

- Мальчик Петя Зубов.

- Опасение волшебников.

- «Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

- Превращение мальчика в старика.

- Обратное превращение.

- Где же они – дети старики?

- Превращённые отыскались.

За правильный ответ получают слова -            Не откладывай

5 задание

Продолжите фразы из сказки. Объясните их значение.

Команда «Минутка»

«Человек, который понапрасну… (теряет время, сам не замечает, как стареет).

«…иногда лучше потратить… (немножко времени, чтобы потом его сберечь».)

Команда «Секунда»

За правильный ответ получают слово -        сегодня

6 задание

 «Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек» - сказал Евгений Львович Шварц.

Как же надо жить, чтобы не терять времени зря? Запишите свои предложения.

За правильный ответ получают слово -      завтра

IV. Обобщение материала урока

Мы выполнили все задания. А теперь, ребята, соберите  пословицу, которая нам поможет никогда в жизни не терять напрасно время.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

V. Итог урок

Игра «Микрофон»

Многие сказки заканчиваются такими словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки?

Выводы по главе 2

В исследовании приняли участие учащиеся 4 «Г», в количестве 24 человека. Целью диагностики являлось выявление имеющегося уровня развития внимания младших школьников, обучающихся в 4 «Г» классе, а также получение начального материала для организации формирующего этапа эксперимента. Результаты показали среднее значение показателей уровня развития внимания учеников 4 «Г» класса. Самым большим значением обладают такие качества как объем (90,8%), концентрация (76,2%), устойчивость (68,7%). Хуже развиты такие качества как избирательность (50,3%), произвольное внимание (59,6%). Общий уровень развития внимания составляет 69,1%. Итак, полученные данные дали нам представление об имеющемся уровне развития внимания у младших школьников.

В связи с этим, нами будет запланирована дальнейшая работа по развитию  определенных качеств внимания в 4 «Г» классе. Согласно полученным эмпирическим данным нами был разработан  конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием квест-технологии на тему  «В поисках потерянного времени».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование было посвящено исследованию методических основ развития внимания у младших школьников через использование квестов на уроках литературного чтения и позволило решить поставленные задачи, в результате были получены следующие выводы:

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Выделяют следующие характеристики внимания: сосредоточенность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем. Также ученые в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание имеет свою специфику на каждом возрастном этапе и при этом отличается индивидуальным своеобразием для каждого конкретного человека. У ребенка в младшем школьном возрасте доминирует непроизвольное внимание на основе ориентировочного рефлекса. У детей младшего школьного возраста развитие внимания также напрямую связано с развитием ответственности за усвоение знаний. Дети, у которых развито волевое усилие, могут проявить настойчивость и заставить себя внимательно выполнять задание, будь оно интересным или не интересным. Если при поступлении в школу для детей в большей степени характерно непроизвольное внимание, но при организации педагогом систематических занятий внимание детей постепенно меняется на произвольное, происходят также изменения во взаимосвязях между процессами торможения и возбуждения.

Развитие психических процессов, в том числе и внимания возможно осуществить с помощью активных методов обучения, которые являются основой педагогических технологий, в том числе и новой образовательной квест-технологии.  Возможности квеста как средства формирования внимания у младших школьников достаточно велики. Внесение элементов игры, использование активных методов обучения и форм работы c младшими школьниками будут эффективны для расширения их кругозора, активного применения знаний и умений, вовлечения учащихся в образовательную среду.

В исследовании приняли участие учащиеся 4 «Г», в количестве 24 человека. Целью диагностики являлось выявление имеющегося уровня развития внимания младших школьников, обучающихся в 4 «Г» классе, а также получение начального материала для организации формирующего этапа эксперимента. Для оценивания развития каждого из вышеперечисленных критериев были выбраны сопутствующие методики: методика П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, направленная на диагностику общего уровня развитости произвольного внимания; тест Г. Мюнстерберга, определяющий уровень избирательности внимания; методика «Перепутанные линии», диагностирующая устойчивость внимания; методика «Запомни и расставь точки», которая помогает оценить объем внимания человека; тест Пьерона- Рузера, который направлен на диагностику концентрации внимания. Результаты показали среднее значение показателей уровня развития внимания учеников 4 «Г» класса. Самым большим значением обладают такие качества, как объем (90,8%), концентрация (76,2%), устойчивость (68,7%). Хуже развиты такие качества как избирательность (50,3%), произвольное внимание (59,6%). Общий уровень развития внимания составляет 69,1%.

Итак, полученные данные дали нам представление об имеющемся уровне развития внимания у младших школьников. Согласно полученным эмпирическим данным нами был разработан  конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием квест-технологии на тему  «В поисках потерянного времени».

Таким образом, все задачи, поставленные перед исследованием решены, а это значит, что цель исследования достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. ФГОС НОО: Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.02.2023).

