Повышение продуктивности учебного занятия через применение игровых технологий
статья

Татьяна Владимировна Сахарова

Отчет по самообразованию. Сообщение из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования учителя начальных классов Сахаровой Т.В.

Повышение продуктивности учебного занятия через применение игровых технологий

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности,  монотонную деятельность по запоминанию, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.  Именно поэтому мною выбрана данная тема самообразования.

Цель моей работы - включить учащихся в активный процесс обучения, путём внедрения игровых технологий в урок.

Задачи:

  • Изучить литературу об игровых технологиях;
  • Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;
  • изучить влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников, выявить условия эффективности  их применения;
  • изучить игры, развивающие интеллект, познавательную активность ребенка;
  • изучить игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания учащихся.

Перечень вопросов по самообразованию:

- сущность понятия «игровые технологии» и условия успешного внедрения игровых технологий;

- методы и приёмы игровых технологий;

- комплексный подход к внедрению игровых технологий в начальных классах на уроках и во внеурочной деятельности.

План самообразования:

Рассчитан на 3 года, с 2020 года по 2022 год

Предполагаемый результат:

Совершенствование в овладение игровыми технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.(повышение активности учащихся на уроке, повышение качества знаний), обобщение опыта по исследуемой проблеме, размещение материалов в сети Интернет

Применяемые формы работы по самообразованию:

  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии и педагогическим технологиям;
  • посещение методических объединений, тренингов, уроков коллег;
  • дискуссии с коллегами, совещания, обмен опытом;
  • изучение современных методик;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • общение с коллегами в школе, районе.

Форма отчета по проделанной работе:

  • Сообщение на заседании МО учителей  начальных классов.
  • Показ применения игровых технологий на открытых уроках.
  • Оформление результатов

***

Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

        Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением

работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

        Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

         Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Предлагаю вам сегодня сыграть в математическую «войнушку»… (задумка для урока к предметной неделе)

 Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

         Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, самостоятельному поиску, открытию новых знаний.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

В ходе работы над темой мною изучены виды игровых технологий в начальной школе, их специфика и классификация, а также требования к их проведению.

Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время использую следующие игры
а) – дидактические; 
б) – сюжетные; 
в) – ролевые; 
г) – театрализованные;
д) – подвижные; 
е) – конструктивные.
Каждый вид игры выполняет определённые функции. 


^ 1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

Примеры игр:

 «Передай шифровку» (на математике – «простучать»  число, следующий его называет (или показывает, записывает)

  «Лучший космонавт» («Лучший капитан»)

   Дидактическая цель: закрепление знания таблицы умножения.

   Детям раздаются ракеты (кораблики) из цветного картона, на которых записаны примеры. Решивший выставляет свою ракету (кораблик) на доску. Чья ракета стоит первой, тот лучший космонавт.

  «Математический футбол».

   Дидактическая цель: совершенствование навыков решения примеров.

   Дети делятся на 2 команды и получают карточки - мячи с примерами. На доске нарисованы ворота обеих команд. Выигрывает та команда, которая забьёт больше голов.

  «Что это такое?»

   Дидактическая цель: уточнение представлений о величине предметов, нахождение сходства предметов по признаку величины.

   В руках у учителя мяч. Он бросает его ученику и говорит слово.

Например: длинный. Ребёнок называет предметы: дорога, лента, верёвка, поезд и т.д.

   «Ручеёк».

   На доске записаны примеры, и дети по очереди быстро их решают. Чтобы ручеёк журчал, нельзя останавливаться. Если кто-то не может решить, ему помогает следующий.

  «Приведи кораблик в порт».

   Дидактическая цель: развитие навыков устного счёта примеров на разные действия.

   На доске записаны примеры в несколько действий и прикреплены кораблики с ответами (наугад). Учащиеся приставляют кораблики к тому примеру, который соответствует ответу.

«Лифт» (чтение обратных и прямых слогов)

На доске рисуется многоэтажный дом, на каждом этаже которого буква (гласная или согласная, в зависимости от темы урока), каждый ученик (или хором) сначала «поднимается» к каждой букве, затем спускается вниз с другой стороны, прочитывая соответственно обратный или прямой слог.

 Игра на запоминание с использованием карточек («сорбонки») (на математике – табличные случаи, на обучении грамоте – буквы), с одной стороны которых примеры без ответа, с другой – ответ (буква – картинка). Карточки берут по очереди. Ответил правильно – берешь себе. У кого больше (Набрать больше, чем в прошлый раз)

   Все дидактические игры, которые используются на уроках (или когда-то использовались) перечислить просто невозможно.

^ 2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

(использую на уроках чтения, речевой практики)
^ 3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
^ 4Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

   Физминутки и психологические паузы у нас проходят тоже в игровой форме.

   5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

   Внеклассные мероприятия, классные часы, занятия по ОБЖ, ПДД, ППБ по мере необходимости стараюсь проводить в форме игры.

Очень интересной, полезной и доступной для наших детей считаю такую давно известную форму работы как игра по станциям и более современную ее форму - игру-квест. Накоплен достаточно большой опыт проведения таких мероприятий (в рамках предметных недель и текущей внеклассной деятельности).

Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2). Иметь познавательное значение.
3). Активизировать общественную деятельность учащихся.
4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры. 
5). Создавать условия для детского творчества.
6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Хотелось бы отметить еще один важный момент. Игры на уроках нужно использовать в меру. Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра, - собственное учебное задание.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Подводя итог выше изложенному, можно отметить «плюсы» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует бОльших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценке учащихся.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

Методическая разработка занятия с применением игровой технологии "Путешествие по сказкам"

Тип: занятие - путешествие.Вид: игра.Цели: Дать представление о понятии "толерантность"; учить анализировать, выделять главное, сравнивать; воспитывать доброту и чуткость во взаимоотношениях.Ресурсы: ...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий....

«Методическая разработка учебного занятия с применением арт-технологий обучения»

 Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций: свободного воспитания, образования в процессе жизни.        Арт-...

Развитие познавательных процессов младших школьников через применение игровых технологий

.Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и психологических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи ...