Методическая разработка
методическая разработка (3 класс)

Михина Наталья Викторовна

Данный материал может быть полезен учителям начальной школы, работающим по другим программам. В методической разработке показана методика проведения уроков развивающего обучения по системе В.В. Давыдова- Д.Б.Эльконина. Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное участие в учебно-исследовательской деятельности на уроке, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto_mihina_n.v.docx498.99 КБ
Файл material_dlya_uchastiya._mihina_n.v.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагменты урока- моделирования  по русскому языку в 3 классе.

            Тема «Важнейшие типы изменения слов. Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов»

          Обучающиеся в группах составляют алгоритм решения орфографических задач, объясняют выбор той или иной формы слов-названий предметов, признаков и действий для проверки орфограмм слабой позиции.

          Дети предлагают пути решения обозначенной проблемы, самостоятельно выдвигают гипотезы. Например, одни считают, что можно действовать известными способами, другие ищут новый путь. В итоге формируются умения наблюдать, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, делать умозаключения и выводы, давать определение понятиям. В групповой работе учащиеся создают разные типы моделей, которые отражают условия данной проблемы. Обсудив и проанализировав результаты, мы вместе с учащимися выбираем вариант модели, приводящий к решению проблемы.

D:\P1030932.JPG            D:\P1030926.JPG

D:\P1030931.JPG             D:\P1030937.JPG

D:\P1030934.JPG                  D:\P1030938.JPG



Предварительный просмотр:

Формирование УУД  на уроках развивающего обучения по системе В.В. Давыдова- Д.Б.Эльконина.

Михина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ СШ № 5

  Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие их мышления исследовательского типа. Помимо новых знаний, целью исследований в рамках учебной деятельности является поиск новых методов и способов деятельности, а также отработка умений и навыков их использования.

            Одной из актуальных проблем современного образования  является повышение эффективности учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед учителем сложную, но очень важную и необходимую задачу – обучение исследовательской деятельности учащихся.

           Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

           Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

          Я считаю, что именно система развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, по которой я работаю в настоящее время, является одной из немногих программ обучения, которая оправдывает эффективность обучения и развития элементов исследовательской деятельности учащихся. Почему я выбрала именно эту программу?

Сначала мне было страшно, так как учили меня совсем по другим методикам преподавания. В голове – тревога: смогу ли я дать весь необходимый багаж знаний!? Получится ли преподнести материал ученикам так, как это было задумано авторами-психологами!? Я обратилась за помощью к учителям, которые уже несколько лет работают по этой системе. Они предоставили мне свой опыт, приобретённый за несколько лет работы по данной системе. Показали, как правильно составить рабочую программу, организовать урок по системе развивающего обучения. Но все сомнения ушли, когда я начала посещать уроки развивающего обучения. На уроках я видела, как дети по этой системе учились творчески, активно добывали знания, осмысленно относились к своей работе и умело использовали полученные знания. Учителя на уроках не заставляли заучивать готовые правила, а учили формулировать эти правила самостоятельно, учили оценивать свои знания относительно себя, а не других учеников.

            Особую роль в моём профессиональном развитии сыграло знакомство с профессором, доктором психологических наук Максимовым Леонидом Константиновичем, который приезжал к нам в школу № 5 города Михайловки с курсами для учителей начальных классов по психологическому сопровождению обучения младших школьников и младших подростков в условиях образовательной системы В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. Он проводил мастер-классы для учителей, давал уроки на классах, которые работают по системе развивающего обучения. Особенностями его уроков по данной системе являлся диалог между детьми. Максимов Л.К. допускал только проблемное изложение знаний, когда он шёл к ребятам не с готовым знанием, а с вопросом. Не один раз он посещал и мои первые, пробные уроки в системе развивающего обучения. Указывал на недостатки и давал рекомендации по тому или иному этапу урока.

