Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
материал

Яковлева Наталья Александровна

Приоритетной целью школьного образования является формирование у учащихся «умения учиться», т.е. развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД        Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий  младших школьников

2 СЛАЙД

Приоритетной целью школьного образования является формирование у учащихся «умения учиться», т.е. развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» образовательного процесса.

3 СЛАЙД

 Достижение этой цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Среди них важное место занимают коммуникативные УУД. В новом стандарте одной из характеристик «Портрета ученика начальной школы» является: ученик начальной школы доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

4 СЛАЙД

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5 СЛАЙД

Формирование коммуникативных УУД младших школьников имеет большое значение в   образовательном процессе.

Во – первых, они влияют на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом тревогу, то его ответ будет хуже имеющих знаний, и  оценка, соответственно, ниже. Это может отрицательно повлиять на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И наоборот, если ребёнок  не умеет контактировать с окружающими, то сужается круг его друзей, он чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, и в дальнейшем это может провоцировать асоциальные формы поведения .

В- третьих, коммуникативные ууд – это ресурс эффективности и благополучия будущей жизни.

6 СЛАЙД

В соответствии с ФГОС к коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

7 СЛАЙД

Для формирования коммуникативных учебных действий необходимо использовать в своей работе следующие приемы:

•   Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

•   Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

•   Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

•   Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

•   Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

•   Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

8 СЛАЙД

   Эффективными средствами формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются :

  • парная  и групповая работа;
  • учебный диалог;
  • игра;
  • проектная деятельность.

9 СЛАЙД

Работа в парах.  Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД. Парная  работа на уроке учит строить человеческие и деловые взаимоотношения детей, повышает речевую и мыслительную активность. Сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать. В каждом классе есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. А в паре они  начинают говорить, у них появляется уверенность в собственных силах. Каждый ученик получает возможность на уроке отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки.

10 СЛАЙД

На уроках можно применять следующие виды  работ в паре:

-обсуждение (разбор, оценка, высказывание своего суждения по поводу чего-либо);

- совместное изучение нового;

- обучение друг друга ( передача друг другу каких-либо знаний, навыков);

- тренировка (выполнение упражнений для совершенствования навыков и умений);

- проверка

При этом предлагаются паре выполнить такие задания, как:

- решить, составить задачи;

- найти наиболее рациональный способ решения;

- составить план произведения;

- инсценировать;

- подготовить пересказ;

- придумать продолжение рассказа;

- разгадать кроссворд, головоломку, ребусы;

- составить схемы предложений, слов;

- работа с карточками ( здесь я применяю методический приём «Дуэль». Например, на уроках русского языка я готовлю карточки по какой-либо теме, например, «Части речи». У каждой пары 2 карточки с разными частями речи. Один ученик читает слово, а второй должен отбить удар – назвать, какая это часть речи. Если ответ дан неверно, то счёт становится 1:0. Затем второй ученик называет слово со своей карточки, а первый – называет часть речи.  После завершения работы, чтобы показать, что пара готова, дети берутся за руки, образуя «домик». Когда все пары готовы, спрашиваю, поднимите руки, у кого дуэль закончилась со счётом 0:0, 0:1, 0:2. Здесь можно выяснить, в чём были допущены ошибки. Можно придумать различные задания по любой теме. Этот приём можно также использовать на уроках математике при изучении состава чисел, таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, на уроках окружающего мира, например, при изучении природных зон, полезных ископаемых.

- интересны детям и взаимодиктанты, где один ученик-«учитель» диктует слова на изученное орфографическое правило с карточки соседу, который выполняет задание, затем наоборот. После этого дети меняются тетрадями, проверяют работу соседа, исправляют ошибки, оценивают друг друга. На первых порах я сама готовила такие карточки, теперь дети сами с удовольствием дома  выполняют такое задание «Словарный диктант для соседа». Аналогичные карточки можно составлять на изученные пунктограммы – дети дома составляют «Графический диктант для соседа» - выписывают из художественных произведений 4-5 предложений на изученные пунктограммы – сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, можно начертить схему.

- немаловажную роль в парной работе играет взаимопроверка и взаимооценка. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания.

При работе в парах сменного состава можно использовать интересный приём «Ручеёк». Общение ребят происходит внутри одного ряда. Для этой работы необходимо приготовить к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Один вариант каждого ряда начинает движение: с 1 парты ученик передвигается  на последнюю, а остальные передвигаются на 1 парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

11 СЛАЙД

Работа в малых группах.

    Объединение в группы также способствует формированию коммуникативных ууд. Работая в группе у детей вырабатывается умение сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли, высказывать своё мнение, слушать и убеждать других, приводить аргументы согласия или несогласия.

12 СЛАЙД

Существуют различные виды групповой работы. Это «Мозговой штурм»,  «Карусель», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», «Зигзаг» и другие.

В своей работе я чаще применяю

Мозговой штурм (мозговая атака)  используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп. Этот приём можно применять при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках литературного чтения.

«Карусель» Все члены группы проводят объяснение полученного задания без остановки, так как движется карусель. Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами. Учитель составляет вопросы. Группа должна ответить на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу или ресурсы интернета.

