Педагогические компетенции педагога в начальной школе
статья

Хомушку Айзанак Эдуардовна

Педагогические компетенции педагога

в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_kompetentsii_pedagoga_v_nachalnoy_shkole.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические компетенции педагога

в начальной школе

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе — школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами и приемами, технологиями обучения. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику. В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагога.

На протяжении всего периода педагогической деятельности необходимо совершенствование своего профессионального мастерства. Процесс непрерывного профессионального развития осуществляется по следующим направлениям:

— краткосрочные курсы повышения квалификации, которые, с одной стороны, позволяют углубить знания в области педагогической теории, с другой — создать предпосылки для полноценного освоения современных педагогических технологий;

— активное использование современных информационно-коммуникационных технологий (электронные образовательные ресурсы, участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся и учителей начальных классов, создание мини-сайты на образовательных порталах)

—  самообразование (планируется исходя из задач, над которыми работает школа, и образовательных потребностей учащихся, регулярное знакомство с новинками педагогической и методической литературы, изучение и осмысление своего опыта, опыта коллег, а также опыта, описанного в литературе, обобщение его, на данной основе подготовка докладов и выступлений для школьных объединений и педагогических советов школы);

— участие в профессиональных конкурсах.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т. е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете).

Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога начальной школы способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием ответов (правил) оказывается высокопродуктивным. На занятиях необходимо использование большого количества наглядного материала — обучение с опорой на зрительную память. Использование ИКТ на различных занятиях в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.

В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. В своей практике на уроках педагогу необходимо применять проектную и исследовательскую деятельность. Проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач. Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. Метод проектов необходимо применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для использования данной технологии необходимо:

— владение исследовательскими и поисковыми методами, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

— умение организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

— умение устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

— умение интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Групповые формы работы также являются эффективными, акцент делается на взаимопомощь и взаимоконтроль.

Работа в классе, где обучаются младшие школьники, дает возможность педагогу:

— учиться вместе с учениками;

— планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

— мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать ключевые компетенции;

— «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом индивидуальных особенностей.

Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен — эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха. Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик – это уникальная индивидуальность, и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов. Век живи — век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и, таким образом, он становится на путь профессионального успеха.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Учитель — творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

И главное — мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением.

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. // Российская газета. - № 5976. – 31 декабря 2012г.
  2. Андреев, В. А. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. А. Андреев. – М. : ИНФРА – М, 2007. – 608 с.
  3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы наследия, векторов развития. - М.: Омега-Л, 2017.
  4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.
  5. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя/ В.Н.Введенский; Департамент образования администрации Ямало-Ненецкого авт. окр., Ямало- Ненецкий окруж. ин-т повышения квалификации работников образования. - СПб.: Просвещение,2004.-158с.
  6. Профессиональная комптентность учителя начальных классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: gtn.lokos.net ›www/zmk/natshsch20/kompet.doc
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" 18 октября 2013 года. //Завуч . – 2015. - №2 – С.25; Управление ДОУ. – 2014. - №4. – С.42.
  8. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года. (Проект). 23 января 2015 года. http://dopedu.ru/attachments/article/ 
  9. Болотова Е.Л. Оценка профессиональной квалификации педагога. //Российское образование. – 2014. - №3. – С.75.
  10. Давлятшина О.В. Внеурочная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС как средство профессионально-личностного развития педагога. //Внешкольник. – 2015. - №1. – С.48.
  11. Нечаев М.П. Педагогическая самооценка уровня соответствия требованиям профессионального стандарта. //Завуч. – 2015. - №2. – С.16.
  12. Носко О.А. Профессиональная компетентность педагога – требование времени. //ОБЖ (Основа). – 2014. - №9. – С.2.
  13. Рудакова А.М. Профессиональные компетенции современного педагога. //Всё для администратора школы. – 2015. - №2. – С.2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...

Семинар для педагогов "Формирование ключевых компетенция учащихся начальной школы"

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;- не может применить определенный набор знаний ...

Педагогические компетенции педагога в начальной школе

laquo;Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педа...

Индивидуальный план повышения педагогической компетенции учителя начальных классов

План повышения педагогической компетенции учителя начальных классов...