Ведь урок по системе В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  - понятие вневременное. Он может занимать от 10 до 40 минут. Каждый этап урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся. Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии. Кроме того, система развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина организовывает учебную деятельность так, чтобы ребёнок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления. На своих уроках я использую подводящий или побуждающий виды диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать свои способы решения учебной задачи или проблемы. А я фиксирую все варианты (даже самые «нелепые») и предлагаю детям доказывать своё мнение. Система работы представляет собой совокупность приемов, способствующих формированию исследовательских умений на уроках. На уроке постановки учебной задачи я формирую умения наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезы через создание ситуации «интеллектуального разрыва» и его фиксацию в графико-знаковой и словесной форме. На уроке моделирования учащиеся предлагают пути решения обозначенной проблемы, самостоятельно выдвигают гипотезы. Например, одни считают, что можно действовать известными способами, другие ищут новый путь. В групповой работе учащиеся создают разные типы моделей, которые отражают условия данной проблемы. Обсудив и проанализировав результаты, мы вместе с учащимися выбираем вариант модели, приводящий к решению проблемы. В итоге формируются умения наблюдать, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, делать умозаключения и выводы, давать определение понятиям. На уроке решения частных задач проводится отработка и формирование умений на основе разработанной модели. Предлагаются вопросы, требующие творческого сравнения, сопоставления, анализа различных объектов и явлений, расширяются и углубляются умения учащихся работать с информационной базой, классифицировать, структурировать материал. В конце урока школьники подводят итоги своей деятельности. Для того  чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, я включаю разнообразные групповые и дискуссионные формы работы. В ходе такой работы дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Результаты своих исследований дети представляют в виде готовых формул, презентаций, мини конференций, на которых они выступают с докладом и отвечают на вопросы о проделанной работе.

           Особое внимание я уделяю формированию действий контроля и самоконтроля. В своей работе я использую следующие приёмы самооценки и самоконтроля:

- словесные приёмы: в конце урока задаю следующие вопросы: - Что ты узнал на уроке? – Над чем ещё надо поработать? – Достиг ли ты поставленной цели в начале урока?

- наглядные пособия, которые помогают в оценивании своих достижений;

- рисунки (изображение в цвете какого-либо предмета);

- символы;

- волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками, где оценивает сначала ученик, а затем учитель);

- задания-ловушки (задания на анализ (рефлексию) освоения способа действия);

- письмо с дырками (видеть ошибкоопасные места в слове);

- обоснованный отказ от выполнения задания (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями).

В свою очередь, система  развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  полностью отвечает новым целям образования, определённым современным Федеральным государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Все учебники программы В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009г).

          В 2016 году я выпустила свой второй набор детей, которые обучаются по системе развивающего обучения  В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. На своих уроках я вижу, как дети отстаивают свою точку зрения, умеют учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. Я очень довольна результатами, которые дети показывают на школьных, муниципальных и региональных олимпиадах. А главное для меня, что дети умеют мыслить, рассуждать, действовать в нестандартной ситуации, сопереживать и помогать друг другу.

Но к сожалению, в нашем городе Михайловка эта система не нашла широкого применения. Только в нашей школе №5 и то, только четыре учителя, которые заинтересовались её самостоятельно. Во-первых, чтобы  работать по этой программе, нужна масштабная подготовка и переподготовка учителей, а также поддержка администрации управления  образования. Именно отсутствие такой подготовки мешает распространению системы развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. Во-вторых, система  В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  не имеет достойного продолжения в основной школе. Учителя основной школы, работающие по другой методике, не принимают эту программу. Детям делают замечания по поводу того, что они не умеют писать конспекты и учить наизусть готовые правила. В-третьих, для учителя, работающего в системе развивающего обучения, нет развёрнутой методической литературы по предметам. А какие есть, то очень краткие и давно не переиздавались.

Но несмотря на все минусы, система мне очень нравится. Каждый урок для детей – открытие нового! Дети с удовольствием идут в школу и познают неизвестное. Я ни на минуту не сомневалась в правильности выбора программы развивающего обучения  В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...