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Безбородова, Н. Я., Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – Москва: Новая школа, 2018. – 118 с.
  2. Вундт, В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. / под ред. В. Вундта. – Москва: Просвещение, 2017. –285 с.
  3. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском  возрасте / под ред. Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2018. – 186 с.
  4. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. – 2-е издание, расширенное. – Москва: МПСИ, 2018. – 656 с.
  5. Добрынин, Н. Ф. Внимание и его воспитание / под ред. Н.Ф. Добрынина. – Москва: Просвещение, 2019. – 256 с.
  6. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / под ред. Н.Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 2018. – 118 с.
  7. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / под ред. Р.И. Жуковской. – Москва: Изд-во Академии педагогических наук, 2023. – 320 с.
  8. Ляудис, В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. / В. Я. Ляудис.- М.: Просвещение, 2017.  - 189 с.
  9. Неймер, Ю. Л. Психологический словарь / под ред. Ю. Л. Неймер. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 352 с.
  10. Немов,  Р. С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования / Р.С. Немов. – 4-е изд. – Москва: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2017.
  11. Психологический практикум «Внимание» : учебно-методическое пособие / сост. Л .И. Дементий, Н. В. Лейфрид ; под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2018. – 64 с.
  12. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Москва, 2021. – C. 430-431.
  13. Рибо, Т. Психология внимания / под ред. Т. Рибо. – Санкт-Петербург: Изд-во Ф. Павленкова, 2020. – 369 с.
  14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / под ред. С.Л. Рубинштейна. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2020. – 712 с.
  15. Савина, О.О. Сборник упражнений для развития внимания и памяти [Текст] / О.О. Савина, О.М. Смирнова. – М.: Перспектива, 2016. – 96 с.
  16. Тарасова, Л. Е. Психолого-педагогические условия и средства формирования коллективного внимания младших школьников / Л.Е. Тарасова. – Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 2019. – 179 с.
  17. Шварц, Е. Сказка о потерянном времени: сказки / Евгений Шварц; худож. А. Шахгелдян. – Москва: БАМБУК, 2020. – 98 с.
  18. Шварц Евгений Львович // Писатели нашего детства. 100 имён: биогр. слов. В 3 ч. Ч. 3 / РГДБ. – Москва, 2020. – С. 489–495.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1. Маркова А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / А.А. Маркова // Начальная школа. – 2011. – № 2. – С. 89.
  2. Михалева,  А. А. Педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников / А.А.Михалева // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. – Екатеринбург: НИЦ «Л-Журнал», 2019. – С. 51-54.
  3. Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С.  А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М Плеханова. // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. (2).
  4. Писнова, О. Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся / О.Ю. Писнова. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 8-11.
  5. Тарасова, Л. Е. Коллективное внимание младших школьников / Л.Е. Тарасова // Начальная школа. – 2019. – №10 – С. 95-98.

Интернет – ресурсы

  1. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.  URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 17.02.2023).
  2. Неустроева, А.Н., Проблема развития произвольного внимания у младших школьников / А.Н. Неустроева, А.Н. Елисеева. – Текст : электронный. // Меридиан: научный электронный журнал. – 2018. – №4(15).  URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=954 (дата обращения: 02.06.2021).
  3. Сокол, И. Н. Классификация квестов // Молодий ученый. - 2019. - №6 (09).  С. 138-140. URL: http://molodyvcheny.in.Ua/files/journal/2014/6/89.pdf. (дата обращения: 17.02.2023).
  4. Что такое квест. – URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i -otvety/kvest-chto-ehto-takoe.html (13.02.2023).


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Картотека

Таблица 1 – Результаты диагностики внимания у 4 «Г» класса

Ф.И.

Избирательность внимания

Устойчивость внимания

Объем внимания

Концентрация внимания

Общий уровень развития произ-

вольного внимания

Общий уровень развития внимания

1

Алина Г.

28

68

80

90

30

59,2

2

Дима П.

28

92

100

39

50

61,8

3

Татьяна Р.

52

40

80

49

60

56,2

4

Майса Б.

52

76

80

99

80

77,4

5

Дарья С.

36

28

100

60

60

56,8

6

Варвара Е.

100

80

100

94

90

92,8

7

Юлия Гр.

64

88

100

76

70

79,6

8

Дима Е.

40

52

80

17

40

45,8

9

Анна Л.

40

88

80

99

30

67,4

10

Тимофей С.

64

48

100

96

70

75,6

11

Алина В.

44

52

100

74

90

72

12

Анна Г.

48

92

100

95

60

79

13

Святослав

А.

80

88

100

76

70

82,8

14

Никита З.

60

88

100

70

40

71,6

15

Саша Н.

36

40

80

100

50

61,2

16

Шахром О.

36

36

60

79

40

50,2

17

Лукьян Д.

28

92

100

63

70

70,6

18

Ксения С.

60

92

80

86

70

77,6

19

Настя Ф.

48

92

80

75

70

73

20

София Д.

64

92

100

57

60

74,6

21

Артем В.

48

32

100

64

70

62,8

22

Карина В.

44

84

100

97

70

79

23

Вячеслав Г.

60

40

80

76

40

59,2

24

Аня Д.

48

68

100

98

50

72,8

Средний результат по

показателю:

50,3

68,7

90,8

76,2

59,6

69,1



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

При анкетировании было выявлено, что у большинства педагогов высшее образование с более двадцати лет стажа. Педагогический стаж в данном учреждении составляет в среднем более двенадцати лет, есть молодые специалисты, которые проработали не более пяти лет. Тематика у педагогов разнообразная: «Естественно-научная грамотность», «Формирование читательской грамотности», «Формирование функциональной грамотности», «Формирование и развитие математической грамотности на уроке математики». Учителя посещают такие учебные, научные и методические мероприятия, как семинары- практикумы, РМО, мастер-классы, посещение открытых уроков, выступления на метод. объединениях, выступления на ГИМО. Используют педагогические технологии такие, как игровая, проектная, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения. В образовательные программы входят: «Перспектива», «Школа России». Педагоги проводят разные темы по внеурочной деятельности. «В мире книг», «В здоровом теле- здоровый дух», «Орлята России», «Разговоры о важном», «Интеллектуальные витаминки», «Финансовая грамотность», «Практическая экология». Качество обученности учеников в среднем составляет 75%.  Трудности возникающие в профессиональной деятельности с большим объемом загруженности, работы с родителями, безответственностью детей, методической неподготовленностью.