13 СЛАЙД

Диалог. Учебный диалог - своеобразная форма общения, взаимодействие между детьми, между детьми и учителем. Главным условием возникновения диалога на уроке считается наличие проблемной ситуации, именно она является «начальным моментом мыслительного процесса». Используются 2 вида диалога -  побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог – это отдельные вопросы учителя, которые стимулируют мышление детей. Сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем специальными вопросами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять свои гипотезы. Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, выполнение которых шаг за шагом подводит детей к формулированию темы урока.

Благодаря учебному диалогу на уроке нет пассивных детей, все думают, стараются выразить свои мысли.  

14 СЛАЙД

Игра.  Использование игровых технологий на уроках помогает  заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. В процессе игры у детей происходит  установление дружеских контактов, вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.  Можно использовать различные игры:

- в 1-2 классах включать в работу сюжетные игры, которые направлены на то, чтобы раскрепостить ученика. Дети выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог.

- игры-предложения: перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия: «Что было бы, если…». При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

- в 3-4 классах можно использовать игры делового характера, когда ученики выступают в роли кого-либо (например, экологов, директоров предприятий), решающих  какие – либо проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи.

- игры – путешествия: активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием, их устными сообщениями, переживаниями. Например, при изучении и знакомстве с природными зонами, с крупными реками России, путешествие в какую-либо сказку.

Игра развивает у детей реальную фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

15 СЛАЙД

Проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность также является эффективным средством формирования коммуникативных ууд. В учебно-методическом комплекте «Школа России» работа над проектами входит в программу обучения. В учебниках имеются специальные странички «Наши проекты», где подробно даётся инструкция по выполнению того или иного проекта. Ребята выполняют исследовательские, творческие, информационные проекты, работая индивидуально или в группе.  Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, расширяется их образовательный кругозор, возрастает  познавательный интерес.  В роли  помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта или исследовательской работы. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает  уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

16 СЛАЙД

Результаты своих открытий дети демонстрируют не только на уроках, классных часах, но также принимают участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», в конкурсе «Летопись родного края», в зональных краеведческих чтениях «Бежецкий Верх», в конкурсе проектов «Город мастеров».

 

Таким образом, использование эффективных педагогических технологий и средств обучения способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

17 СЛАЙД

Результатом работы по формированию коммуникативных УУД является:

- ученик  умеет слушать и понимать речь;

 высказывать  своё  мнение;

аргументировать свою точку зрения;

соотносить свои высказывания с высказываниями других ;

задавать вопросы по теме;

 поддерживать дискуссию;

разрешать возникающие конфликты;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

использовать язык и стиль понятный аудитории.

Овладение обучающимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является залогом успеха их будущей взрослой жизни.

18 СЛАЙД

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

Приоритетной целью школьного образования является формирование у учащихся «умения учиться»: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели проектировать пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения

Слайд 3

Универсальные учебные действия личностные регулятивные познавательные коммуникативные

Слайд 4

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 5

Значение коммуникативных УУД учебная успешность; адаптации ребёнка в школе; благополучие будущей жизни.

Слайд 6

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Слайд 7

Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения. Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. Приёмы для формирования коммуникативных учебных действий

Слайд 8

Эффективные средства формирования коммуникативных УУД парная и групповая работа учебный диалог игра проектная деятельность

Слайд 9

Парная работа учит строить человеческие и деловые взаимоотношения детей; повышает речевую и мыслительную активность; даёт возможность обучать и контролировать друг друга; у детей появляется уверенность в собственных силах; каждый ученик получает возможность на уроке отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки.

Слайд 10

Виды работ в паре Задания для работы в паре обсуждение совместное изучение нового обучение друг друга тренировка проверка решить, составить задачи; найти наиболее рациональный способ решения; составить план произведения; инсценировать; подготовить пересказ; придумать продолжение рассказа; разгадать кроссворд, ребусы; составить схемы предложений; работа с карточками; взаимодиктанты ; взаимопроверка , взаимооценка .

Слайд 11

Групповая работа Работая в группе у детей вырабатываются умения сотрудничать ставить вопросы решать проблемы договариваться распределять роли высказывать своё мнение слушать и убеждать других приводить аргументы согласия или несогласия

Слайд 12

Виды групповой работы «Мозговой штурм» «Карусель» «Охота за сокровищами» «Снежный ком» «Смотр знаний» «Пазлы» «Зигзаг»

Слайд 13

Учебный диалог ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ

Слайд 14

Игра помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции, происходит установление дружеских контактов, вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. сюжетные игры игры-предложения игры делового характера игры – путешествия

Слайд 15

Проектно-исследовательская деятельность

Слайд 16

научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»; конкурс «Летопись родного края»; зональные краеведческие чтения « Бежецкий Верх»; конкурс проектов «Город мастеров»

Слайд 17

Результатом работы по формированию коммуникативных УУД является: Ученик умеет слушать и понимать речь; высказывать своё мнение; аргументировать свою точку зрения; соотносить свои высказывания с высказываниями других; задавать вопросы по теме; поддерживать дискуссию; разрешать возникающие конфликты; сохранять доброжелательное отношение друг к другу; использовать язык и стиль понятный аудитории

Слайд 18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...